Первым делом я хочу сообщить, что сайт переехал, и все обновленные материалы находятся на сайте Древние цивилизации.рф. Желающих прошу туда. Эта лекция все еще остается в старом виде, хотя обновление ожидается (и тут может быть не отмечено). Элена Элк, сентябрь 2012 р.Х.
Прошлый раз мы изучали с вами первую из восточных цивилизаций - Индию. Переместимся теперь еще восточнее и поговорим о четвертой древнейшей цивилизации Земли, откуда как раз рис с шелком и распространились по миру. О Китае. Весь Китай делится на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира – Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории – низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют замечательный мягкий климат, пригодный для земледелия. Осень Китая теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Как и в предыдущих трех местах, здесь почва была наносной и содержала речной ил. Как я уже упоминала, зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысяч лет назад протекала значительно южнее – на 450 километров, чем сейчас. Длина Хуанхэ – 4 тыс. км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз меняла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ – «река, надрывающая сердце». В Китае огромное количество ископаемых и весьма разнообразная флора и фауна. В древнейшие времена почти вся территория была покрыта лесом. Это было главным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, возможно, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины. Однако условия для земледелия там были самые тяжелые из всех четырех цивилизаций. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой – бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и постепенно повышали его уровень – именно поэтому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно поэтому разливы были столь катастрофичны. Разумеется, для регулировки подобных разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань – китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства. К тому же нужен был злак, который это все выдерживает, к тому же – вспомним – он должен быть высокобелковым злаком. Вначале на севере Китая выращивались просо, ячмень и пшеница, но позже главной культурой стал рис, завезенный с юга и идеально подходивший для обильных осадков. Я поясню почему. Рис не требователен к почве, но требует грунта, хорошо удерживающего воду. Урожай можно получить даже на песке. Рисовые поля бывают трех типов, называющихся чеки, суходольные и лиманные. Чеки занимают примерно 90% рисовых полей, и суть выращивания риса там такова, что рис растет при постоянном затоплении почти до самого созревания. Потом воду спускают. Суходольный рис вначале был основным и выращивался в местах с большим количеством естественных осадков. Лиманный способ выращивания означает, что рис растет в поймах рек во время паводков, которые происходят тут не только весной, но и летом, во время дождей. Условия выращивания риса потребовали развития агротехники. Ведь глубину затопления риса надо было все время менять. Китайцы первыми в мире ввели систему смены полей, деля участок на три части. Две части засевались, а третья «отдыхала» (это называется стоять под па’ром («'» означает ударение)). Высокая агротехника в свою очередь расширила возможности сельского хозяйства. Китайцы стали выращивать цитрусовые деревья, которые оказались весьма капризными и неустойчивыми по отношению к действию вредителей (как только вы начинаете концентрированно выращивать что бы то ни было, ждите, что на такую роскошную приманку явятся все мыслимые хищники на свете – насекомые или млекопитающие). И пришлось им первыми в мире заняться борьбой с вредителями. Лягушка, охотившаяся на этих самых вредителей, стала священным животным. Выращивание хризантем потребовало внесения органических удобрений, и тут китайцы снова оказались первыми. Наконец, к 1-му веку до н.э. выращивание чая достигло промышленных масштабов, и он перестал быть редким лекарством. К тому же в Китае очень оригинально решили проблему с одеждой. Обычно люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древнейших времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму. Как вы все, наверное, знаете, шелк и чай стали главными продуктами экспорта в более позднем Китае – уже к X веку до н.э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками… На переход от Аравийского полуострова до Китая, по словам арабов, были нужны 200 дней перехода. Но так быстро никто не ходил – торговцы должны были останавливаться по пути в самых разных городах и везде торговать, плюс через пустыню Гоби зимой никто не ходил, плюс… еще сто причин. В результате караван доходил до места за 3-4 года пути. И потом снова назад. Да, конечно, это приносило баснословную прибыль. Но цена была соответствующей. Сложный способ выработки ткани потребовал сложного производства, и пришлось придумывать ткацкий станок, работающий на водяном колесе. Попутно китайцы стали делать ткань из асбеста, которая не горела в огне и была хорошим материалом для фитилей на лампах. Но мы уже слегка забежали вперед. Считается, что история Китая насчитывает 7 тысячелетий, т.е. зародилась в V-м тысячелетии до н.э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III-II тысячелетии до н.э., а конец приходится на крушении империи Хань (220 г. н.э.). Китай тоже оказался в изоляции, и его культура оказалась тоже весьма своеобразной. Даже жесткая необходимость прокладывать торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, идя через одну из самых опасных пустынь на Земле – Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена. Интересно, что для общин выделялось девять частей земли. Восемь выдавались семьям, а девятая была общей. Позже она отошла правителю Китая. Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позже, чем в Месопотамии. В Китае тоже была прекрасная глина – каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX веке в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была найдена расписная керамика, которую датировали V-IV тысячелетиями до нашей эры. Но государства, разумеется, появились несколько позже.
Если верить китайским историкам (а причины не верить им тоже есть, но об этом позже), то в начале XXI в. до н.э. Юй – основатель династии Ся заодно основал и первое государство, мало чем отличавшееся пока от обычного города. Кстати, причиной основания послужило катастрофический разлив Хуанхэ, после которого «сто черноголовых семейств», составлявшие два народа, договорились о совместной ирригации. В XVII в.до н.э. племя Шан победило племя Ся и основало нечто, что можно с большим основанием назвать - первое государство. Назвали они сами себя по имени своего племени – Шан, а соседи называли его Инь (ничего не напоминает?). Столиц в государстве было две – сначала Шан, потом Инь, возможно, поэтому и такое расхождение в названиях. Скорее всего, после этого жизнь в Китае развивалась бы по типу Месопотамии, если бы не было вторжения варварских племен. Государство Шан Инь существовало относительно недолго, поскольку рядом оказалось весьма воинственное племя Чжоу, состоявшее из смеси собственно китайцев и варваров, сокрушивших династию Шан и основавших собственную, просуществовавшую до III в. до н.э.Однако, государство Шан дает нам любопытное пересечение. Известно, что колесницы зародились от индоевропейцев, известно, что они добрались до Хуанхэ. Наконец, известно, что военная мощь Шан определялась именно наличием колесниц. Чжоу же решающее сражение провели на болотах, где колесницы увязли в грязи. Чжоу стали первым феодальным государством мира, но не будем углубляться в историю более современных китайских династий, вернемся к древности. Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (возможно, из-за этого медицина Китая получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н.э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии. Если в Индии народ в силу представлений о карме и реинкарнации приобрел несколько пассивную позицию, в трех остальных цивилизациях личные качества ценились высоко, и социальная позиция была активной. При этом в западной части континента она обеспокоила жрецов, которые ее подавили угрозами кар со стороны богов, в Китае же каждый был «кузнецом своего счастья», что послужило причиной быстрого развития страны.. Кстати, уже к 500-м годам до н.э. Китай вел разработки подземных жил. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника. Как вы все должны понимать, такая упорядоченность требовала многого. Например, дорог, чья протяженность к III веку до н.э. достигла 6.5 тыс. км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V в.до н.э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной более 400 км. Еще через два века через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, соединивший север и юг страны. Еще через двести лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 м, а глубина – 9. Я уже не говорю о Великой китайской стене… Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности. В отличие от Индии, Китай весьма беспокоился о своей истории и начал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности – еще в до-иньский период, в XIV-XI вв. до н.э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя огромное количество письменных источников, позволяющих восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI веку на бронзовых сосудах начали писать стихи. Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского – во II в. до н.э. в г. Лоян. Училось там сначала 50 человек, а через сто лет – уже 3000 человек.
Последнее, пожалуй, о чем я скажу, – это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись так быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, был такой император Цинь Шихуанди, который в 221 г. до н.э. объединил Китай. Он тоже очень беспокоился об истории своего государства и поэтому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные надобно сжечь. В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается только гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался больше 50-и лет. И позже, во времена уже следующей – Ханьской династии – императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 г.до н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…
Итак, подведем итоги. Человеческих цивилизаций зародилось сразу четыре, и случилось это в районе 5-4 тысячелетия до нашей эры. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что позволило использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.Надо сказать, что есть данные о том, что все четыре цивилизации общались друг с другом. Так, например, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них разные и пишутся слова совершенно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость. О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, тоже говорит само за себя. Остаются два НО! Зарождение ЦИВИЛИЗАЦИИ не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или – уж тем более! – в Африке люди появились раньше. Но именно цивилизации возникли там, где я упомянула. Наконец, последнее – не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная. Ловите домашнее задание. 1. Перечислите достижения или инструменты, или орудия сельского хозяйства древней китайской цивилизации. 2. Как повлиял климат на характер цивилизации? 3. Поищите другие места на Земле, где могли возникнуть цивилизации. Попробуйте найти информацию о возникновении цивилизаций в этих местах. Когда это случилось? (подробный ответ можно докладом отправлять). 4. Попробуйте порассуждать на тему о связях между древними городами и государствами. Как они могли быть связаны? Какими путями? Зачем или почему им это понадобилось? Альтруизм только не приписывайте – как только человечество объединяется в группы, оно становится удивительно рационалистичным. Впрочем, споры со мной только приветствуются.
Удачи всем! Когда-то эта лекция писалась для Хогвартса Сириуса. Сегодня я там не преподаю, поэтому всех желающих ее выполнить, отсылаю к себе на почту.