Страничка для печати. Вернуться на страничку без картинок. Те, кто хочет послушать музыку и не жалко траффика, могут перейти на точно такую же страничку с музыкой.

Продолжим наши алхимические эксперименты. И для этого снова переместимся на Дальний Восток в уже несколько знакомый нам Китай. Место, где душевное совершенствование стояло куда выше, чем различные «технические» приложения любой науки, было, конечно же, здесь, в Индии и Китае. На Дальнем Востоке, поскольку алхимия, которую мы считаем западной, родилась из алхимии арабской. Собственно само строение слова об этом однозначно говорит («ал» - это аналог артикля в арабском языке).
Китайская алхимия представляет собой нечто совершенно отличное от западной. Переплетения нумерологии, астрологии, алхимии, философии – вот что такое алхимия Китая. Хотя, скажу Вам честно, исследования великого психолога Юнга показывают, что не так все просто и что Запад и Восток все же шли очень похожими путями в познании мира и себя. Более того, меня лично удивляет огромное количество пересечений и совпадений каких-то понятий, возникающих в разных странах мира. Кстати, вам тоже предстоит найти по крайней мере одно такое в домашней работе.
В своем рассказе я буду использовать несколько работ. Это и работа исследователя со скрытыми способностями мага – Е.А.Торчинова, написавшего замечательную работу «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания», который в свою очередь использует работы Н.Сивина и Дж. Нидэма. Это и прекрасная работа "Блеск и нищета алхимии" Александра Стоянова и работа Мирча Элиаде "АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ (КИТАЙ И ИНДИЯ)".


Итак, что такое китайская алхимия? Это наука о бессмертии, разделяющаяся на “внешнюю” (вай дань) - лабораторную и “внутреннюю” (нэй дань) - психофизиологическую. Первая предполагала изготовление эликсиров бессмертия в лабораторных условиях, подобно европейскому ходу развития науки, вторая—создание эликсира в самом теле адепта.
Первый собственно алхимический китайский текст встречается в книге, которая называется "Ханьшу" и предположительно написана в I веке, но сам текст намного древнее, поскольку его приводит знаменитый китайский историк Сыма Цянь, живший на 250 лет раньше (ок. 163 — 85 до н. э.) в своем труде "Шицзи". Его перевод, как нельзя более точно выражает "сакральный" и ритуальный характер китайской алхимии.
Маг Ли Чжао-цзюнь говорит императору Уди (династия Хань): "Принеси жертвы котлу (цзао) — и сможешь заклясть (сверхъестественные) существа. Закляни в (сверхъестественные) существа — и сумеешь превратить порошок киновари в желтое золото. Из этого желтого золота сможешь сделать сосуды для еды и питья. И тем продлишь свою жизнь. Продлив же свою жизнь, сподобишься увидеть "блаженных" (сянь) с острова Пэнлай, который находится посреди моря. Тогда сможешь совершить жертвоприношения фэн и шень и никогда не умрешь".
Вот еще один текст об алхимическом золоте, в котором расписывается его чудотворное действие как "эликсира",приведенный в известном алхимическом сочинении Вэй Бояна (120-50 гг. до н. э.) "Цзян Тун Чжи", что в переводе означает приблизительно "Единение сравнимых соответствий".
Если даже трава цзи-шен может продлевать жизнь,
Почему ты не отведаешь Эликсира?
Золото по природе своей не подвержено порче;
Поэтому оно из всех вещей — наиценнейшее.
Когда мастер (алхимик) включает его в свой рацион,
Его жизнь приобретает длину вечности...
Стоит золотому порошку попасть в пять внутренних органов,
Туман рассеивается, как дождевые тучи от ветра...
Седые волосы вновь становятся черными;
Выпавшие зубы режутся на прежнем месте.
Немощный старик — снова пылкий юноша;
Дряхлая старуха — снова юная девушка.
Тот, чей облик преображен и кто избежал коварства жизни,
Обретает (славное) звание Истинного Человека.

Можно сказать, что алхимия стала ведущим учением даосизма, хотя была лишь одной из многочисленных техник, посредством которых даосы искали бессмертия. Невозможно понять что-либо из китайской алхимии в отрыве от фундаментальных концепций китайцев о мире и душе. Мы не будем углубляться в изучение китайской философии - на это потребовался бы сравнимый со всей нашей "Драконологией" курс, но кое-что все же узнаем. Далее я предоставлю слово Мирча Элиаде и буду только иногда менять фрагменты текста (сокращать в основном).
Как вы, конечно, уже знаете, по представлениям китайцев все субстанции на земле и в космосе насыщены одним из двух основополагающих "элементов": инъ (женским) и ян (мужским). Все сущее в той или иной мере причастно к этим базовым элементам. В некоторых физических телах доминирует мужской элемент (ян), в некоторых женский (инь). Со временем в даосизме элемент ян был отождествлен с дао. Этот термин непереводим, он охватывает слишком много понятий ("путь", "универсальный принцип", "норма", "истина" и т. д.). Чем больше количество ян (т.е. дао) содержит субстанция, тем больше в ней благородства, чистоты, "абсолюта". Трансмутация металлов из низших и темных — в золото, благородное и сверкающее, — происходит через устранение доли инъ и приращение доли ян. Синтезированное, алхимическое золото выше самородного именно потому, что алхимические операции очистили его от всякого следа инь.
Чистый ян - это чистота, здоровье, сила, долгожительство, бессмертие и т. д. Ну, а очищенный от всяких следов инь предмет - будь то человек или золото - становится совершенным как... кто у нас там воплощение ян? Вспоминайте, второй курс. Это дракон.
Кстати, в силу этого женщина - сосуд инь - никогда не считалась равной мужчине - ян. Более того, только в XX веке иероглиф "женщина" был соединен с иероглифом "человек", что фактически означало то, что женщину признали ТЕМ ЖЕ СУЩЕСТВОМ, что и мужчина. Одной природы. В этом тоже глубинное отличие Востока от Запада, где женщина - вспомните ребро Адама - сделана из мужчины, но все же имеет с ним одну природу. На Востоке это было не так. Кстати, отсюда же требование воздержания для монахов всех рангов и мастей - они должны очиститься от инь, чтобы достичь совершенства.
Итак, с древних времен китайцы окружали себя веществами, насыщенными ян. Носимые на теле, они служили порукой силы, здоровья, долгой жизни. Их присутствием человек причащался к небесной иерархии, которую они представляли, будучи символами Небесного и Солярного Принципа; вещества же, насыщенные инь, были символами Принципа Теллурического, плодоносной Земли, утробы, родящей металлы и растения. Золото, нефрит и другие вещества, богатые ян, не только даровали человеку, который их носил (или усваивал с пищей), долгожительство и отменное здоровье, но и помогали войти в гармонию с самим Принципом, чьим символом являлись, "поладить" с Космосом, стать органичным и, напрямую сообщаясь с нормами, ввести течение жизни в совершенное русло. Вот почему усвоение веществ, содержащих дао (т. е. ян), играло важную роль в жизни китайцев; это был вопрос не одной только гигиены, медицины или алхимии, но и добродетели — общественной, семейной, религиозной. Порядок усвоения этих веществ — через их эмблемы, через пищу, через ритуалы — был весьма сложным. Алхимию невозможно понять, не приняв во внимание этот столь характерный для китайской ментальности порядок, который предписывает неустанный труд ради вступления в тесную связь с Принципами, в гармонию с нормами, приданными жизни, дабы ей течь сквозь человека без препятствий.
Китайская медицина так же пронизана учением даосов, поэтому болезни лечатся тем, что содержит ян. Кроме того, китайцы, с их пристрастием устанавливать связи между всем и вся, открыли родство органов человеческого тела с теми или иными минералами. "Огонь в сердце красен, как киноварь, а вода в почках черна, как свинец", — говорит один из биографов знаменитого алхимика Люй Дэ (VIII в.) Всеобъемлющая пятерка у-син (вода, огонь, дерево, золото и земля) с течением времени нашла применение во всех сферах бытия. Говорится о пяти видах отношений, о пяти добродетелях, пяти вкусах, пяти цветах, пяти тонах и т. д. Органы человеческого тела тоже соотносятся с пятеркой у-син: сердце имеет природу огня, печень — природу дерева, легкие — металла, почки — природу воды и желудок — земли.
При совершенном функционировании этих органов — всего лишь — человек пребывает в согласии с Космосом. Человеческое тело заключает в себе всю Вселенную, его питают те же силы, что одухотворяют Вселенную, оно переживает ту же внутреннюю борьбу (между ян и инь, например), что сотрясает Вселенную. Китайская медицина — как и алхимия, как и другие техники достижения "бессмертия", — зиждется на подобных "соответствиях". Невозможно разобраться в китайской алхимии, если не принимать во внимание всю систему мышления китайцев, которая остается в координатах Космоса и эмблематичносги даже применительно к реалиям осязаемого мира.

Таким образом, китайская алхимия довольно быстро отказалась от узконаправленного поиска философского камня и сосредоточилась на препаратах и методах, приносящих пользу человеку и его здоровью, продлевающих жизнь, дающих бессмертие и совершенство. Она была более связана с медициной и философией, чем с химией или вообще наукой.
В основе «лабораторной» части алхимии то же, что и в Европе – трансмутация в золото. Отличие было в том, что в Китае пытались… «сконцентрировать время». И действительно – ведь если любой элемент должен «дозреть» до золота, то единственное, чем его можно превратить в него – время. Значит, нам нужен запас сжатого времени.
Была введена целая система измерения. Считалось, что в природе для: созревания золота нужно 4320 лет, а алхимик получает его за год—360 дней (при этом каждый год приравнивается китайскому часу—страже, составляющей 1/12 суток).
Киноварь приобрела огромное значение для китайской алхимии (как ртуть или свинец для европейской). Формула киновари – HgS, т.е. при нагревании из нее выделялась ртуть – белая. Кстати, при дальнейшем нагревании, она снова соединяется с серой и получается красное вещество. Красное и белое вызвало ассоциацию с зародышем золота. (Мне придется упомянуть физиологию, в расчете на понимание взрослых магов-старшекурсников, чтобы пояснить почему. Дело в том, что по китайским представлениям эмбрион образовывался из спермы отца и менструальной крови матери.) Это представление вызвало идею о том, что киноварь – зародыш бессмертия, соединяющий в себе инь-ян. Впрочем, это не помогло китайцам и золото они все равно не получили точно так же, как и работающие со свинцом и ртутью их европейские собратья.
Позже они пытались сменить киноварь на свинец (инь) и ртуть (ян), чтобы получить эликсир, но безуспешно. Зато само понятие о связи и необходимости инь-ян перешло во «внутреннюю алхимию» и стало успешно там развиваться, трансформируясь в некий психофизический тренинг, направленный на создание бессмертного тела и просветленного сознания (буддизм сказал здесь свое веское слово, дав цель и средства для ее достижения). В основу легло представление о том, что в теле адепта есть «пневмы и соки», которые являются аналогами металлов, поэтому можно заниматься алхимией внутри себя. Не свинец и ртуть – материалы для алхимических превращений, а силы инь-ян, первозданный хаос (хунь дунь) и пять фаз-первоэлементов. Тело бессмертного состоит из чистой пневмы ян.
Разумеется, не обошлось и без священных животных Китая.
Я пропущу всех, кто не дракон, в попытке сократить лекцию. ))
Дракон и здесь послужил связью между небом и землей, ин-ян, бессмертием и смертью.
Однако, это лишь общие слова. Из наших лекций для 2-го курса по китайским драконам, вы должны помнить, что дракон – символ ян. А ян у нас что? Правильно – бессмертие. Значит, дракон-то нам и нужен. Кстати, не поэтому ли он живет так долго?
На древних гравюрах можно встретить изображение тигля, над которым изображаются дракон и тигр «выдыхающие» в тигель свою стихию - дракон стихию Ян, тигр стихию Инь. Красное и Белое. Красное – это цвет свинца (или киновари), белое – цвет ртути. Дракон – ртуть, тигр – свинец. Образ дракона – вода, образ тигра – огонь. В южных провинциях тигр мог смениться на феникса, но дракон был неизменен. Иногда, как писали многие из вас, дракон заключал в себе оба начала – и инь, и ян.
Отсюда и обозначение достижение Высшего предела – два дракона, играющие с жемчужиной.

Напоследок, приведу отрывок уже китайского алхимического текста.
Книга Чжань Бодуаня “Учжэнь пянь” (стих 18-й второй части) : “Только лишь половина диска луны озарила весь горизонт, сразу же слышен отчетливо стал стон дракона и тигра свист. Как прекрасно в этот чудесный час усердно свершать два к восьми. Тогда в одночасье в стражу “чэнь” созданье внутреннего эликсира завершится”.
А теперь трактовка.
Согласно традиционному китайскому календарю в каждом месяце выделялось два периода по восемь дней в каждом, так называемые “сянь” (досл. “тетива лука”, имеется в виду форма лунного серпа). Это первые и последние восемь дней месяца. Первый имеет природу ян (луна растет), второй—инь. Между двумя “сянь” находится промежуток, когда луна имеет вид половины полного диска (или близкий к нему). Он соотносится со временем равновесия, гармонии инь и ян.
Следовательно, в первой строке четверостишия говорится о том, что эликсир следует выплавлять только при полном равновесии инь и ян: самка—тигр (инь-ци) зовет самца—дракона (ян-ци), и он тоже отвечает ей призывным криком.
Третья строка конкретизирует эту тему, говоря о соотношении 2:8 (количество лянов — унций в китайском цзине — фунте - важный алхимико-нумерологический символ). Здесь это и дважды взятые по восемь “унций” (8 частей ян и 8 частей инь), составляющих “фунт” (целую единицу) эликсира, и два “сянь” (8 дней ян и 8 дней инь). Общий смысл строки: пневмы инь и ян, необходимые для рождения “бессмертного зародыша”, должны быть взяты в равной пропорции, они равно важны для алхимика. Последняя строка завершает тему, заверяя адепта в успехе. Срок, указанный здесь,—стража “чэнь” (7—9 часов утра), равно как и пятый месяц года имеет также символический смысл: это время роста ян, его возмужание. Поэтому оно и выбрано Чжан Бодуанем для обозначения родившегося от соединения пневм зародыша будущего бессмертного тела, состоящего, однако, только из ян-ци.

На этой ноте мы закончим с драконами в алхимии. Курс наш, конечно же, не полон и можно было бы еще многое рассказать, но время ограничено. Да и тема тоже. Итак, записывайте
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
  1. Назовите высшие достижения "лабораторной" и "внутренней" алхимий (теоретические). (1 балл)
  2. В чем заключались медицинские достижения алхимии Китая? (3 балла)
  3. Как я обещала в начале лекции, вам предстоит найти в чем же так фантастически похожи представления ученых средневековых Китая, Европы, Центральной Америки? Что-то лежит в основе их учений. ЧТО? (3 балла)
  4. Назовите предметы, содержащие в больших количествах ян и инь. Помните, мы изучали растение, которое называли "зуб дракона"? Назовите растение и скажите, что он содержит - инь или ян? (3 балла)
  5. Дополнительные баллы можно получить за текст алхимической реакции и его расшифровку (с точки зрения китайской алхимии).

Это наш очередной почтальон.

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса, и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
На предыдущий урок.
© El-Star
13.11.2007 р.Х.

Последние изменения El-Star
13.11.2007


Hosted by uCoz