Доброго времени суток, уважаемые будущие маги!
Поздравляю Вас с переходом на новый курс и просто с началом семестра!
Сегодня мы продолжим изучение драконов Индии (заодно эта лекция может послужить информацией для тех, кто будет делать лекцию по Индии и/или Арийцам в курсе ИДЦ).
Сегодня я расскажу вам еще одну историю индусского эпоса. Историю драконоподобном Раване и герое Раме, его победившем. Горькая это история, так что дочитывайте ее до конца.
Но в начале пара слов о самом эпосе. Сегодня мы будем изучать историю еще одной великой книги Индии – Рамаяне, что означает «Путешествие Рамы». Конечно, Вы все слышали стандартный лозунг кришнаитов: «Харе, Рама, харе, Кришна!». Не знаете, почему именно Рама, именно Кришна и почему они вместе?
Они восхваляют земные воплощения своего главного бога – Вишну. Одного из великих Тримурти, которые по сути три воплощения некого основополагающего и основосоздающего существа. У индусов, как Вы помните, три мира – духовный, астральный и материальный, соответственно Вишну отвечал за дух Тримурти, Брахма за сотворение и существование материального мира, Шива – астрального.
Однако у индусов есть одна очень интересная деталь их верования. Они верят в реинкарнацию, т.е. в то, что каждый человек много раз рождается и умирает. Боги тоже могут воплотиться в людях, прожить их жизнь, умереть и вернуться в божественное состояние. Человек, в виде которого рождается бог, называется аватарой бога.
Так вот Кришна и Рама – это разные аватары Вишну.
Последнее, что я хочу сказать во вступлении, это история Индии. Эпос и мифология этой страны складывалась из двух больших направлений. Сначала его придумывали местные народы, так называемые дравидийские племена, которые выглядели примерно как австралийские аборигены, которые являются их довольно близкими родственниками (генетически). А вот потом с севера на своих колесницах прилетели племена, умевшие управлять лошадьми (и, кстати, подарившие колесницы всему миру), - арийцы.
Арийцы вели непрерывную битву с дравидийцами, правда первых было мало, зато вторые попросту не умели воевать и даже не имели изначально никакого оружия.
В общем, победила не то, чтобы дружба, но арийцы смешивались с местным населением, постепенно вытесняя его на восток.
Возникшая кастовая система, запрещавшая браки между разными кастами, отделила до какой-то степени дравидийцев от арийцев (хотя было поздно, они уже успели смешаться).
Арийцы принесли свою веру и своих богов. И оба эти направления так переплелись, что теперь уже сложно понять, где кто и что принес. Тем более что древние книги Вед и Пуран часто позже дописывались и переписывались в соответствии с более поздними понятиями, в результате теряя древний смысл и текст.
Пожалуй, единственное, что можно видеть сразу, это упрощение ситуации. Дравидийские племена создали несколько хаотичный эпос, в отличие от арийских, которые вносили стройную систему, воспевавшую в основном их любимых. В этом смысле «Рамаяна» гораздо стройнее и логичнее «Махабхараты».
Помните, скажем, битву Индры и Вритры? Помните, что у Индры были союзники Маруты, числом 21, на самых быстрых колесницах в мире? Маруты – это и есть арийские племена. И таких примеров множество, но на них мы не будем останавливаться.
Еще один экземпляр Рамаяны в изложении Рамакатхи Расавахини.
Итак, перед нами Равана («ревущий»). Это "почти настоящий" дракон, у него десять голов, блестящие зубы, глаза медно-красного цвета, сам он величиной с гору или большую тучу, передвигается по воздуху на своей колеснице Пушпаке, живет на острове Шри-Ланка, разоряет земли, пожирает все живое, требует женщин, в общем, ведет себя как классический злобный дракон.
Кстати, свое имя Равана получил за то, что однажды пытался сокрушить гору Кайласа, на которой покоились Шива и его жена Парвати, но Шива прижал гору к земле большим пальцем ноги и придавил при этом Равану, который взревел так, что сотряс миры. Шива через некоторое время отпустил его и назвал "ревущим".
Однако мы имеем дело с Индией, а там никогда не бывает что-то просто.
Равана предавался после этого медитации десять тысяч лет. Брахма, разумеется, поощрил такое подвижничество, и Равана получил в дар неуязвимость от богов и демонов, что было несколько непредусмотрительно со стороны Брахмы. Тут-то дракон и развернулся в полную мощь. Он изгнал своего сводного брата Куберу – бога богатства и сына мудреца Вайшраваса из его дома и занял его сам. Так же, как и Равана, Кубера предавался суровой аскезе, т.е. вел аскетический образ жизни, в течение 12 лет и получил за это бессмертие и стал богом богатства и правителем острова Ланка (Шри-Ланка, "Шри" в данном случае означает нечто вроде "Великая" или "Благословенная").
Став правителем острова, Равана и основал на нем царство ракшасов – демонов. Затем он победил Индру и заставил богов прислуживать ему в его доме. Агни назначил поваром, Варуну – водоносом, Ваю – бог Ветра - мел пол и так далее. Вдобавок ко всему для демонстрации своего могущества он стал вставать в полный рост и останавливать Солнце и Луну, мешая их восходу.
Справиться с этим безобразием мог только кто-то из Тримурти, и боги обратились к Брахме. Но Брахма не мог отобрать дарованного им самим же, поэтому отправил богов к Вишну, сообщив им вдогонку, что Равана был тоже несколько непредусмотрителен, заказав себе неуязвимость только от бессмертных. Соответственно, выдающийся смертный мог бы победить злодея, и боги просили Вишну родиться в облике смертного. Так и появился Рама – главный герой еще одного известнейшего эпоса «Рамаяна».
Эпос рассказывается от имени мудреца Вальмики. Запомните его имя, он появится в конце нашего рассказа о Раване.
Главным союзником Рамы могли стать и стали только… обезьяны и медведи, поскольку они близки к человеку, а защититься еще и от них у Раваны не хватило ума, и он был для них уязвим.
Конечно, все произошло не так быстро. И появился не один только Рамачандра, что значило "луноподобный" Рама.
Дело в том, что царь Дашаратха (как всегда достойнейший из царей) не имел детей, просил богов помочь, и однажды ему во время жертвоприношения из огня появилось некое великое Существо в красных одеждах, глубоким голосом, горящим ликом и отдало царю сосуд с паяшой (сладким рисом) для его жен. Надо сказать, что случилось это тогда, когда Вишну согласился воплотиться в облике человека.
Больше всего – половину - он дал старшей жене Каушалье, и она родила Раму. Третью часть отдали царице Сумитре, восьмую часть отдали Кайкейи, и она родила Бхарату. Наконец, оставшееся отдали снова-таки царице Сумитре, и в результате она родила Лакшману и Шатругне. Все четверо и составляли воплощение Вишну на Земле.
Кроме Вишну на Землю решились снизойти множество богов и асуров в облике обезьян и медведей. В частности Хануман – один из главных героев-обезьян в нашем рассказе был рожден Паваной или Ваю – богом Ветра и был способен летать со скоростью Гаруды. Царя медведей Джамбавана создал сам Брахма, когда зевнул. Сурья породил царя обезьян Сугриву, а Индра – самого сильного из обезьян – Бали.
Уже в 11 лет мудрец Вишвамитра призвал Раму совершить первый подвиг и убить двух ракшасов – Маричу и Субаху с их помощниками, осквернявших великие святыни и жертвенные алтари. Осквернение заключалось в том, что они заливали их кровью с небес.
Для битвы с ракшасами Вишвамитра научил Раму мантрам, которые могли призвать божественное оружие. То есть оружие-атрибуты различных богов. Дротики Шивы, диск Вишну, молнии Индры… просто любое оружие богов после обучения было в распоряжении Рамы, стоило ему представить их мысленно. Само перечисление оружие занимает довольно много места, и мы не будем на этом останавливаться.
Когда наступило время жертвоприношения и Марича с Субахой решили развлечься в очередной раз, Рама убил Субаху с помощью оружия Ману и Агни, а Маричу забросил на дно океана, после чего очистил святое место.
Продолжая свое путешествие, он прибыл ко двору царя Джанаки, который владел одним божественным луком, ранее принадлежавшим Шиве, поднять и натянуть который никто не мог.
Разумеется, Раме это удалось, более того, он сломал лук, что вызвало такой грохот, что люди попадали на землю. После этого он взял в жены дочь царя Ситу. К слову сказать, дочь царя была найдена когда-то во время вспашки поля самим царем. Джанака принял девочку и сделал своей дочерью.
Отец Рамы, царь Дашаратха, мечтал передать ему трон и уже назначил день коронации, что вызвало всеобщее ликование, ибо Рама был лучшим из возможных царей. Однако за сутки до коронации одна из жен Дашаратхи, царица Кайкейи по наущению своей служанки безобразной Мантхары, воспользовалась данными ей обещаниями выполнить любые два желания, потребовала изгнать Раму в лес на 14 лет и отдать трон ее сыну Бхарате.
Царь был обязан жизнью Кайкейе и изгнал Раму, которого любил больше жизни. Дословно. И об этом можно утверждать с полной уверенностью, поскольку царь, сокрушенный своим поступком, вскоре умер. Рама ушел в лес вместе со своей женой Ситой, дочерью царя Джанаки, и младшим братом, сыном еще одной жены Дашаратхи, царевичем Лакшманой, который всегда ходил вместе с Рамой.
Дело осложнялось еще тем, что Рама был вынужден оставить мать – царицу Каушалью, которая и без того впала в царскую немилость и занимала весьма низкое положение во дворце Дашаратхи.
Бхарата, надо сказать, тоже считал, что Рама – лучшая кандидатура, и даже отправился в лес к Раме, но тот отказался, поскольку выполнял волю отца. Чтобы все жители Айодхьи (столицы государства царя Дашаратхи) не отправились к нему в лес, он удалился в самую густую чащу леса Дандака.
Жизнь в лесу была полна встреч и неожиданностей, Рама встречался с множеством мудрецов, кстати, в частности с тем самым Агастьей, в волосах которого спрятался Бхригу, в результате чего царь Нахуша лишился своей силы. Но мы не будем излагать их все, придерживаясь основной нити нашего рассказа.
Однажды они встретили в лесу ракшаси Шурпанакху – сестру Раваны. У нее был дар менять свой облик по желанию, и по лесу она бродила безобразной женщиной. Шурпанакхи воспылала страстью к Раме и сообщила ему об этом, предложив сменить Ситу на нее, но Рама решительно отверг это предложение. Тогда взбешенная Шурпанакхи попыталась схватить Ситу, как соперницу, но братья изуродовали ракшаси, отрезав ей нос и уши, и она сбежала к другому уже своему брату – могучему Кхаре.
Кхара сначала отправил четырнадцать демонов наказать Раму, но их всех ждала печальная участь. Потом уже четырнадцать тысяч опытных великанов во главе с Кхарой и Душаной – еще одним братом Шурпанакхи – помчались наказывать Раму, но кончилось все ровно так же: Рама и Лакшмана уничтожили их всех. Если вспомнить, что Вишну подчиняет себе демонов, то это был не самый удивительный результат этой битвы.
Впрочем, одного демона они упустили. Это был демон Акампана, который явился к Раване и описал случившееся, силу Рамы и его слабость. Слабостью Рамы являлась его жена Сита. Равана решил было уничтожить Раму, но сперва слетал к великому и мудрому демону Маричу сыну Тараки (тому самому, который осквернял алтари), который отсоветовал воровать Ситу, пояснив, что после этого всему роду демонов придет конец, а тот, кто такое советует – враг под личиной друга. Равана явился назад во дворец, но тут прибыла Шурпанакхи. Оскорбленная женщина может многое и данный случай – не исключение. Она снова уговорила Равану похитить Ситу, и тот даже снова отправился к Маричу за помощью, поскольку тот был лучшим воином среди демонов и, к тому же владел магией превращений. Однако Марича пришел в ужас от такой идеи и рассказал историю Рамы и свою собственную. Равану это не остановило, и он пригрозил убить Маричу, если только тот откажется участвовать в похищении. Марича пришлось соглашаться, и он принял вид лани, которая была столь прекрасна, что очаровала сердце Ситы, несмотря на предупреждения Лакшманы о том, что это – демон. Однако Сита все равно хотела шкуру этой чудесной лани, хоть и извинялась за свое желание. Рама уступил жене и погнался за ланью, наказав следить Лакшмане и Джатаю – царю коршунов – следить за Ситой. Джатаю был сыном богини Шьени, от которой в мире появились орлы, ястребы и другие хищные птицы. Богиня Шьена в свою очередь, была дочерью богини Тамры, чьей происхождение осталось неизвестным.
Разумеется, Рама догнал лань и поразил стрелой в сердце. И тут Марича принял свой настоящий облик и позвал Ситу и Лакшману голосом Рамы, чтобы Лакшмана бросился на помощь, оставив Ситу одну. Рама тут же понял, что произойдет дальше и бросился назад.
Лакшмана был верен своему обещанию не бросать Ситу, тем более что он понял, что голосом Рамы кричал демон. Однако Сита этому не верила, требовала немедленно все бросать и бежать к Раме, в конце концов, обвинила Лакшману в том, что тот специально медлит, ибо вожделеет к ней и жаждет избавиться от Рамы. Это обвинение вынудило Лакшману отправиться за Рамой. Сита осталась одна.
Тем временем к ней пожаловал сам Равана под видом брахмана и стал восхвалять красоту Ситы. Она назвала себя, а Равана – себя и предложил ей место первой женщины в его дворце. Сита, разумеется, осталась верна Раме. Равана взбесился отказом и насильно утащил Ситу с собой, взлетев в небо на колеснице, подаренной когда-то его брату Кубере Брахмой. Колесница была запряжена мулами с головами демонов, могла управляться силой мысли и доставить куда угодно. Сита отчаянно звала на помощь, и помощь пришла было в виде коршуна Джатаю, который отчаянно бился с Раваной и даже разломал колесницу, но тот все же выиграл сражение, отсек птице крылья и ноги, крылья порвал, да еще и проткнул бока. Сита оплакивала птицу и звала на помощь братьев, которые не могли ее даже услышать. Потом она пыталась убежать от Раваны. Но что могла слабая женщина против одного из самых сильных демонов мира? Спустя недолгое время Равана схватил ее за волосы и по небу потащил за собой.
Тут тьма опустилась на землю, поднялся ветер, а Брахма воскликнул: "Свершилось!" Знаменитые же мудрецы из леса Дандака обрадовались, ибо видели с этого момента неизбежную гибель Раваны.
Я опущу много что, иначе, как всегда в Индии, рассказ будет слишком долгим. Если коротко, то Сита по пути всех подряд звала на помощь, оставила за собой следы, по которым Рама и Лакшмана ее нашли. Но они осознали, что сами не справятся и обратились за помощью к обезьянам и медведям.
Сугрива был их царем, но его брат Бали сверг его с трона. Братья помогли (в основном тем, что болели за своих) Сугриве снова вернуть трон и возглавить обезьян.
Самым же доблестным и умным среди них был Хануман – сын Ваю.
На долю Ханумана выпала задача перепрыгнуть тысячу километров в два прыжка. Как? Но он же сын бога Ветра, так что ему надо было только поверить в себя, как следует надуться и прыгать. В общем Хануман совершил такой подвиг и донес весточку Сите о том, что Рама уже в пути (прошел почти год с того момента, как ее похитили). Но вел он себя не как разумный разведчик, а как героическая обезьяна. Он разрушил ашоковую рощу (ашоки – деревья такие), где встретился с Ситой, потом храм, потом сынов министров Раваны, его генералов, наконец нескольких демонов-героев, в том числе и сына Раваны – Акшу. После этого Равана выпустил в бой самого сильного из своих демонов – Индраджиту, обладавшего подаренным Брахмой оружием. Особенность этого оружия была в том, что дважды его применить нельзя было.
Битва Индраджита и Ханумана была боем равных, но Индраджит был опытнее и хитрее и ему удалось опутать Ханумана оружием Брахмы. Однако Хануман решил, что оружие Брахмы не может причинить ему вреда и подчинился ему, ибо, если оно его поразило – значит, так тому и быть. Демоны бросились вязать Ханумана и тем самым сняли мощь оружия Брахмы. Т.е. он остался связанным, но свободным от этого божественного оружия, ведь его нельзя было применить дважды к одному и тому же существу.
Ханумана допрашивал сам Равана, и дело кончилось тем, что он решил его казнить, но в дело вмешались двое. Сначала брат Раваны Вибхишана разумно посоветовал это не делать, поскольку гнев надо обрушить не на посланника, а на тех, кто его отправил. Равана приказал сменить наказание на другое – подпалить хвост Хануману и так провести по городу, но тут Сита упросила Агни не сжигать Ханумана, и огонь отошел в сторону, а Ваю подул на хвост ледяным дыханием.
Тут Хануман решил, что ведет себя неправильно, и освободился от пут. После этого он стал прыгать по крышам домов, поджигая их все своим хвостом. Город сгорел.
Хануман же простился с Ситой и совершил обратный прыжок. Оратором он был прекрасным и неудивительно, что все решили тут же спасти Ситу. Ан-нет! Спасти-то ее Рама обещал, поэтому нужно его вести. В общем пришлось собирать армию и прокладывать мост через океан. Мост проложил сам лично Тваштар и обезьяны после угрозы Рамы обратить океан в пыль.
Тем временем Равана тоже не сидел, сложа руки, и готовился к войне. Его брат Вибхишана пытался склонить Равану к компромиссу и отдать назад Ситу, но Равана заявил следующее:" Общеизвестно, что из всех неприятностей наихудшие доставляет нам родня! Кто не знает, что от коров — молоко, от женщин — прихоти, а от родни - козни?" (Пер. с санскрита В. Потаповой). Результатом этого заявление стал переход Вибхишаны под знамена армии противников и доставка этой армии ценных разведданных обо всех выдающихся полководцах и их оружии.
Главным врагом армии людей-медведей-обезьян был Индраджит. Он мог стать невидимым и расстреливал ядовитыми стрелами всех подряд, включая Раму и Лакшману. Но яд был змеиный и Гаруда спас братьев (при его виде стрелы в страхе вылезли из ран и уползли прочь, а Гаруда благословил братьев, чем увеличил мощь их рода в два раза.)
Битва занимает много страниц, скажем только, что Равана победил Сугриву, Ханумана и других великих военачальников обезьян и поразил стрелой Брахмы Лакшману.
Рама снес голову Раваны с плеч специальной стрелой в виде полумесяца, но добивать не стал и дал ему передышку, поскольку отдал должное мужеству и силе Раваны.
С точки зрения психологии это было мудрым ходом, ибо в сердце Раваны поселился страх. Он велел разбудить своего брата Кумбхакарну (Куберу), который спал в исполинской пещере. Задача эта была непростая, ибо звук на него не действовал и даже уколы кинжалом не заставили открыть глаза. Однако проголодался Великий Кубера и голод разбудил гиганта. Ел он долго, поедая целые стада слонов, буйволов и прочей живности, пока, наконец, не насытился и не поинтересовался – а чего, собственно, ради его разбудили? Равана разукрасил брата драгоценными камнями и цветами, надел венец и отправил в битву против войска обезьян. Кумбхакарна пошел на битву, несмотря на множество неблагоприятных примет, его сопровождавших. Удивительно, но он сразу понял, что обезьяны – не главные. Главный – Рама и именно с ним надлежит расправиться. Надо сказать, что обезьяны, увидев Кумбхакарну, почти покинули поле битвы, но был остановлены своим храбрецом Ангадой, свято верившим, что Рама справится с Кумбхакарной, а от поступка обезьян зависит, чем они себя покроют – славой или позором. Битва закипела вновь. В той битве копье Кумбхакарны пронзило грудь Ханумана, однако почему-то не убило. Кстати, и Сугрива тоже все еще жив после той битвы. Именно он вступает в переговоры с Куберой, который, в конце концов, не выдерживает и кидает в него копье. А перехватывает его сын Ветра Хануман. Он легко ломает копье о колено и лишает Кумбхакарну его оружия. В общем, все живы и здоровы. Однако Кумбхакарна тем временем попросту снова проголодался и снова начинает пожирать обезьян.
Наконец, появляется Рама и отсекает стрелой руку Кумбхакарны с молотом – оставшимся у него божественным оружием. Тогда исполин выхватывает оставшейся рукой дерево тала, но и ее вновь отсекает Рама. Затем он повторил этот же прием с ногами. Но лишившийся всех конечностей брат Раваны все равно пытался биться с Рамой. Он открыл пасть и попробовал его проглотить, но Рама осыпал его стрелами и снес голову.
Кумбхакарна погиб. Равана пришел в ярость и отправил в битву Индраджита, который был величайшим лучником Ланки, и без того считавшейся краем великих стрелков. История повторилась - Индраджит стал невидим вместе с колесницей и оружием, и в этом состоянии он легко начал истреблять войско обезьян. Он перебил всех военачальников-обезьян и предводителя медведей – Джамбавана, после чего расстрелял Раму и Лакшману. Умирающий Джамбаван отправил Ханумана за помощью к Шиве в его небесную обитель Кайласу. Там можно было достать средство от яда. Хануман добрался до Кайласы, но волшебные травы стали невидимыми для его глаз. Тогда, в гневе, Хануман схватил вершину Кайласы и, оторвав ее от горы, принес к месту сражения целиком со всеми ее обитателями. От аромата целебных трав даже убитые воскресли. Обезьян, понятно, оставили, а ракшасов отправили на дно океана.
Следующим шагом обезьян была ночная атака на Ланку. Они разожгли второй большой пожар, после которого от цветущего города осталась пустыня. Теперь все было готово к решающему сражению Рамы и Раваны.
Однако Индраджит оставался занозой, которая могла переломить ход сражения. Вибхишана сообщил, что ракшас каждый раз перед битвой приносит жертву богам и после этого получает дар невидимости. Лакшмана и Вибхишана утром пошли к алтарю, но вместо битвы вышло длинное выяснение отношений, в результате которого Индраджит не смог принести жертву. (Подзарядить аккумуляторы, не иначе). В результате Индраджит лишился невидимости и после обмена серией одиночный выстрелов (оба считались непревзойденными лучниками, которые могли стрелять молниями при случае) Лакшмана поразил возницу на колеснице Индраджита, а затем четверку коней. На колесницу запрыгнули обезьяны, после чего управление стало невозможным. Лакшмана убивает Индраджита.
Теперь пора перейти к главному сражению всей книги. Оно будет коротким, не бойтесь.
Рама против Раваны.
Чтобы бой был равным, Индра дарит Раме свою колесницу, своего колесничего Матали и великий исполинский лук. Снова последовала великая перестрелка, во время которой Матали был ранен, знамя снесено, а кони убиты. К тому же Равана стал теснить Раму и не давать ему применить божественное оружие. Рама пришел в ярость.
Равана тоже взял сверхъестественное оружие, поражавшее огнем и смущавшее разум, и почти было поразил Раму, но тот схватил копье Индры и расколол это оружие.
Враги наконец-то сошлись в ближнем бою. На этот раз Раме удалось снести знамя Раваны, а он не смог повторить этого жеста (видимо, знамя Рамы к этому моменту уже восстановили). Тучи стрел заполнили небо. Рама применял самое разное оружие, но ничего не помогало. Даже отсечение голов Раваны не помогло – они тут же снова отрастали. И тут раненый возница Индры напомнил о стреле Брахмы. Стрела пронзила сердце Раваны и он, наконец, умер.
Небожители возликовали…
А наша история, как всегда в Индии, продолжилась.
Когда Сита появилась перед Рамой, тот остался погруженный в размышления, словно не обрадовался появлению жены. Проблема была в том, что Рама был сыном царей, и ему нельзя мириться с тем, что жена побывала в доме другого мужчины.
Рама сказал, что не верит в то, что Равана не тронул ее, она свободна и вправе выбрать себе другого мужа.
Сита в ответ заявила, что отец ее – царь Джанака, а мать – Земля (помните, что Джанака нашел Ситу в борозде?) Раз Рама не способен оценить ее верности и долготерпения, она не может жить и требует погребального костра. Если ее слова и сердце чисты перед Рамой, бог Огня Агни спасет ее. Если нет – она умрет.
Во дворе был сложен большой костер, и Сита взошла на него. И случилось чудо. Пламя расступилось, а из огня вышел Агни в темно-красных одеждах и вынес на руках Ситу, подтвердив то, что она безгреховна.
Рама принял жену и они стали править Кошалой и столицей ее Айодхьей (братья – царевичи Дашаратхи уступили ему все же правление, когда кончились 14 лет изгнания).
Они долго правили Кошалой и однажды Рама пообещал Сите выполнить заветное желание, увидев, что она беременна. Сита захотела посетить святых отшельников, а Рама пообещал ей это. Как раз рядом находилась обитель великого мудреца Вальмики.
После этого Рама пошел выслушивать доклады своих придворных о том, что говорит народ о жизни правителя. Его придворные стали заверять, что слышат только хорошее, чему Рама не поверил. И тогда придворные доложили ему, что людские пересуды таковы, что не следовало ему вводить Ситу назад к себе в дом, ибо это означает, что, если царь простил неверную жену, то и все должны прощать измены женам.
Рама вызвал к себе братьев и, напомнив им, что не сомневается в заверениях Агни, сказал, что все же не может мириться с бесчестьем. После этого он поручил Лакшману отвезти Ситу к Вальмики. Только не на время, а навсегда.
Лакшмана привез ее к Гангу, где расплакался, но не открыл причину того.
Только после того, как они пересекли Ганг и стояли в преддверии священной рощи, где жил Вальмики, Лакшмана объявил волю Рамы. Текст "Рамаяны" уверяет, что Сита осталась жить только из-за ребенка, который должен был продолжить славу рода.
Вальмики сам встретил Ситу и сразу сказал, что принимает ее в обитель и знает о том, что она невиновна.
Детей родилось даже двое, и звали их Куша и Лава.
Вальмики по наитию, посланному Брахмой, сложил песню о подвигах Рамы и вручил ее юношам.
И случилось так, что великий Рама пожелал однажды принести в жертву богам коня (это было сложное и длинное жертвоприношение, суть такова, что дикий конь отпускался на год на свободу, а правитель шел за ним. Все народы, через которые бежал конь, должны быть или завоеваны или согласиться приносить дань.) В день празднества (т.е. через год) в столицу пришли два отрока и запели "Рамаяну", покорив сердца и простого народа, и ученых, и толкователей вед, и брахманов, и мудрецов – всех, кто был искушен в музыке и науках. Многие при этом поражались сходству юношей с властителем Айодхьи. Наконец, слух о двух певцах дошел до Рамы, и он призвал их к себе. Юноши сказали, что автор песни – Вальмики.
Рама повелел выдать обоим по семнадцать тысяч золотых монет и все, что пожелают. Но юноши отказались, сказав, что все, что им нужно, есть в лесу.
Рама несколько дней слушал Кушу и Лаву и понял, что они – его сыновья. К отшельнику немедленно отправился гонец с приглашением Вальмики и Ситы во дворец.
Вальмики поставил свое тысячелетние подвижничество в залог того, что Сита была и остается чистой перед Рамой (а для мудреца это многое значит, если бы он обманул, хотя бы по неведению, все его страдания оказались бы напрасными).
Рама заверил Вальмики, что не сомневается в этом. Затем он предложил Сите самой доказать свою невиновность.
Сита поступила как настоящая обиженная женщина. Она сложила ладони и сказала, что, она всегда была предана одному Раме, в мыслях и жизни. И, если это правда, то мать ее Земля должна принять ее в свое лоно.
Земля расступилась. Из бездны появился золотой престол, подпираемый змеиными головами. На нем сидела богиня Земли Дхарани и простирала руки к Сите, принимая ее навсегда в свои объятья. Сита взошла на трон, и они были поглощены недрами.
Тем временем с неба сыпался дождь цветов, освящая землю, куда ушли Дхарани и Сита.
Рама тем временем предался глубокой неизбывной печали, ибо опять потерял Ситу. Печаль была такой, что сам Брахма явился утешить героя и пообещал ему, что после его смерти он соединится с Ситой.
Рама не взял себе другую супругу, передал трон сыновьям, и все оставшиеся дни провел в мыслях о Сите рядом с ее изваянием из чистого золота. После он стал великим подвижником и после смерти соединился с Ситой.
И на этом история о битве Рамы с драконом Раваной закончена.
И наш визит в Индию тоже.
Гм…
Домашнее задание.
Из текста выделите описание Раваны
Чем отличается история Рамы от истории с Индрой, например?
Можно ли Равану считать "настоящим" драконом, или это все же демон, который мог принять драконий облик?