Внимание! Это так называемая "страничка для чтения", не содержащая картинок и музыки, для уменьшения траффика тем, кто в этом нуждается.
При желании Вы можете:
Мы займемся сегодня тем, чем давно бы было пора заняться старшекурсникам – изучением связи драконов с другими науками.

Алхимия
будет первой такой наукой.

Средневековая алхимия перекочевала в Европу из арабской науки, где была чрезвычайна развита. В то же время практически самостоятельно она развивалась в Китае и, что интересно для нас с вами, в обоих случаях была связана с драконами.
Начнем с западной части нашего континента.

Все вы, конечно, помните, кто такой Уроборос? Тот самый змей, кусающий себя за хвост. Впервые изображение такой змеи встречается еще в Древнем Египте, позже перекочевывает в Грецию и оттуда – в культуру Западной Европы.

Так вот именно этот змей на многие столетия стал символом алхимии. Символом сил, запертых в колбе, символом начала и конца, летучего и возвышенного и ползущего (плывущего) одновременно. Такое построение – двоякое – использовалось в магии и заклинании и называлось схемой «абраксас», откуда и пошло слово «абракадабра» - abrac-ad-abrac. Уроборос использовался для обозначения некоторых этапов перегонки и возгонки (очистке от примесей при испарении, например).

Здесь мы немножко отвлечемся и поговорим о самой алхимии. Главной целью этой науки было получение философского камня.
Что давал философский камень своему владельцу?
Во-первых, бессмертие, во-вторых, способ превращения свинца в золото, в-третьих, мудрость. И действительно, если вы владеете таким камнем, надо иметь очень много мудрости, чтобы скрыть и его, и его действия. Иначе вас просто убьют конкуренты и завистники.
Это было одной из причин, по которой алхимики тщательно шифровали свои записи.
Другая причина была не менее тривиальна. Дело в том, что алхимия не знала периодической таблицы Менделеева. Не было ее еще. И самого Менделеева тоже не было. И даже не проведена еще систематизация химических элементов. И не ввели так называемую химическую «номенклатуру», т.е. обозначения разных атомов и правила составления и записи реакций. Эта номенклатура была великой идеей, без которой мы, как и древние алхимики, продолжали ты столетиями топтаться на одном месте.
В те времена в мире бытовало представление о том, что все элементы – суть незрелое золото и их «созреванием» можно легко получить столь желаемый металл.
Третья причина шифровки записей заключалась в том, что каждый из алхимиков считал, что осталось ему совсем немного до философского камня, и лучше бы конкурентам никогда не узнать каким путем они шли. Наконец, побочными результатами поиска философского камня были самые разные вещества, в том числе и приносящие прибыль своим владельцам. Следовательно, сохранение тайны было сохранением технологического процесса и авторского права.
Совсем последней причиной я назову то, что алхимия иногда объявлялась служанкой дьявола и алхимиков отправляли на костер со всеми их записями, которые и служили доказательством общения с этим самым дьяволом. Вот все эти причины и привели к тому, что уравнения реакций выглядели довольно забавно. Образец типичного алхмического текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймонду Луллию (XIII в.), который привел английский алхимик Джордж Рипли (XV в.) в своем трактате «Книга двенадцати врат» таков:

«Возьми Меркурий Философов (алхимиков), обжигай его, пока он не превратится в Красного Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом винограда и выпаривай — Меркурий обратится в род камеди, которую можно резать ножом.
Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй — получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в приборе останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост.
Возьми этого Черного Дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем. Он воспламенится — воспроизведешь Зеленого Льва. Пусть он съест собственный хвост. Снова перегоняй — получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир».

Вот такими простыми текстами ученые прошлого были вынуждены описывать простые и понятные химические реакции. Толкование этих текстов дал нам французский химик XIX века Жан Батист Андре Дюма. Кстати, вам предстоит найти его записи и перевести эту запись в современный язык.

Изготовление философского камня крутилось, по-сути вокруг трех веществ – золота - в нем считалось много «серы» - неподвижного начала, серебра или меркурия – подвижного начала и ртути или соли – их связи. Дракон символизировал связь. Или соль.
Но это не все, конечно. Любой символ в алхимии широк и многогранен, а уж дракон и вовсе несет на себе несколько смыслов.
Вот, например, еще один. Дракон в алхимии был либо крылат, либо бескрыл. В первом случае он отображал летучие вещества, во втором символизировал устойчивую фазу – лед, например. Или воду, если в первом случае речь шла о паре.
Соединение крылатого и бескрылого драконов означало переход и борьбу между собой двух состояний. Например, процесс перегонки или кипения. Сражение означало разделение компонент. Если драконы ловили друг друга за хвост, это означало взаимопревращение веществ. Если же дракон лежал внизу, то это означало единство материи (выпадение осадка или же слияние веществ).

Вернемся к змею, кусающему свой хвост. До нас мало что дошло о значении символа Уробороса в Египте, но вот древние греки под ним подразумевали сразу три вида первичной материи – существующую, создающую и уничтожающую саму себя. Некоторые историки видят тут связи с триединством Тримурти и позже – Троицы. Для алхимии же это значило свойства металлов, неметаллов и их смешения. Парацельс такими значками обозначил бы ртуть, серу и соль. Философский камень, как нетрудно догадаться, совершенен, поэтому триедин и все три начала соединялись в нем.

В библиотеке «Гнезда Дракона» есть множество свитков с текстами тех времен. Развернем некоторые из них: «В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея, пригвожденного к кресту. — отмечает Альберт Пуассон в книге «Теории и символы алхимиков» (М.: Новый Акрополь, 1995). - Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым. Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, — это «сера», мужское и устойчивое. Крылатый дракон — это «меркурий»: летучее, женское. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых».

Фламель (1330-1418), алхимик XIV века, рассуждая о данном вопросе, писал:
«Находящееся внизу без крыльев, представляет устойчивое или мужское, тогда как вверху — летучее, или женское, черное и темное, которое возьмет верх в продолжении нескольких месяцев. Первое называется «серой», или холодом и сухостью, а второе «меркурием» или сыростью и теплотой. Это солнце и луна, извлеченные из меркуриального и серного источников».

«Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы, — пишет, например, де Эспанье в трактате «Арканы философии Гермеса». — Золотое руно (т.е. технологию изготовления Философского Камня) сторожит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов».

Иногда, как уже упомянуто, средняя фаза и состояние лишь подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: «Сера» и «Меркурий». Их изображали тогда двумя драконами, составлявшими единый круг. В кругу этом дракон с крыльями, представлял, соответственно, летучего Меркурия (неустойчивость, слабость, «женские» свойства), а дракон без крыльев изображал «Серу» (устойчивость, крепость, «мужские» свойства).

Как ни странно, в этой мешанине символов и словесных описаний на самом деле все было строго определено и каждое слово имело свой смысл.
Но алхимия Запада ближе всего была к науке химии, хотя тщательно изучивший алхимию великий психолог Юнг вывел немало теорий о человеческой психике. Он же установил, что средневековые алхимики занимались не только получением философского камня и химическими опытами, но так же и совершенствованием души, медитациями, поисками Тайного Смысла Бытия и т.п.

На этой ноте закончим первую часть нашего изучения драконов в алхимии.
Записывайте домашнее задание :).
  1. Вы еще помните Гарри Поттера? Один из двух выдающихся алхимиков в этой книге имел вполне реальный прототип. Кто он? Кстати, а кто эти алхимики? (2 балла)
  2. Какая из четырех основных «европейских» стихий-первооснов – огня, воздуха, воды и земли – «принадлежала» дракону? (1 балл)
  3. Что за реакция приведена в тексте с черным драконом? Привести расшифровку и - главное - что за вещество получилось в реакции и - главное - что оказалось черным драконом? (3 балла)
  4. Представьте, что вы - средневековый алхимик. Найдите (или составьте) еще реакцию с черным драконом и опишите ее алхимическим языком. (4 балла)


Домашку можно передать с совой.

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса, и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
На следующий урок.
© El-Star
31.10.2007 р.Х.

Последние изменения El-Star
31.10.2007


Hosted by uCoz