Вернуться на страничку с картинками.

Вернуться на страничку для чтения.


Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет...

Наверное ученики, регулярно посещавшие драконологию, привыкли уже к любым видам Элены Элк, но сегодня она решила, кажется, удивить даже их. В маленьком кабинете были навалены комплекты ... альпинистского снаряжения. Причем, явно рассчитанного не на две тысячи метров, учитывая кислородные маски, прилагавшиеся к комплекту.

- Надеюсь, вы все не только догадались, что наш путь лежит в горы, но даже и догадались в какие? Как? Опять нет? Позор на мою седую голову, какие недогадливые ученики мне достались!
- Мы с вами отправляемся в... в Гималаи. И в горные страны Тибет, Непал и Бутан. А где, вы думаете, живут драконы, как не на высочайших пиках мира? Да вы только послушайте рассказы местных жителей и туристов, побывавших в тех краях! Драконы появляются буквально всегда и везде. Их видят то на склонах гор, то на площадках перед монастырями, то парящими в небе, а то и ныряющими в волны. Королевство Бутан вообще считает себя страной дракона Грозы или дракона-громовержца (сами бутанцы называют свою страну Друк Юл или Друк Ценден, что дословно и означает — «страна дракона-громовержца», а название "Бутан" происходит то ли от Бху-Уттан (Bhu-Uttan), что в переводе с санскрита означает «высокогорье» или «горная страна», то ли от Бхот-Ант (Bhots-ant), что означает «край (конец) Тибета» или «юг Тибета».Но Бутан мы посетим в следующий раз, а пока наш путь лежит в

НЕПАЛ

Элена активировала портал и пригласила жестом студентов за собой. У многих сразу заложило уши, забилось сердце и стало казаться, что катастрофически не хватает воздуха, к тому же тот, который был, казался насквозь пронзающим холодом.
В конце пути студенты вместе с Эленой стремительно оказались в долине, где, казалось, смешались все расы и говорили на всех языках.

- Столица Непала - город Катманду - место сбора всех любителей покорять самые высокие горные вершины. Высота долины такая же, как для столицы Бутана, 1400 м. Именно отсюда, как правило, стартуют экспедиции на Эверест или Джомолунгму (еще одно название горы – Сагарматха). Здесь находится начальная точка восхождения на почти все "восьмитысячники" или горы высотой свыше 8 тыс. метров.
Элена задумалась и, подозрительно покосившись на студентов, решила пояснить, что самая высокая вершина в мире - Эверест и ее высота 8848 метров.
- Так вот, Непал - излюбленное туристами место, и оно совсем не похоже на соседний Бутан, хотя до 50-х гг. прошлого века и оно было закрыто от всех. Непал - самая высокогорная страна мира, к тому же зажатая двумя самыми многочисленными странами: Индией и Китаем. К тому же это единственная страна в мире, где официальной религией является индуизм. Индуизм, занесенный сюда ариями еще в 1.5 тыс. до н.э., а не буддизм, и это несмотря на то, что в 6 в. до н.э. тут родился сам Гаутама Будда!

Правда, все это не совсем так. Сами непальцы верят сразу во все, что можно, говорят, у них несколько миллионов богов (точнее, 320 млн.), так что на вопрос «буддизм или индуизм?», вы получите ответ: "Да!" В Непале поклоняются решительно всем животным и божествам, которые есть в мире, но, возможно более всего почитают Гаруду, чье изображение олицетворяет столицу. Можно уверенно утверждать, что вторая основная религия вовсе не буддизм, а анимализм.
Любопытным фактом в этой стране, жители которой склонны на всякий случай верить во всех подряд богов, является запрет на распространение христианства и вообще на отправление христианских богослужений. Немногочисленные христиане собираются в тайные общества и только так могут следовать своей вере.
Своих драконов в Непале вроде бы и нет. Но, как и в любой стране, подверженной прямому влиянию арийцев, здесь царит "Махабхарата", что означает, что в стране живут Наги. Правда, немножко своя разновидность, точнее, своя ветвь рода Нагов. Наги тут существа тоже вполне уважаемые, несмотря на то, что Гаруда - их вечный противник.
Кстати, Непал – крупнейший экспортер змеиной кожи на мировые рынки. Сброшенную кожу тут собирают решительно все и сдают на своего рода заготовительные пункты, откуда она поступает во все страны мира. А вот убивать змей в Непале змей, их можно только уговаривать не трогать людей, и этому посвящен специальный праздник Нагапанчами. Это главный праздник почитания змей, и проводится он на пятый день светлой половины месяца шравана (июля). В этот день положено совершать ритуал "пуджу", который начинается с приклеивания изображения змей над главным входом в дом. Там же, перед домом, положено оставлять угощение для нагов: молоко, а также фрукты и прочие сладости.
Змей обязательно надо ублажать, ибо они чрезвычайно злопамятны. Легенды рассказывают, что однажды крестьянин, обрабатывая поле, убил мотыгой трех детенышей змеи. Змея отомстила ему в тот же день, когда приползла к нему в дом и перекусала всю семью. Но случилось так, что одна из дочерей отсутствовала в тот день дома и вернулась только утром, обнаружив всю семью мертвой. Как всегда, в этих края, это не конец истории. Змея вернулась за девушкой, однако та решилась угостить змею молоком и просить прощения. Змея пощадила девушку и ушла своей дорогой. Случилось это как раз в пятый день светлой половины месяца шравана (речь о лунном календаре, конечно), поэтому с тех пор в этот день все жители Непала пытаются уговорить своих змей не кусаться.

Змея в Непале связана... ну, с водой, разумеется, вы сразу должны были это подумать. В отличие от Индии, где такое верование не является доминирующим, в Непале считается, что каждый источник воды имеет свою змею-покровителя (и что-то мне это напоминает), поэтому практически все водоемы Непала имеют каменное изваяние змеи рядом. Если вам срочно или не очень понадобился дождь на поля, извольте просить нагов помочь.
Как, например, это сделал король Нарендра, чье приключение описывается в исторической непальской хронике вамсавали. Нарендрадева, король Бхактапура, столкнулся с тем, что в период его правления на страну напала страшная засуха, длившаяся 12 лет. Не помогало ничего: ни молитвы, ни жертвоприношения. Однако когда стало совсем сложно (видимо, королю не хватило водички, наконец-то), его духовный советник отправился медитировать и обнаружил причину засухи. Он и рассказал, что Горакнат, ученик Карунамайи, сидел на вершине Мригастали (гора такая) и держал взаперти девять самых могучих Нагов. Кстати, целью этого действия было желание обратить на себя внимание своего великого Учителя Машендраната (о нем позже). Последний впал в медитацию и не реагировал ни на что. Тогда Горакнат решился на такой вот дикий шаг, рассчитывая, что хотя бы страдания людей в долине побудят Учителя помочь, тогда Ученик сможет рассказать, каких успехов он достиг, и последовать за своим учителем.
Король Нарендра решился отправиться в царство демонов – Ассам, чтобы вывести оттуда Машендраната, Бога Урожая и Справедливости. С ним вместе отправился один ученый-монах по имени Бандуду и фермер из Патана.
Машендранат же был последним, пятисотым сыном демона Сасхи, который правил Ассамом. Достичь Ассама было сложно, на пути лежали леса Терай, где любой хищник, рептилия или попросту лихорадка были надежными стражами страны, не позволяя мучиться путникам дольше нескольких часов.
Однако благодаря непрерывным молитвам и чтению мантр монахом Бандуду, вся компания смогла пройти в Ассам. На самом деле совершенно непонятно, что помогло Бандуду: знание мантр или тот факт, что он уменьшил в размерах Царя и Бога Нагов великого Каркотаку и захватил его с собой. Если появлялся кто-то из демонов, Каркотак принимал свой обычный облик (а он был огромен) и отпугивал пришельца. Заодно змея еще использовали в качестве моста для перехода через ущелье. В общем, пришли они все в Ассам.
Тут появилось неожиданное осложнение – мать Машендраната не согласилась с тем, что ее сын пойдет к людям. Сам же Машендранат, видимо, пойти-то хотел, но требовалась помощь.
Снова помог Бандуду, который сумел превратить Машендраната в большого черного шмеля и спрятать в церемониальной чаше монаха - каласе.
Компания отправилась назад, но демоны, узнав о потере Бога, действовали значительно решительнее – им удалось похитить каласу, но тут Бандуду проделал очередной трюк и вызывал с помощью могучих мантр четырех Байробов – Богов в ожерельях из черепов, окруженных пламенем (Барлогов, одним словом) и просто страшных. Демоны, видя такие дела, бросили чашу и смылись.
И вот, когда король Нарендра и монах Бандуду вернулись в долину, но еще не дошли даже до реки Наку, остановившись на отдых, к ним устремился Горакнат в своем совершенно маниакальном стремлении отдать должное своему Учителю. (Вариант легенды говорит о том, что он встал для отдачи поклона, тут-то все змеи и разбежались.)
Заскучавшие за 12 лет Наги освободили водяные заторы и вода хлынула в долину, затопив все, но люди радовались воде. Даже Байробы отдали дань почтения священной чаше, где сидел Машендранат. Король построил в честь этого события Храм Бунга Зео и поместил чашу туда навечно. Теперь Машендраната и его Ученика прославляли каждый год, а засуха больше не повторялось.

Интересно, что история эта звучит еще в нескольких вариантах. Например, говорят, что великий тантрический маг Шантиара Губхаджу как-то во время большой засухи уговорил прийти сюда восемь нагов, чтобы за ними следом пришла вода. А потом тантрик построил дом для нагов, чтобы они смогли всегда жить в этом месте и давать людям воду.

Кстати, подобных историй в Непале относительно много.
Вот еще одна, рассказанная в «Сваямбхупуране». Когда-то долина, где находится Катманду, была озером, да не просто озером, а озером нагов во главе с царем Каркотакой. Называлось оно "Обиталище змей" или Нагархад.
Однажды Манджушри разрушил гору и осушил озеро. Тогда наги собрались в долгий путь на новое место, что означало, что долина превратится в пустыню. Манджушри пришлось просить царя змей и даже создать специальный "Пруд Змей" Таудаху, где бы они могли жить.
Надо бы отметить, что Манджушри – это один из трех главных Бодхисаттв (т.е. человек, достигший максимального просветления, но не удалившийся в нирванну, а решивший обучать остальных), единственный ученик Будды Гаутамы, он проводник и учитель будд прошлого, духовный отец Бодхисаттв, обладает 41 зарегистрированным в летописях обликом. Вполне в его силах разрушить даже планету, так что это не вызывает удивления. Он бессмертен и невидим, но, если захочет, может появиться перед любым человеком. Поклоняются же ему в основном в Китае и на Тибете, хотя даже в Японии о нем знают.
Его часто зовут Падмасамбхава, считается, что он родился из цветка лотоса, причем случилось это еще до н.э. Он будет бодхисатвой, т.е. человеком, который достиг высшего Просветления, но остался в сансаре (обычном мире), до тех пор, пока на земле остается хотя бы одно живое существо, нуждающееся в спасении.
Другая легенда говорит, что это попросту был Кришна – аватара Вишну, который ударил посохом и образовал Чобарское ущелье, через которое ушла вода (все помнят, что такое аватара? Нет, это не картинка на форуме. Смотрите лекцию по драконам Индии. Ч.3)
Но самое-то интересное, что геологи подтверждают эту легенду. Катманду лежит на дне огромного горного озера, которое, вероятно, сошло после какого-то из землетрясений. После этого люди из окрестных регионов быстро заселили плодородный участок и образовали новый народ – невари, который прославился талантами в ремеслах и искусстве так, что вся Восточная Азия знала о них. Можно сказать, что Непал всегда был своего рода «мостом» между индоевропейским (т.е. населением, смешавшимся и происходящим от арийцев) и монголоидным народами Тибета. Это вечный посредник в торговле между Китаем и Индией, точка соприкосновения Запада и Востока…
Впрочем, если проследить за археологическими находками, то письменные (!) источники говорят о том, что тут жили монгольские племена кирати еще в 7-8 вв. до н.э.

Элена задумалась о чем-то, потом тряхнула головой, и продолжила.
- Как-то мы так сразу уже перешли к легендам о змеях, а это не совсем правильно.
Положено бы сначала поговорить об их происхождении. Тем, кто читал лекцию по змеям Индии, особенно первую часть, будет просто, остальным не знаю.
Итак, если Вы помните, согласно индийской истории, о которой нам поведала «Махабхарата», первым существом во Вселенной был Брахма. Он родил из своей души Маричи, а тот от супруги Притхиви-земли родил десять детей, в том числе Кашьяпу, от которого произошли все боги, демоны, люди, жрецы, птицы, змеи, коровы. Исполины и чудовища (и имя этого Кашьяпы было Дьяус-Питар, что в Греции стало Зевсом, а в Риме Юпитером). Все это множество существ родилось не просто так, а от брака с женами, которых у Кашьяпы было 13. Все жены родились от брака двух других детей Брахмы – сына Дакши, родившегося из большого пальца на правой ноге и дочери Вирини, родившейся из пальца левой ноги. В их числе были две, которые все время спорили друг с другом кто из них лучше, - Кадру и Вината. Они обе захотели сыновей. Кадру тысячу, Вината двоих. Но Винате отказали – у нее должны были полтора ребенка родиться. Снесла она два яйца, но они не проклевывались так долго, что она не выдержала и расколола одно из них, в результате родился ребенок, у которого верхняя часть была развита, а нижняя нет. Он стал Аруни – красным светом зари – и проклял свою мать на 500 лет. Второй же стал Гарудой.
Кадру тем временем родила тысячу сыновей – змеев. Самым первым она родила Шешу. В Непале Шеша так же известен, как и в Индии, история у него практически та же. Правда, тут можно посмотреть, как он выглядит. Если помните, то бог Вишну лежит на ложе из змей. Так вот место это находится посередине пруда Будханилкхантха (там стоит статуя спящего Вишну). Король Непала - живое воплощение Вишну - не имеет права смотреть на свое изображение, но он должен иметь возможность общаться с нагами, поэтому у него в парке Баладжу сооружена точная копия изваяния. Трон короля тоже украшает тысячеголовая кобра Шешанага. Это самый великий змей мира (сравнимый с Йормунгандом, поскольку Шеша держит на себе мир.)
За Шешой родились Васуки, с помощью которого пахтали океан и добыли себе сому асуры, Айравата и Такшака – царь индийский богов.
Следом за ними родились Каркотака и Джананджайя. Вот Каркотака-то и обосновался в качестве царя всех змей Непала. «Махабрахарата» рассказывает об одном эпизоде его жизни.
Жили два человека. Одним была царевна Видарбхи по имени Дамаянти. Вторым - молодой человек по имени Наль (Нала). Они никогда не видели друг друга, но ухитрились друг друга полюбить. И выпросила Дамаянти отца устроить ей сваямвару, свадебный обычай, на котором девушка сама выбирает себе жениха. Выбрала, конечно, Наля. Спустя несколько лет Наль проиграл молодую жену в кости Юдхиштхире. Пришлось ему нищим топать в изгнание. Жена же тоже последовала за ним, но ее бросили, чтобы она не терпела лишений. Она вернулась домой и хранила верность мужу, несмотря на обиду. Тем временем Каркотака укусил Наля, тот превратился в уродливого карлика и отправился к царю Ритупарны, которому исправно служил, заодно обучаясь игре в кости.
Спустя некоторое время, Дамаянти снова упросила назначить ей вторую сваямвару, надеясь на чудо. И оно произошло. Она узнала Наля и в другом облике, выбрала его, после чего был хэппи-энд. Наль стал прежним, к тому же отыграл свое царство.
Это история в самых разных вариантах кочует практически по всем «арийским» странам и даже в русских сказках есть отголоски этой истории.
В Лалитпуре есть монастырь Нагабахал, полностью посвященный змеям. Змеи в Непале бывают везде - в храмах, домах, иногда даже вместо шпилей башен. Впрочем, столь же часто встречается Гаруда, несущий змею в когтях.
Я расскажу вам еще пару историй о Нагах, после чего перейдем собственно к самому Непалу, а потом уедем в соседнюю страну… На следующей лекции.
Итак, жил-был страшный-ужасный змей, обитал в глубоком водоеме вблизи деревни Бхактапур. Питался он людьми, в основном, которых еще надо было приманить. Для этого он использовал стандартные ухищрения, использующие человеческую жадность. То создавал иллюзию драгоценностей на берегу, то выкладывал дорожку золотом. В общем, заманивал людей к водоему и пожирал их.
Из соседней деревни явился тогда змееборец с помощником. Перед тем, как начать драться со змеем, он дал такое наставление:
«Я погружусь в озеро, чтобы сразиться с этим ужасным змеем. Но слушай внимательно, что я тебе скажу, это очень важно: в конце сражения, если вода станет красной, это будет означать, что я победил монстра, но если вода примет цвет молока, это будет значить, что я проиграл битву. Я оставляю тебе горсть волшебного риса, если я выйду победителем, нужно чтобы ты в конце боя бросил его на меня, и я верну себе мой обычный вид».
Дальше змееборец превратился в змея и прыгнул в воду. Вода бурлила, шумела, там шло сражение, наконец, окрасилась в ярко-красный цвет. Победитель вынырнул, но был сам столь страшен, что помощник попросту умчался в страхе, забыв про рис и наставления. Змей пробовал его остановить, но безуспешно. Тогда спаситель деревни понял, что он никогда не вернет себе человеческий облик, и вернулся в водоем. А жители Бхактапура с тех пор не ходят к озеру, то ли от стыда, то ли от страха.
(История эта описана в книге Eric Chazot “Contes et legendes du Nepal” - “Сказки и легенды Непала”, а перевела ее с французского Галина Погодина.)

Сюжет про волшебный рис встречается тоже достаточно часто.
Еще одна похожая история. Один из магов-тантриков как-то показал радже, что он может превратиться в удава. Больше всего это чудо, судя по всему, восхитило жену мага, и она упросила его показать, как это можно сделать. Маг вручил ей рис с тем, чтобы она посыпала его для возвращения в человеческий облик, и превратился снова в Нага. Однако женщина так напугалась превращения, что проглотила весь рис и … сама превратилась в змею. Наг и Нагиня с тех пор делают стойку на хвосте перед каждым, кто, как они считают, может бросить на них чудесный рис, но никто так еще и не догадался их спасти. Или риса больше нет ни у кого?

Теперь совсем немного о Непале. Надо же объяснить почему, например, соседний Бутан выбрал политику изоляции и стремления держаться подальше от всех западных веяний.
Тут можно найти неплохие зарисовки о Непале, в частности его историю до недавнего времени.
Итак, в долину Катманду спустились люди и стали народом неваров. У них были короли и целые династии, расцвет произошел во время династии Малла (13-15 века), которая оставила в истории множество потрясающих архитектурных памятников, по которым, в основном, и судят о Непале сегодня. Потом Непал развалился на множество государств, что, в отличие от остального мира, не помешало процветанию региона. В 1768 г. король одного из царств Нараян Шах завоевал всю долину и сделал Катманду своей столицей. Так возникла династия Шах, которая жива по сей день. Ну, почти по сей.
В 1846 г. в стране случился кровавый переворот, организованный Джанг Бахадуром, аристократом из касты Чхетри. Сто лет его династия управляла страной, закрыв ее от остального мира, но при этом они ухитрились сохранить свою независимость там, где ее потеряли решительно все, поскольку регион был плотно захвачен Англией. В 1950 г. страна решила сменить правление, король сбежал на год в Индию, которая выступила за мирное урегулирование конфликта и даже сумела уговорить противников найти компромисс. Король Трибхуван вернулся домой, а правительство стало объединенным. С этого момента Непал стал открыт для всего мира. В 1955 король умер, а его сын Махендра ввел в стране парламент. В 1972 г. на трон вступил уже его сын Бирендра (кстати, учившийся в Итоне и Гарварде). И тут он столкнулся с очередным народным выступлением. Народ ждал больших выгод и улучшений от введения демократического правления, однако ничего такого не случилось, так что начались новые беспорядки. В 1994 году правительство было вынуждено начать новые выборы, и на них одержала победу…. марксистско-ленинская Коммунистическая партия под руководством Ман Мохан Адхикари. Сложилась фантастически уникальная ситуация, когда с одной стороны страна имела коммунистическое правительство при теократической монархии. Но ненадолго. Через два года правительство подало в отставку, получив вотум недоверия, а новое правительство было уже трехпартийным. Но тут в дело вступила еще одна ком.партия, на этот раз сторонников маоистского варианта коммунизма. Ее вмешательство привело к гражданской войне, которая привела к резкому падению чуть ли не единственной статьи государственного дохода – туризма. В стране царит голод, особенно в удаленных от столице местах. (Кстати, Непал – одна из самых неразвитых и бедных стран мира.)
В 2001 г. наследный принц Дипендра сошел с ума и на традиционном обеде, посвященном встрече королевской семьи, расстрелял всех присутствующих и застрелился сам. Погибли почти все, но выжил дядя Гьянендра. Он и оказался очередным монархом династии.
Дядя оказался человеком суровым, недолго думая он запретил политические партии, распустил правительство и начал активные действия по подавлению маоистов, которые успели к тому времени взять значительную часть территории Непала под свой контроль. К 2005 г. король распустил парламент, но он отказался распуститься и через год лишил Гьянендру права вето на законы и законопроекты. Перед тем парламентарии отобрали у короля должность главнокомандующего, разрешили отдавать его под суд и потребовали платить налоги. Заодно они объявили, что Гьянендра – просто король, а никакая не аватара Вишну, соответственно, его можно судить и казнить. Король не сумел справиться с упрямыми парламентариями и вроде как сдался. В ноябре 2006 г. правительство уже из 7 партий помирилось с маоистами, согласившись включить их в новый парламент. Был объявлен мир в стране, а в январе 2007 г. парламент принял новую конституцию и отобрал у короля статус главы государства. Маоисты при этом ухитрились набрать дополнительные места в парламенте и стали крупнейшей партией.
Теперь страна снова раскалывается на две части. Первая считает, что надо восстановить монархию, а король пусть сидит под арестом, поскольку он нехороший человек и подавлял народные демонстрации, а вторая считает, что не нужно им вообще никакого короля, а Гьянендру надо попросту казнить. По этому поводу должно было состояться голосование, но под разными предлогами оно откладывалось почти на год, кончилось все же тем, что Непал стал Республикой. Однако именно та партия, которая настаивала на принятии республики, начала выступать против и игнорировать свое решение. Только 28 мая 2008 года они договорились до того, что республике все же быть, а король Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев все же останется жить. После чего он принял решение вместе с семьей добровольно покинуть дворец, который теперь станет музеем. Интересно, что на тот год, когда его дед бежал в Индию, роль короля исполнял тоже он. Так что королем он стал дважды и «снимали» его с должности тоже дважды. Слава богу, хоть жив остался.
Такая вот история отвратила многих соседей как от демократических изменений в Конституциях, так и от отказов от старых теологических (т.е. религиозных) традиций. Ну, и заодно очередной раз отвратило от коммунистических партий самых разных направлений (кстати, в Непале их еще несколько, кроме двух упомянутых).
Пожалуй, стоп на этом. Располагайтесь. Мы переночуем тут в палатках и завтра отправляемся в Бутан.
Фотографии Непала...
Домашнее задание.
  1. А чем отличаются Наги Индии от Нагов Непала? (3 балла)
  2. Найдите мне еще одну историю про непальских Нагов. (2 балла)
  3. Давно у нас не было заданий на фантазию. Итак, вы появились на празднике Нагапанчами. Соответственно, ваша задача - упросить змею не кусать вас лично и людей вокруг на весь ближайший год. Как это сделать в соответствии с традициями? (3 балла)
  4. На рассуждение. Факиры Непала и Индии обманывают змей, обещая им волшебный рис, или это совсем другое волшебство? (2 балла)
Дополнительные баллы можно заработать поиском соответствий между различными легендами и реальными геологическими и климатическими событиями.


Домашку можно отправить совой...

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
© El-Star
02.03.2009 р.Х.

Последние изменения El-Star
20.03.2009 р.Х.


Hosted by uCoz