Замечательный фон для этой странички был взят с сайта Lenagold
Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold

Видите ли, эта магия - хитрая вещь, сэр. Она строится и питается на собственном воображении человека и его внутренних страхах. Маг просто позволяет и помогает нам самим поднять из подсознания то, что потом нападает на нас - то, чего мы более всего боимся.
А.Нортон
Элена Элк поздоровалась со студентами и подошла к окну, распахнув обе створки. За окном во весь горизонт раскинулась гавань, наполненная парусниками. В окно ворвался свежий морской ветер с брызгами.
- Не правда ли, вид парусника сам по себе волшебный? Для того, чтобы нарисовать волшебный лес или волшебный домик, его надо сделать чуть-чуть сказочным и неестественным. А парусник волшебный сам по себе. И ведь при этом все мы знаем, что такое путешествие на паруснике. Тяжесть, сложность, нехватка еды, воды, одежды. Цинга и все мыслимые и немыслимые кишечные болезни. И все же, даже зная это все, мы считаем парусник вещью глубоко романтичной. Наверное все дело в том, что с парусником связано открытие неведомого, а страсть к его открытию сильнее всех неудобств мира.
Элена обернулась и рассмеялась.
- Помните фильм "Матрица"? Мы с вами сейчас находимся в виртуальном мире. Здесь нет моря, парусов, морской соленой воды и брызг. Но сколько человек после моих слов глубоко вздохнули, словно бы попытались вдохнуть морской воздух? Удивительно, не правда ли?
Элена прикрыла окно и прошла к столу.
- Тема нашего сегодняшнего урока связана с удивительной способностью человека верить в то воображаемое, что подсказывает ему разум или

Возможности человеческой психики

Конечно, тема нашего сегодняшнего урока попросту необъятна. Все вы слышали о науке психологии и психиатрии, которая занимается особенностями человеческой психики, как нормальными, так и патологическими. Но есть и смежные области научных дисциплин, которые занимаются вопросами деятельности мозга и возможностями человека. Тут и биология с медициной и философия с антропологией и историей.
Разумеется, я назвала далеко не все, но думаю уже понятно, что вопрос сложен.

Я постараюсь избежать терминов, теорий и медицинских выводов, я не буду трогать вопросы философии познания. При желании вы легко найдете тысячи книг на данную тему (только рассуждениями в сети не увлекайтесь, человечество давно уже выросло из этого дилетантства).
Я хочу поговорить вот о чем.

Эффект Плацебо.

Слышали ли вы о том, что человеческая психика способна на все? Слышали, наверное.
В этом вопросе есть множество домыслов и откровенной фантастики с мистикой, однако даже если отбросить эту лавину пустой информации, несколько вещей все же можно вычленить.
Ну, вот простой эффект, который называется "эффект Плацебо". Его суть в том, что вы берете больного человека и даете ему нейтральную таблетку (ну, например, просто с наполнителем, без лекарственных препаратов). Затем вы сообщаете ему, что это просто супер-пупер лекарство, от которого болезнь излечивается… ну, пусть за три дня.
Через три дня человек приходит и благодарит доктора за то, что таблетка помогла.
А иногда и никаких таблеток не надо. Вы сами замечали, наверное, что "если очень надо", то грипп лечится за пару дней. Человек через силу встает, идет на … ну, пусть на олимпиаду, занимает там первое место, прыгает от радости и удивительным образом к концу дня излечивается.
Бывало такое?
Кстати, бывало ведь и наоборот. Когда человек считает, что есть время поболеть, укладывается в кровать… и через пару недель замечает, что это кошмар какой-то, он все еще болеет!
Насколько это объективно, а насколько субъективно каждый раз судить сложно. Но эффект Плацебо научно доказан. Кстати, еще во времена Александра Македонского (а, может и раньше, кто знает?) существовала поговорка: "раны победителей заживают быстрее". Почему?
Потому что лавина положительных эмоций победителя заставляют организм выбрасывать в кровь адреналин, норадреналин и т.п., которые не только возбуждают нервную систему, но и гасят, скажем, гистамин, норовящий то отек вызывать, то еще чего, и затормозить эту самую нервную систему.
В чем природа явления "заживают быстрее"? В физиологии или психике? Ответ невероятно сложен, ибо человеческий мозг устроен так, что физиология в нем может влиять на психику, а психика на физиологию.
Человека, который способен каждое утро вставать в одно время, несмотря на "не хочется", мы зовем человеком с сильной волей. Но что значит "воля"? В чем механизм такой возможности? Видимо, дело в нашем воображении.
Сейчас попробую объяснить в чем дело.

Наш организм "тупой". Он сам ничего не может решить или понять. Конечно, если вы неожиданно ткнете иглой в кожу, кожа съежится в этом месте и попробует уплотниться. Клетки "попробуют избежать" такого воздействия, и это – голый инстинкт. Мозг не влияет на этот процесс. Однако рецепторы отправят в мозг сообщение об уколе. А уже мозг посмотрит на иглу и решит, бежать ли ему куда подальше, или посидеть смирно, потому что это врач прививку ставит.
Что при этом происходит? Мозг определяет степень опасности. И дальше "сообщает" организму, что надо делать. Высокая опасность – бежать, низкая – сидеть. Мозг может ВООБРАЗИТЬ себе, что сейчас будет запредельно больно, и вы завопите, даже если вас ткнуть тупым концом карандаша. А может сообщить, что боли не будет, и вы не почувствуете ожога сигаретой.
Далее, замечали ли вы, что иногда, глядя на фильмы, играя в компьютерные игры или просто во сне, вы пугаетесь, вздрагиваете, убегаете, уклоняетесь от полета боевой ракеты или выстрела танка, плачете, морщитесь или смеетесь? Все эти реакции заложены природой для того, чтобы реагировать на реальные события. Ведь природа никак не рассчитывала на появление искусственных раздражителей. Но она не рассчитывала и на разум человека, и как следствие, на его фантазию. Дело в том, что все реальные события оцениваются "через процессор" головного мозга. Это он смотрит, скажем, на воду и знает, что пора задержать дыхание.
Но вы можете ПРЕДСТАВИТЬ себе воду, и реакция будет такой же.
Потому что процессор "восстановил" ту же картинку, а ОРГАНИЗМУ все равно, реальная опасность или "киношная", виртуальная. Мозг отдал распоряжение на реагирование, он и реагирует.
Отсюда и механизм воздействия.
Вы можете представить себе реальную ситуацию, а организм будет на это представление реагировать так, словно эта ситуация уже есть.
Попробуйте молча запеть. Вы обнаружите, что связки в горле немного сокращаются, язык шевелится, одним словом, организм ведет себя так, словно вы поете на самом деле.

Разум против физиологии.

Знаете, почему студенты так сильно нервничают на экзаменах? Механизм простой. Вы боитесь не сдать. "Глупый" организм в курсе того, что вы боитесь. Но он не умеет мыслить, в нем нет никаких СЛОВ и ПОНЯТИЙ. Он вообще не понимает, что такое "экзамен", "не сдать", "сессия" и "стипендия". Он просто реагирует на страх мозга. Мозг боится – надо бежать! Немедленно!!!
И организм послушно делает несколько вещей: например увеличивает приток крови к конечностям, выбрасывает бешеную дозу адреналина и других гормонов стресса, кстати, отключая способность логически мыслить (ведь ему пора все переводить на подсознание, которое реагирует на опасности значительно быстрее сознания.), и… И ничего.
Ведь вы заходите в аудиторию и садитесь, продолжая бояться. Страх нарастает.
Организм перестает что-либо понимать, потому что с одной стороны ему выдают сигнал о сумасшедшего уровня опасности, с другой обладатель организма спокойно садится на скамейку? Организм доступными ему средствами пытается сообщить, что его владелец сошел с ума (бежать надо!!!) и отключить этот дурацкий процессор (наверное, он перегрелся), но его "вопли" игнорируются. Отчасти организм все же понимает, что "что-то не то", на привычный сигнал надо реагировать иначе, но он еще не знает КАК. И это вводит его в стрессовое состояние. Он как бы остается в готовности к мгновенному реагированию, но ждет сигнала от мозга.
И дальше начинается битва сознания с организмом. Кто-то успокаивается, поскольку ухитряется сообщить своему телу о том, что опасности нет ("уф, хороший билет попался"). Мозг-процессор радуется, значит, опасность прошла (страшный зверь убежал, нас никто не съест).
А кто-то впадает в депрессию: ведь бешеные выбросы адреналина должны подавиться и подавляются другими гормонами. Причем раз все это происходило внезапно, то и "гасители" вроде того же гистамина начинают вырабатываться внезапно, но когда пик адреналина давно прошел, пик гистамина только достигается. Наступает депрессия ("завалю сессию, все плохо"), к тому же мозг может работать далеко не в полную силу под атакой гормонов. Через некоторое время мрачный студент выйдет из аудитории и обнаружит, что он либо готов плакать от обиды, либо стал агрессивен. Это тоже реакция организма (обидели, значит, отняли место или еду, ее надо захватить назад, даешь агрессию).
Я, конечно, утрирую, все далеко не так просто, а спектр эмоций попросту бесконечен, но все же процессы обстоят примерно так.

Разум управляет физиологией

А это значит, что обычным представлением вы можете заставить реагировать свой организм так, слово событие уже случилось. Или случится. Одним словом, словно оно РЕАЛЬНО.
В советские времена была очень распространена так называемая аутогенная тренировка, суть которой была в том, что человек должен был вообразить себе некоторое событие и приготовиться к реакции на него. Ну, вот, скажем, я боюсь отвечать у доски, так? Я сажусь дома в спокойной обстановке, закрываю глаз и представляю себя у доски. При этом я в воображении строю несколько вариантов, например, - я отвечаю просто блестяще, словно в полете. Или – спокойно и уверенно излагаю материал. Или – шучу и смеюсь, потому что страха нет. Я не только абстрактно об этом думаю, я воображаю свои эмоции, реакцию окружающих и т.п., т.е. воссоздаю в голове реальную картину. Задача физиологии же – правильно реагировать на эту картину. Т.е. я тренирую и психику, и физиологию, а заодно связываю одну реакцию с другой в неразрывную цепочку.
После серии подобных упражнений, страх действительно проходит, а способности к публичным выступлениям – появляются. Более того, уже совсем в другой обстановке, скажем, у шефа на ковре, у меня тоже "проснется" выбранная мной схема поведения. Почему?
Все просто. Возникнет связь психика-физиология. Скажем, когда у меня выбрасывается столько-то адреналина, столько-то амфетаминов в кровь, это означает, что "я у доски", психика выдает привычный вариант. Ситуации могут быть разными, но похожими (а физиология не будет себя сильно перегружать информацией, она ее "не съест" попросту, поэтому все ПОХОЖИЕ ситуации она воспримет одинаково), а реакция окажется на все похожие случаи такой, какой надо. Ну, во всяком случае, какой надо и хотелось именно мне.
Собственно, главная польза во всех подобных методах самовоздействия в том, что я перестану проклинать себя за то, что повела себя так, как мне НЕ ХОТЕЛОСЬ или НЕ НРАВИЛОСЬ. Я буду вести себя так, как хочу, потому что я сама выбираю свои реакции.
Да, это может оказаться неправильным с точки зрения социума, вашего начальника или еще кого. Но, во-первых, можно и сменить свою реакцию, если мне это захотелось, во-вторых, подобный выбор дает большую самостоятельность и свободу личности, наконец, в-третьих, мне попросту некого винить в таких реакциях, то бишь я возьму ответственность за свои действия и жизнь только на себя. Что уже хорошо, не правда ли?

Многие спортсмены знают, как велика связь между настроем (психикой) и реальными спортивными успехами (физиологией). Да и вы это знаете. Когда команда играет слаженно, оказывается, что и реакции растут, и сила, и точность… Ведь не зря же страны, где личность подавляется некоторой общей идеей, часто оказываются в мировых спортивных лидерах. Они сражаются не только за себя. Ведь личной мотивации на рывок часто не хватает, а здесь есть как бы подпорка "я сражаюсь за коммунизм", "за великий Китай", "за человечество", в общем, за социум.
А это очень сильная дополнительная мотивация.

Разум и физиология - единое целое!

Детские физиологи тоже знают очень простую вещь. Новорожденных детей нужно развивать физически. Тогда начнут расти и их умственные способности с талантами. Примерно к полугоду, когда "процессор" активируется, можно загружать и мозг (загружают и раньше, но обычно фактически все сводится к раздражению рецепторов разного типа: тепло-холодно, мягко-жестко, громко-тихо и т.п.)
Параллельно стараются развивать так называемую тонкую моторику рук и ног, поскольку именно тонкие движения вызовут развитие височных долей мозга, ответственных за эти движения.
Т.е. выходит, что, воздействуя на определенные системы организма ребенка, мы стимулируем раздражение определенных зон мозга, которые и будут развиваться быстрее.
К году можно уже использовать то, что успел "набрать" мозг и начинать "замыкать реакции". Спортивное развитие сочетать с умственным, что даст гармонично развитую личность и психику.
Все кажется простым, правда? )))

Так, но вернемся к возможностям.
Итак, у нас нет отдельно психики, отдельно физиологии. Они связаны. Можно лечиться таблетками, а можно – самовнушением. (Можно и тем, и другим). Можно упорно тренироваться каждый день и не обогнать соседа, который тренируется не так сильно, но зато твердо уверен в том, что победит.
Если организм попал в состояние стресса (например, незнакомую ситуацию или тупиковую ситуацию), то выходов обычно два. Первый – победит разум, который найдет выход, оценит ситуацию, "объяснит" организму, как будем реагировать на проблему, и "научит" жить в новых условиях. Второй – победит физиология. Тогда человек может просто "плыть по течению". Приспосабливаться под неприятности, совмещать "я не хочу так жить" с "но жить-то надо" и т.п. Подобные мысли и реакции – это следствия физиологических реакций, поскольку всякий раз, когда мозг не подсказал выход из тупика, организм возьмет дело в свои руки и предложит впасть в спячку и подождать с решением вопроса.
Впрочем, скажем честно. Куда хуже, если мозг не нашел решения. Тогда возможны все варианты: от пьянства и наркотиков до самоубийства.
Каков выход? Выход в одном – тренировке этого мозга на решение разных сложных задач. Ведь вера в том, что "выход всегда есть", - это тоже тренировка мозга. Вы где-то и когда-то уже заложили ситуацию, что в критическом случае, когда мозг выдает непрерывное "нет решения, нет решения, нет решения", физиология четко скажет: "Есть!" – ну, и подбросит, скажем, адреналинчику или эндорфинчиков на помощь. Окажется, что светит солнце, день замечательный, а проблемы… а они вообще были?

Напоследок я хочу напомнить, что тренировка психики – это здорово во всех смыслах, однако всему хороша золотая середина. Про физиологию тоже не следует забывать.
Можно не спать неделю или даже две. И организм сумеет восстановить это (доказано исследованиями). Но если вы решили издеваться над ним несколько лет, может оказаться, что его ресурсы исчерпаны. Или у него появились новые связки на требования психики.
Так что сигналы типа "хочу спать, сильно хочу спать, ОЧЕНЬ сильно хочу спать" – лучше не игнорировать ПОПУСТУ. Т.е. если действительно НАДО, то, может, надо и отдать команду "бодрствуем". Но если это "надо" в "посмотреть кино, доиграть в игрушку или даже показать соседу, какой ты крутой, можешь не спать два дня", подумайте, стоит ли ради столь примитивных целей использовать такую поразительно гармоничную и удивительную по мощности и возможностям машину, как человеческое тело, венчаемое мозгом.

Несколько простых советов

Совсем напоследок я дам совет тем, кто решит себе что-то внушать.
1. избегайте негативных реакций, они могут закрепиться. Если вы решили ПРЕДСТАВИТЬ себе, как здорово вы отвечаете у доски, лучше НЕ ВСПОМИНАТЬ, как вы провалились там. Представление и воспоминание – это разные вещи.
2. Я не зря выше написала "команда бодрствовать", а не "не спать". Частица "не" несет негативный оттенок, поэтому использовать ее в мысленных установках не стоит, можно получить совершенно неожиданный эффект.
И вообще – старайтесь не отрицать проблему, а найти выход из нее. Решение. Вам нужно бодрствовать и работать, а вовсе не преодолеть сон. Т.е. в голове должна быть, скажем, картинка радостной работы и счастья от свершенного дела. Сон сам собой преодолеется (до известного предела), организм разберется с этим вопросом без участия сознания. 3. И помните, что человек может ВСЕ. Если захочет. Как следует захочет )))

Теперь

Домашнее задание

. Отделение практической магии отвечает на следующие вопросы:

1. Я хотела наприводить кучу примеров, показывающих возможности психики, а вместо этого говорила об общих вещах. Вам предстоит найти примеры. В сети, личной жизни, в книгах, да хоть в кино. Только парапсихологию не берите, там в основном чушь.
2. Объясните мне, почему в битве за кубок оказывается возможным то, что далеко не всегда реализуется во время "нормальной" учебы: сидение по ночам за домашками, "выжимание" последних докладов, когда кажется, что все, конец, и т.п….
3. В чем, по-вашему, главный стресс будничной "офисной" жизни?
4. Какими способами можно "раскрасить" свою обычную жизнь? Негативные и позитивные способы.

Отделение теоретической магии отвечает на другие вопросы:
1. Какими способами может быть преодолено отсутствие внешних возбудителей эмоций?
2. В чем опасность употребления алкалоидов?
3. Как, по-вашему, мог сформироваться РАЗУМ? Какие природные условия этого требовали? Что могло произойти?
4. На прошлой лекции речь шла о 25-м кадре. Какой механизм для внушения предполагалось использовать? А почему он провалился?

Напоследок темы для доклада или самостоятельного исследования.
Какая реклама будет эффективной и почему большая часть рекламы не оказывает того действия, которое от нее ожидали? Мы все же различаем иллюзорную картинку и настоящую? Каким образом? (Патологию, когда различий нет, не берем).


Домашку отправлять силой мысли )))
В кабинет.
На следующий урок.
Мой виртуальный мир.
© El-Star
01.03.2010 р.Х.

Последние изменения El-Star
01.03.2010 р.Х.


Hosted by uCoz