Вернуться на страничку с картинками.

Вернуться на страничку для чтения.

Пытаясь найти свое призрачное счастье, группа людей когда-то давно откололась от соплеменников и предприняла тяжелейший переход через океан, осев сразу на двух континентах - Северной и Южной Америках. Я говорю об индейцах. Сразу отмечу, что у них возникли тяжелейшие проблемы с приручением животных и земледелием. Ведь Америки сильно вытянуты по меридиану, в отличие от вытянутой по параллели Евразии. Если в Старом Свете родились сразу 4 цивилизации и, судя по некоторым косвенным признакам, ухитрились обменяться зерном и животными, в Америке это было невозможно. Только в Центральной части удалось окультурить кукурузу, однако это потребовало значительных усилий. Гораздо больше, чем, скажем, в Египте, поскольку культурная кукуруза далеко отошла от дикого предка, а селекция - штука тяжелая, особенно для древних народов. Точно так же и животные отказались продвигаться севернее и южнее привычных мест, так что многочисленные попытки приручить и обменяться разными видами животных почти полностью провалились.
Мы начнем с севера. Итак, перед нами

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.

Как вы знаете, даже ко времени прихода европейцев местные племена так и не занялись ни скотоводством, ни земледелием, и промышляли, в основном, охотой. Нет, конечно, были и земледельцы, особенно на юге, но о широком распространении земледелия говорить не приходилось.
Почему-то в целом до этих племен не дошла мысль о персонификации своих богов. Ну, они не сказали: вот бог земледелия, он будет драконом, а вот бог ремесел. И еще они не определили важность богов (т.е. кто будет главным). Точнее, конечно, какие-то начальные шаги в этом направлении они сделали, но до Европы и Азии им было далеко. Но зато особое представление получили четыре стороны света, четыре стихии (те самые, классические - огонь, вода, ветер, земля), четыре цвета, в общем, всего по четыре. И четыре времени года. Число четыре стало ведущим на этом континенте. К тому же североамериканские индейцы "сделали" весь мир живым. Согласно их представлениям, мир наделен неведомой магической силой, причем как в целом, так и отдельные его части - деревья, река, горы, человек...
Почти все племена придумали "свое" сотворение мира. Интересно, что при этом, так или иначе, они связаны с появлением суши из воды. Например, мускоги считали, что два голубя увидели стебель травы, торчащий из воды, а потом появилась земля и холм с жилищем верховного бога. А ирокезы считали, что прабабка всех людей Атаентсик (или Авенхаи) упала с верхнего мира, где жили одни животные. Она бы утонула, да ее поддержала четверка священных животных: бобр, ондатра, выдра и черепаха. Ондатра при этом нырнула, достала горсть земли со дна и положила на панцирь черепахи. Горсть земли постепенно выросла, и образовалась суша. Есть миф, где Авонавилона силой мысли создал туманы, которые родили все живое. А из своего тела - небо и землю. На нижнем из четырех покровов земли появились люди и животные. Первый человек встретил братьев-близнецов (этот миф тоже часто встречается), которые помогли сотворить остальные три мира. Ну, и т.п. Как видите, есть перекликание как с Африкой, так и с Индией, и даже с Китаем, но достаточно отдаленные. В мифах индейцев часто говорится о Великом Путешествии или прямо - о миграции из-за моря. Близнецы есть попросту у всех, поэтому связь с Африкой, на мой взгляд, несомненна. Кстати, а почему не рассматривают вариант перехода племен прямо из Африки через Атлантический океан, никто не знает?
Было бы странно, если бы у них не было истории про драконов. Конечно, же были!
Вот например кайовы считали, что от брака смертной женщины и самого Солнца родилось два брата-близнеца. Они были найдены и воспитаны бабкой-паучихой (куда делись родители – неясно). Дальше на пути братьев вставали все мыслимые трудности, но они все преодолели. Правда, один при этом разделил свое тело на десять частей и завещал их в виде святынь народу кайова (сложно сказать, есть ли тут влияние миссионеров с Запада, или у них правда был такой миф с заповедями), а другой превратился в водяного дракона и стал охранять реки.
Племена Мохаве считали, что у земли и неба родилось два ребенка-близнеца. Старший – Матовелия погиб, а его брат Мастамхо собрал всех людей и заставил их крикнуть хором четыре раза. Тогда на небе появились солнце и луна. Сам же Мастамхо пошел на битву с великой гремучей змеей, отсек ей голову. Кровь змеи залила землю и породила злых насекомых и пресмыкающихся. Мастамхо распределил землю, реки и горы между людьми, научил их земледелию и гончарному искусству, превратился в орла и улетел навсегда.
Большинство драконов Северной Америки произошли от змей, о них чуть позже, а сейчас расскажу о единственном исключении, поселившемся на северо-западном побережье. Это была Птица Грома - Тсоона, названная так за то, что когда Тсоона сражается с гигантским злобным змеем Сисиютль, на земле сверкают молнии и гремит гром. Кстати, Сисиютль тоже, в принципе, подходит на роль дракона и даже обладает весьма характерным для западных драконов свойством – взгляд Сисиютля смертоносен. Сисютль был известен племенам индейцев квакиутль, живших на северо-западе Америки. Они сообщали, что он выглядел как гигантский двух- или даже трехголовый(!) морской змей. Одна его голова человеческая, а две других – змеиные. Превращаться он мог в кого угодно: в человека, в дерево, в каноэ. Каноэ было на редкость злобным и прожорливым и питалось тюленями. Впрочем, по правде сказать, вся злоба дракона уходила на "мирные" цели: он охранял входы в жилища духов. Победить дракона мог только Великий Герой, чья моральная чистота и сила духа может превзойти злодея (чем-то похоже на Мерлина и Ланселота). Этим героем и стала Птица Тсоона. Кроме своего великого подвига по свержению Сисютля, Птица Тсоона научила людей строить тотемные столбы (с ее собственным изображением), многосемейные дома. Крылья позволяли ей летать очень далеко, поэтому, видимо, о ней рассказывает не один народ или племя, а целый ряд – алгонкины, пуэбло, сиу-дакоты и др. Кстати, именно алгонкины первыми встретили пришельцев из-за моря, и их тотемные знаки в виде птицы с раскинувшимися крыльями хорошо запомнились будущим канадцам. На головных лентах и каноэ же алгонкины рисовали Сисютля.
У алгонкинов, живших в долине Миссисипи, был дракон с гривой льва и человеческой головой (где они льва нашли в Америке?). Жил он, как и все алгонкины, в основном мирно. Однако однажды съел мертвого индейца, и ему понравилось. Он стал охотиться на людей, а те его прозвали "тот, кто питается человечиной" – Пиаса. Магов среди жителей племени не было, и даже шаман ничем не мог помочь, поэтому вождь племени Кватога решил действовать иначе. Двадцать лучших воинов племени, вооруженные луками, отправились в засаду караулить Пиасу. Сам Кватога исполнял роль приманки и открыто наступал на змея. Тактика помогла, дракон был убит. В 1673 году отец Жак Маркет, миссионер, обнаружил эту историю высеченной на скале и поведал миру о том, как могут бороться с драконом простые смертные. От отца Жака мы и знаем, как выглядел Пиасу: у него были оленьи рога, длинный хвост, человеческое лицо с красными глазами и бородой, а росту он был с крупного теленка.
Фактически мы уже перешли и к драконам-змеям, но все же я хочу напомнить одну вещь. Североамериканских индейцев уничтожили практически полностью. Об их культуре и верованиях мы знаем от немногих из оставшихся в живых индейцев в резервациях, но основной источник - рассказы англичан, испанцев и французов, которые вели с ними непрерывную битву. При этом надо понимать, что первые практически утратили свою культуру, а вторые не слишком заботились о точностях ее передачи, да и образование не позволяло им это сделать.
В частности, отделить мифы собственно индейцев от наслоений католицизма, чьи миссионеры активно пытались внедрить христианство в коренные народы, оказывается задачей даже более сложной, чем, скажем, у австралийских аборигенов или жителей Африки. В частности потому, что "живой дух" мифов и сказок утрачен навсегда.
Так что, когда я говорю о возможных пересечениях мифов, это не слишком достоверные выводы, поэтому основываться на этом, наверное, не стоит.
Забавно только, что совершенно магическое представление о живом окружающем нас мире, пошло именно от индейцев. Наверное, это можно считать их единственным, но столь важным вкладом в общую мировую культуру.
Итак, змеи.
Как и везде, вдоль великих рек, в частности Миссисипи, появилось земледелие. Среди индейцев им занимались пуэбло, все те же алгонкины и даже воинственные ирокезы. Конечно, появились и боги, "отвечающие" за земледелие. К ним относились боги-растения (три сестры – маис, фасоль и тыква – у ирокезов или единое божество Мондамин – у алгонкинов), масса духов стихий и предметов и… змеи.
Кстати, надо бы вам сказать, что одушевили индейцы не только все, что их окружало, но и всем движущим силам природы, т.е. стихиям, они тоже придали некую форму. Стихии стали управляться духами природы – маниту. Духи были добрые и злые, злые могли менять свой облик, но обычно предпочитали показываться в виде рогатых змей.
Таким был Гасэсдоуэйн, гигантский змей, о котором знали племена сенека. Он мог превратиться в человека, и каждый раз, когда собирался похитить себе новую человеческую женщину, менял облик. Впрочем, иногда он, напротив, спасал их, заблудившихся в лесу или на островах. Гасэсдоуэйн враждует с богом Грома Хино (ничего не напоминает?). Каждый раз, когда змей выходит из воды, Хино пытается убить его, но оба они бессмертны.
Кстати, у сенека есть еще один дракон, на этот раз классический огнедышащий. Живет он в реках и озерах, а в небо поднимается на столбе огня, словно ракета. Зовут его Гасьендьета (впрочем, название подсказывает мне, что это испанская передача настоящего имени), и ничего другого о нем неизвестно.
Еще один огромный водяной змей с рогами по имени Амулук жил рядом с горой Форкенд, что в Орегоне. Он был настоящим тираном и топил решительно все и всех, кто попадался ему на глаза. Однажды он подцепил нескольких детей своими рогами и утащил под воду. Безутешный отец четыре дня пытался помочь детям, которые выныривали из воды, пытаясь сбежать от дракона и вернуться к родителям. Однако ничего не помогло, и на пятый день дети исчезли окончательно.
Индейцы зуньи рассказывали не менее любопытную историю о Коловизи, огромном морском змее с рогами на голове и плавниками вдоль тела. Однажды молодая девушка увидела младенца, брошенного в ручье, подняла его и принесла домой. Младенец тот был ни кто иной, как наш Коловизи, который похитил девушку и сделал своей женой. Однако тот же Коловизи задержал потоп, который мог уничтожить всю семью, и ждал, пока они не спасутся.

Змеи вообще занимали очень большое место в жизни индейцев (хотя бы потому, что этих самых змей было очень много, и что охотники, что земледельцы не могли их игнорировать). Великие шаманы умели преобразовывать яд змей в своем теле, этому учил обряд инициации, после которого, согласно легендам, любой шаман мог спокойно отправляться в Слайзерин, ибо никакие яды ему уже были не страшны. Яды использовались в медицине, так же как и другие органы змей. Змея вообще была символом преобразования и спасения, но использовать ее силу могли только Великие Шаманы, знавшие величайшие тайны мироздания.
Пожалуй, более всего, мы знаем о змеях от племен сиу-дакотов. Во-первых, у сиу-дакотов, как и у остальных, было понятие о четырех важнейших стихиях, и земле соответствовала Великая Змея Тункан, из которой, собственно, она и образовалась. Впрочем, возможно, Тункан – просто дух земли, ведь каждый из этих символов весьма сложен и связан цепочкой ассоциативных связей с остальными. Существовали водные змеи, огненные и воздушные, каждая из которых охраняла свою стихию, но мы про них почти ничего не знаем.
Кстати, можно сказать, что большинство драконов-змей Северной Америки обладали довольно-таки скверными характерами, к тому же излучали злобу и источали яд. Всему на свете они предпочитали одиночество. Вот, например, Ангонт был страшным драконом, встреча с которым не сулила человеку решительно ничего хорошего, но кто же из гуронов не знал, что живет он в пещерах, лесах и озерах так, чтобы не встречаться ни с кем даже случайно? Ангонт ценил свое одиночество превыше всего. Так же, как и Оннионт, чей рог (один) приносил удачу во всем и мог пробить горы. Попробуй его найди! (Оба дракона были известны племенам гуронов).
В одиночестве жил и Мси-Кинепиква, озерный змей с невероятно долгим временем жизни. Причем сначала он был оленем с разноцветными рогами – синим и красным. Позже же вырастал, превращался в змея и навсегда исчезал в глубинах озера. Только великие шаманы племени шони могли вызвать его с глубин.

Чем южнее жили индейцы, тем ближе, конечно, они были к… ну? ))) К Кецалькоатлю, правильно, рейвенкловцы подсказывают. В мифологии майя одим из главных божеств была игуана – Ицамна или Ицамнга. Пока племена ольмеков не принесли с собой Кецалькоатлья, именно игуана была символом дракона, правда изображалась в виде каймана, который был вечным спутником богини с косами. Управляла Ицамна съедобными улитками и водными растениями, а позже стала небесным божеством, чья голова образует землю, а туловище – небесный свод. Собственно Ицамна стала означать "дом игуаны", а весь мир представлялся гигантским домом, чьи стены образованы четырьмя кайманами или игуанами, сплетающимися вверху хвостами, и внизу сомкнувшие головы. Четыре зверя – четыре страны света и четыре главных цвета.
Ольмеки смешали уже три образа, и родился небесный дракон – рептилия (кайман или игуана), птица и ягуар в одном теле. Как и все северные драконы, он легко мог менять облик и человеком выглядел как глубокий старик.
С развитием небесный дракон стал управлять подземным огнем, растительностью и вулканами, а также водными богами дождя и росы, и тут он становится очень похож на китайского собрата.
Дракон уже может принять множество обликов. Ицамна-Кабуль – создатель мира, а Ицамна-Кинич-Ахав – солнце. Зато Ицамна-Каб – это земля, а еще два лика: Ицамна-Кавиль и Ицамна-Туль, - олицетворяют хороший урожай и "плохие дожди", которые могут его испортить.
Перед появлением испанцев, под конец своей истории, Ицамна - попросту создатель мира, изобретатель письменности, основатель жречества и т.п. Его супруга – богиня то ли Иш-Чель, то ли Иш-Чебель-Йаш, то ли Иш-Асаль-Вох (разные источники говорят по-разному). Христиане-испанцы решили, что это было символом христианского бога-отца, поскольку изображения Ицамны встречались решительно везде, даже некоторые здания были, собственно, одной гигантской маской Ицамны.

Кстати, это очень характерное развитие истории. Сначала животное, потом гигантское животное, затем оно может превращаться в человека, а затем уже становится кем-то неизмеримо более высоким.
Я расскажу вам еще одну историю, правда уже о Колумбийском драконе чибча-муисков, который тоже прошел такую цепочку развития.
Начнем с того, что бог-демиург (создатель мира) Чиминигагуа ("вместилище света") распространил свет в мир. Потом он создал все, что можно, в том числе растения, животных и людей. Из самых красивых он сделал луну и солнце. Правда, кто-то рассказывает, что людей сотворили совсем иначе. Касик (вождь) Согамосо и его племянник Рамикири создали прародителей человечества. Мужчину они сделали из желтой глины, а женщину – из полой травы. Согамосо послал затем Рамикири в небо, чтобы тот стал Луной и освещал небо. Но света не хватало, и Согамосо сам полетел наверх и стал Солнцем.
Совсем третья история говорит, что прародительницей людей была Бачуэ с сыном-мужем. Они создали всех людей, а сами обратились в змей, стерегущих озера и вообще воду.
Кстати, народ чибча оставил о себе след во всем мире в виде названия Эль-Дорадо (el dorado - "золотой"). Дело в том, что, согласно их легенде, однажды вождь племени застал свою жену с другим, и та утопилась в озере вместе с маленькой дочерью. Вождь потребовал вернуть их назад. Тогда один из жрецов спустился на дно озера Гуатавита и рассказал, что их стережет дракон, возвращение невозможно. С тех пор каждый вождь должен был на тростниковом плоту, нагруженном золотом и драгоценностями, приплыть в центр озера, бросить все на дно и вплавь добираться до берега. При этом сам вождь смазывал тело жиром и посыпал золотой пылью, как бы предназначая себя тоже в жертву озерному божеству. Именно этот обряд и породил легенду о сказочно богатой стране и золотом правителе.
Эх… Грустные это все истории, ибо нет уже тех народов и тех легенд.
На прощание я расскажу вам о том, что среди индейцев племени хопи жил дракон Палулукон, который был покрыт перьями и имел брата. Вот на них двоих и покоится весь мир. Палулуконы управляют погодой, и, если люди чем-то провинились, то их ждет землетрясение, засуха, наводнение и прочие проявления драконьего гнева.
Остается упомянуть, что молния у практически всех народов тоже чем-то похожа на змею, отсюда дополнительный мотив культа змей.

Ловите Домашнее задание
  1. Сформулируйте и опишите общие черты драконов Северной Америки. Внешность и характер.
  2. В чем сходства и отличия между североамериканскими драконами и драконами Европы?
  3. Аналогичный вопрос про Восточных драконов.
Каждый вопрос оценивается до 4-х баллов включительно. Удачи всем!


В данной работе были использованы доклады Серой Метелки (Рейвенкло), которая училась тогда на 4-м курсе. Моя глубокая благодарность ей за поиск драконов в англоязычной части сети.
Моя благодарность FUNcky и Серой Метелке за найденные ошибки в лекции.

Домашку можно передать с совой.

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса, и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
© El-Star
25.01.2009 р.Х.

Последние изменения El-Star
25.01.2009 р.Х.


Hosted by uCoz