Эта лекция довольно старая, когда-то она писалась для виртуальной школы Хогвартса Сириуса, отсюда некий "мистический" антураж, который можно было бы убрать, однако из чувства исторической справедливости и личной благодарности к школе, для которой было написано несколько вполне серьезных для меня курсов, требуют от меня сохранения этих деталей. Впрочем, кроме начала и самого конца текста они не появляются. Продолжение курса так и не было написано: в результате конфликта с руководством я покинула школу, но я надеюсь, что когда-нибудь он все же появится.
Все изменения этой лекции лежат здесь, новости можно искать на моем сайте древние-цивилизации.рф, новости ИСВ - тут, если вообще будут. (Элена Элк, 06.10.2012)

- Добрый день, дети мои!
Элена Элк появилась на лекции в мантии на средневековый манер.
- Мы с вами начинаем новый курс. Я расскажу вам о нем чуть позже, а первую лекцию нового курса придется сделать продолжением предыдущего, которую по совести надо было написать в прошлом семестре. Почему? Потому что историю возникновения христианства невозможно отделить от истории Римской империи. А история эта длинная. Конечно, по-хорошему, эта лекция должна была быть в курсе ИДЦ, но вот, не довелось. Возможно, когда-нибудь?
Одним словом, первой лекцией по Средневековью окажется лекция по Риму. И второй тоже.
Лекция будет очень длинной даже для курса ИДЦ, так что запасайтесь терпением.
Итак...

РИМ.

Рим почти до самого конца был центральным городом Римской империи, вплоть до распада ее на Западную и Восточную. А началось все с … брода у реки Тибр. Брод был создан, разумеется, для торговли. В те далекие времена, примерно в 1-м тысячелетии до н.э., река Тибр была довольно широкой (намного шире, чем сейчас), она была даже главным судоходным путем, по которому поставлялось зерно на север (на 100 км севернее к поселениям этруссков). По реке возили камень, лес и.. в общем, все, что можно было. Впрочем, это все не так сразу, конечно. Но в любом случае, тут обитали племена италийцев и этруссков, и множества других, более мелких народов, от которых часто не осталось ничего, кроме упоминаний, которым непременно надо было ходить туда-сюда. Они искали место перехода, и очень удобно было, разумеется, воспользоваться той точкой, где посередине реки лежал остров.
Остров на Тибре Тибр Есть две легенды об образовании этого острова. Согласно одной из них, тут оказался труп тирана Тарквиния Гордого, сброшенный в реку восставшими жителями, после чего на него намыло ила и грязи. По другим легендам в воде оказался Тиберин Сильвий, один из королей Альба-Лонги, который утонул в Альбуле, в честь чего ее переименовали, и она стала Тибром, а Юпитер сделал Тиберина духом реки.
На острове никто не жил очень долго, - вплоть до 293 г. до н.э., пока во время чумы на остров не выползла змея, что сочли добрым знаком и поставили храм Эскулапа – бога врачевания, но как удобным местом для брода пользовались все.
Кстати, само название "Тибр", скорее всего, принадлежит этрусскам или италийцам, причем слово родственно кельтскому слову dubr (вода). Сам же остров стали называть Тиберина или Тибрский остров (Isola Tiberina, точнее, но это и есть, собственно, «Тибрский остров»).

В конце концов, тут поселились люди, вероятно, произошло это в IX веке до н.э., причем поселились сразу два племени – сабиняне и латины. А расположились они на трех из семи римских холмов (вы же все знаете, что Рим стоит на семи холмах, да?) – Палатинском, Капитолийском и Квиринале. На севере жили этруски, они и правили всей страной. Собственно, к этому времени, Тибр становится разделителем территорий. На западе и севере были этрусски, на юге – римляне, на востоке – сабиняне.

Да…
Но они, естественно, первыми-то не были, поэтому историю Римской империи надо начинать с чуть более раннего периода.
Существует одна красивая легенда, которую я сейчас вам коротко изложу. Все началось с… с Трои. Считается, что в уже горящей, захваченной Трое, Эней, сын Анхиса (и правнук троянского царя Ила) и богини красоты Афродиты (Венеры) осознал, что остался один, армии Трои больше нет. И он уж было собирался броситься на меч и покончить с этим миром, но тут явился к нему образ погибшего друга Гектора и сообщил, что есть решение получше. Надо брать домашних богов (которые станут называться "пенаты"), святыни, родственников и бежать. Эней не послушал совета и решил продолжить сражение. Но вот, в очередной атаке все его соратники погибли, а он чудом остался жив, и снова оказался перед выбором. Он даже встретил на улицах города ту самую Елену, из-за которой, согласно легендам, Эней началась война. Он хотел ее убить, но руку воина остановила сама Венера, сказав, что вины женщины нет, а городу суждено погибнуть, ибо его корни уже выворачивает своим трезубцем бог моря Посейдон (Нептун). Венера дает тот же совет – забрать семью – отца, жену и сына - и бежать. Пришлось Энею так и сделать (не будешь же спорить с божественной мамой). Надо сказать, что Анхис, его отец, был парализован за похвальбу своей связи с богиней, поэтому Энею пришлось нести его на руках. По пути отстала жена, а, когда Эней вернулся за ней, оказалось, что уже поздно – она погибла. В общем, из этого рода остался только Анхис, Эней и Асканий или Ил-младший (сын Энея), они и погрузились на корабль. Впрочем, к кораблю подтянулись многие выжившие троянцы, так что компания была большой. Они отправились в плавание, в поисках новой Трои.
Описано это все в поэме "Энеида", которую не успел завершить писавший ее уже 10 лет Публий Вергилий Марон.
Иллюстрация к Энеиде Он просил уничтожить рукопись, однако император лично отдал распоряжение обнародовать текст. Так мы и узнали об истории Энея и его спутников, точно так же, как узнавали об истории Древней Греции из поэм Гомера. Пропустим, пожалуй, историю скитаний Энея, скажем только, что великая прорицательница Трои Кассандра сделала предсказание, согласно которому троянцы обретут новое счастье в далеком западном краю. Соответственно, Эней и компания плыли на запад, по пути попытавшись высадиться последовательно на Фракии, Крите, Африке, потом Сицилии, где женщины сожгли корабли, а Эней был вынужден оставить самых слабых и старых. Кстати, перед тем в Африке они надолго задержались в Карфагене, где Эней полюбил правительницу и основательницу города Дидону, но по воле богов был вынужден ее бросить и снова отправиться в странствие. Дидона же сгорела на костре, который приказала выложить ночью перед отплытием судна. Наверное, поэтому между Римом и Карфагеном позже начнется такая неумолимая война.
Тем не менее, троянцы плывут дальше. Возле Сицилии умирает старый Анхис и позже приходит к сыну во сне, советуя искать ответ на вопрос "где же новая Троя" в Аиде – царстве мертвых.
Когда корабли пристали к Италии, Эней обратился к жрице Аполлона Сивилле. Она согласилась помочь, и вдвоем они уговорили Харона отвезти их на Елисейские поля, где обитали души праведников (в том самом царстве Аида). Там и обитал Анхис, показавший Энею, во-первых, гудящий рой душ его нерожденных потомков за рекой Летой, во-вторых, среди них сына Энея от Лавинии – его будущей жены, наконец, Ромула, который тоже ждал своего часа. Утверждается, что там же были и души рода Юлиев, который возьмет имя от сына Энея Ила (или Юла в местном варианте). Наконец, Анхей надавал разных ценных советов и отправил сына восвояси.
Троянцы сели на корабли в последний раз и отправились к Тибру. Только они высадились, оказалось, что прямо к ним топает с войском местный царь племени лаурентов по имени Латин. Сразу скажем, что сына у него не было, но была дочь Лавиния, которая должна была выйти замуж за Турна, сына царя племени рутулов. Однако явился во сне Латину оракул его отца (а отцом был Фавн) и сказал, что это неправильное решение, а правильным будет отдать дочь за иностранца, после чего дети их пройдут кровавой дорогой войны к величию и славе в веках.
Вергилий

Вергилий

Вергилий
Кстати, сам Латин тоже был не лыком шит и был то ли сыном Одиссея и Калипсо, то ли его же и Кирки, то ли внуком Одиссея (т.е. сыном Телемаха) и Кирки, то ли даже сын Зевса и Пандоры. Наконец, есть версии о том, что он то ли сын Геракла и девы, выданной замуж за Фавна, то ли сын дочери Фавна от того же Геракла, то ли что он попросту сын Фавна и Марики. В общем, выбирайте, что хотите. Есть данные, что он стал царем через 55 лет после отбытия Геракла (Геркулеса) и правил страной 35 лет, что очень много по тем временам.
Троянцы и лауренты не стали воевать и разошлись мирно. Тут Гера, которая в этих краях называлась Юноной, прибежала к злобной фурии Аллекто и приказала ей разрушить союз (Гера все не могла успокоиться по поводу того, что яблоко, означавшее самую красивую женщину, отдали не ей, а Афродите). Аллекто начала с жены Латина – Аматы, потом помчалась к Турну. В общем, началась война. Венера помогла Энею доспехами и целебными цветами со склона Иды, которые спасли его от смерти (от стрелы), Турну тоже помогали как люди, так и боги. Оба племени никак не могли достичь успеха, извели своих воинов, наконец, предводители решили биться друг с другом. Победил Эней, он же женился на Лавинии. Жили они долго и почти счастливо, основав новый город – Лавинию.
После смерти самого Латина, Эней еще 3 года правил страной, после чего и сам умер (или боги забрали его на небо, в общем, больше он в истории не появляется).
Дальше версии несколько расходятся. То ли сын от этого брака, Асканий, основал еще один город – Альба Лонгу, то ли это был его брат Юл, то ли Асканий был сыном Юла, но, в общем, главное, что они были потомками Энея и основали город. Мне лично все же кажется, что Асканий должен был быть сыном Юла, иначе с чего вдруг такая похвальба именно родом от Юла? Были бы они равны, были бы два знатных рода, а тут один.
Спустя некоторое время потомок Аскания Проктус, умирая, приказал вынести все сокровища на площадь и разделить на две кучки: в одну положить корону и прочие знаки власти, в другую – собственно деньги. Старший сын Нумитор выбрал корону, младший Амулий - деньги. Причем, сказал, что с деньгами он и царства достигнет.
Так и вышло. Мало того, что Амулий отправил Нумитора жить куда-то в поместье, он еще убил на охоте его сына, а дочь Рею сделал весталкой – жрицей богини домашнего очага Весты. Проблема была в том, что весталки давали обет безбрачия и не могли иметь детей, т.е. потомков Нумитора не должно было быть. Однако вмешались боги. Сам Арес или Марс принял вид волка и поймал девушку, когда она шла за водой. Обернувшись богом войны, он зачал ей двух детей, которых Амулий приказал выбросить в Тибр. А Рею отправил в темницу.
Однако вода была неспокойна, раб побоялся вступить в бурную реку во время половодья и попросту бросил корзинку на мелководье. Дети не утонули. Их нашла .. еще не догадались? Их нашла волчица, вскормившая их своим молоком. Дети получили имена Ромул и Рем, оба стали предводителями своих сверстников. Однажды пастухи Нумитора в одной из стычек захватили Рема и привели к правителю. Тот догадался, что это его внук. Тем временем Ромул решил, что Рема забрали правители Альба-Лонги и стремительно ворвался в город, убив Амулия. Тут подоспели Рем и Нумитор, и все стало хорошо. Почти.
Капитолийская волчица Как и их предки, братцы решили заложить новый город, причем там, где их нашла волчица. Ромул хотел начать с Палатинского холма, а Ремул – с Аветинского. Не найдя компромисса, они стали ждать решения богов. Над головой Рема закружили 6 коршунов, а над головой Ромула 12, но чуть позже. Рем был раздосадован. А Ромул тем временем запряг белоснежного быка и корову и пошел бороздой очерчивать контуры города. Через эту черту никто не имел права переступать, но обозленный Рем несколько раз через нее перепрыгнул со словами, что это может сделать любой ребенок. Ромул взбесился и со словами: "Да погибнет каждый, кто пожелает взять мой город!" – ударил брата так, что тот умер. Ромул исполнил обряд очищения огнем, перепрыгивая через костер, и продолжил возводить город. Кстати, случилось это 21 апреля, и до сих пор в этот день отмечают день рождения Рима и прыгают через костры из сена.
Такая вот легенда.
История же говорит, что действительно был такой древний город Альба-Лонга (или Alba Longa, или Albalonga), основанный несколько раньше Рима – в 1152 году Асканием, возможно, сыном Энея или его внуком от сына Юла, который основал род Юлиев. Город стал центром Латинского союза, первой конфедерации на этой земле, в которую входило 30 местных общин (по их собственным записям). Он оставался им до тех пор, пока римский царь Туллий Гостилий не разрушил город и не переселил его жителей собственно в Рим (который с этого момента становится главным городом региона). При этом нетронутым осталось только святилище Юпитера Лациариса (кстати, согласно легенде это им стал царь Латин), которое было священным центром союза. Через сто лет Рим скинули было с его правящего места, но ненадолго, он почти сразу же восстановил свое главенство, пообещав военную помощь всем союзникам. С этого момента началась история Римского государства.
Джамболонья. Похищение сабинянок Отметим главное, что позже очень долгое время будет определять успех Рима и его государства. Члены Латинского союза имели равные права, союзное собрание и общие религиозные праздники. Это очень важно, поскольку обычно тот, кто всех завоевал, тот и обладал максимальными правами, его племя было самым главным, остальные были пустым местом. А тут – равенство. Распался этот союз где-то между 390 и 387 гг. до н.э, чтобы в 358 г. снова объединиться уже исключительно вокруг Рима. Таким он просуществовал еще почти 20 лет, но был упразднен после второй Латинской войны (340-338 гг. до н.э.)
Впрочем, есть утверждение, что Асканий основал сначала город Скепсис (переселив его из Палеоскепсиса), потом город Асканию в Троаде, что, хоть и затуманивает общую историю, но мало влияет на суть. Город Лавиниум (Лавиний) тоже существовал (и сейчас существует), и по преданию был построен то ли Латином, то ли Энеем. И историки считают, что вот его-то жители и основали Рим. Причем, что интересно: Храм Венеры в Лавиниуме был общей святыней всего региона (Лациума, ныне Лацио), но следили за ним граждане соседнего города Ардеи – столицы племени рутулов. Как ни странно, происхождение прямо от Энея, вызывает наибольшие сомнения. Во-первых, римский вариант - это самая поздняя из легенд об Энее. А о нем говорили многие, начиная с Гомера. Причем в самых разных ключах. Есть варианты, где именно он сдал Трою ахейцам, поэтому и спасся. Тот факт, что он увел не один, а аж 20 готовых к отплытию кораблей, косвенно бросает некие подозрения на то, что бегство было не столь уж внезапным. Существует множество могил Энея и утверждений, где он мог остаться. Кто-то говорит, что в Троаде, кто-то, что в Македонии вблизи Олимпа, кто-то, что он оказался в Аркадии и основал Капии, наконец, кто-то – что он прибыл на Сицилию и еще позже – в Лаций. В общем, версий очень много, и куда же делся Эней, никто не знает. Вергилий попытался совместить все, предположив, что он скитался от места к месту, везде оставляя свой след. Возможно, это и правда, кто знает? По некоторым данным он погиб в войне с Мезенцием, но Вергилий не принял эту версию, а Тит Ливий вообще считал, что его живым вознесли на небо, где он стал богом Индигетом.
Мы же с вами попробуем понять, что за государство у нас тут образовалось.
Надо понимать, что исторически весь этот регион – Лаций (Лацио в современной Италии) находился под управлением и контролем этруссков – племен, располагавшихся на севере, на территории современной Тосканы. Этрусски активно взаимодействовали с финикийцами и греками, позаимствовав и преобразовав у них алфавит. Кстати, этрусский язык до сих пор не слишком хорошо известен, в частности потому, что не относится к индоевропейским и следы его надо искать в ностратических языках, что сложно.
Химера
Это химера. Видите сходство с Капитолийской волчицей наверху? Обе статуэтки имеют этрусское происхождение.
Происхождение этруссков тоже любопытно, поскольку они не относились к племенам, связанным с арийцами, а это странно, ведь они ухитрились наследить практически везде, уж в Европе-то и Средиземноморье – точно. А тут целый народ без их влияния. И нельзя сказать, что арии как-то пропустили Италию, ведь другие италийские племена – оски, латины, сабины и т.п., которые к 1-му тысячелетию до н.э. вернулись на юг с севера Европы, точно имели и индоевропейское происхождение, и их язык. Долгое время считалось, что италийские племена и этрусские жили в постоянной вражде, пока раскопки в районе г.Вольтерра (который был когда-то центром этого региона) не показали, что оба народа вполне мирно жили вместе. Более того, тут было найдено множество двуязычных надписей, которые и помогли продвинуться в расшифровке этрусского языка.
Но речь сейчас не о них. Речь о Риме.

С самого начала возле речного брода собирался народ, отвергнутый другими племенами по разным причинам. В основном, преступники, причем мужского, разумеется, пола. Нехватка женщин была столь острой, что это племя пошло на похищение женщин из соседнего племени сабинян во время пира. И с тех пор сюжет под названием «похищение сабинянок» вошел в мировое искусство во всех его видах. Похищение это привело к миру между будущими римлянами и сабинянами, в свою очередь способствовавшему развитию города и его ремесел. Война, впрочем, вскоре вспыхнула вновь, но уже не мешала существованию Рима и длилась годами, если не столетиями. В общем, народ образовался, и поначалу ничем особенным не отличался от соседей. Весь регион находился в ту пору под влиянием Этруссии, которая, похоже, не слишком сильно вмешивалась в их внутренние дела, хотя безусловно влияла на всю жизнь Рима. Об этом говорят как имена римских царей, которые все, после Ромула, были этрусскими, так и некоторые обычаи, например, передача власти приемным детям или племянникам по сестринским линиям. Обычай этот будет так или иначе проявляться почти полтора тысячелетия существования Римской империи.
Рим вошел в Латинский Союз и постепенно стал там доминирующим.
Этот период его истории называется "периодом царей", поскольку управлял всем один человек – «царь». Выборность этого царя сослужила и хорошую, и плохую службу для всех, потому что сначала привела к созданию Республики, а потом к ее смерти. После смерти царя, сенат, т.е. некий совет наиболее уважаемых людей, выбирал временного царя, который должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить ее на голосование в куриатную комиссию («курии» - это древнеримские роды). В конце периода царей власть передавалась уже приемным детям или детям сестер (это и есть влияние Этруссии). Последние цари уже попросту убивали предшественников, все больше склоняясь к тирании и единовластию. Их соотечественникам это не слишком нравилось, поэтому последний царь Луций Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, а в государстве провозгласили Республику (res publica означает по-латыни «народное дело»).
Цицерон обличает Катилину. Картина Чезаре Маччари. Вот, кстати, пора уже и о республике поговорить. Период царей, конечно, интересен с исторической точки зрения, но, вообще говоря, там все происходило "как у всех", но Риму везло и его владения постепенно расширялись. При этом сохранялось стремление к равенству и справедливости. Будущая империя всегда будет иметь тенденцию к разрешению любых слияний с внешними "пришельцами" и установление почти равных прав с ними. Возможно, это и привело к появлению Республики в 3-м веке до н.э. Римское государство и христианство в одном были очень похожи – в интернационализме и идее равенства. Возможно, поэтому христианство родилось именно в Риме, его переросло, но впитало его культуру. Идея равенства была столь невероятно привлекательной, что почти на тысячу лет позволило римлянам господствовать над миром, причем, в отличие, скажем, от Македонского, чья империя стала разваливаться еще при его жизни, римское государство было ОЧЕНЬ стабильным по тем меркам.
Но вернемся к республике. Республику часто ошибочно приравнивают к Демократии и не случайно. Они действительно похожи, но все же имеют и существенные отличия. При демократии любой гражданин имеет равные права с любым другим гражданином, по крайней мере, формально. При Республике права зависят от общественного положения или объема личного состояния. Слегка поясню. Если перенестись в наше время, то демократия означает, что и зеленый студент, которого пока обеспечивают полностью или частично родители, и умудренный опытом старик (который уже отстает от жизни) обладают равными правами. Это и хорошо, и плохо. Большинство наших предков считали, что так организовывать политику не очень умно, и предпочитали основываться на других принципах – республиканских. Это означает, что мы ставим права каждого человека в зависимости от его "успешности" в работе и участии в делах общества. Первый пункт означает, что человек понимает "законы жизни" и добился успеха, его опыт ПОЛЕЗЕН, и он имеет право голоса, а второе означает, что он не эгоист, работающий только на себя, он радеет о своем народе, одним словом, он ДОСТОИН им править.
Надо еще отметить, что за время царей государство продолжало расширяться. Была захвачена южная Италия, под власть Рима попали сами этрусски (а с ними – одни из лучших на то время металлургов), земледельцы становились все крупнее и крупнее, обедневшие крестьяне подались в город или брали землю в аренду уже не у государства, а у более богатых арендаторов (которые потихоньку становились попросту владельцами). Одним словом, процесс развивался.
Три самых старых племени: латины, сабины, этрусски как старейшие племена объединились в "римский народ" или "патрициев" (дети отцов). Пришельцы же стали плебеями. Сначала они пользовались не слишком большими правами, но постепенно, за двести лет борьбы, отвоевали себе равные права с патрициями. Кстати, пресловутое "римское право", т.е. свод писанных законов появился в результате этой борьбы. И, если сначала патриции имели исключительные права на землю и ее обработку, то к моменту образования республики, обе богатейшие и знатнейшие части римского народа слились в нобилитет, перекрывший "простым смертным" доступ к высшим государственным должностям.

Легион Вот на таких вот принципах к 3 в. до н.э. и была основана Римская республика. В тот момент она была практически целиком аграрной, причем земля в основном принадлежала государству, которое никак ее не обрабатывало и сдавало арендаторам, причем беднейшим крестьянам – "за так" и с освобождением от уплаты налогов. В республике были три сословия. Первое – плебс, куда входили попросту все. Затем всадники – наиболее богатые и уважаемые люди (прошедшие тот самый ценз и условия работы на общество), наконец высшим сословием были сенаторы. Соответственно, туда попадали самые успешные и уважаемые люди.
Городами управляли магистраты (причем за свой счет, зарплату они не получали), каждый член которого выбирался на год. Низшие чины империи назывались эдилами и квесторами. Эдилы следили за собственно состоянием города и устройством праздников и зрелищ (это были "плохие" должности, требовавшие вливания собственных денег), а также квесторы, которые были, по сути, казначеями. Единственным преимуществом, которое давали эти должности, была возможность предлагать позже свою кандидатуру на высшие посты государства – консулов и преторов. Консулы были собственно правителями и верховными главнокомандующими государства, их именами назвался год, преторы осуществляли руководство судом, цензоры же выбирались раз в пять лет сроком на полтора года. В их задачу входила проверка списков сенаторов и всадников и вычеркивание из них тех, кто оказался недостоин таких званий. На практике оказывалось, что звание сенатора было практически пожизненным, а вот всадники часто выбрасывались из списка. Обычно цензором мог стать человек, который уже поработал консулом.
Как нетрудно понять, должности не наследовались, и это будет так до конца Римской империи.
Римский всадник Кстати, для учета мнения низших слоев населения позже появились и существовали десять народных трибунов, которые могли сделать две вещи: внести проект нового закона и наложить вето на любое решение. На самом деле народные трибуны появились во время борьбы плебеев за свои права и в результате стали отражать интересы верхушки сословия, но все же теоретически, они были выходцами "из народа".
В периоды особых опасностей возможность наложения вето была вредной и опасной, и в стране выбирался диктатор на полгода. Диктатором выбирался обычно бывший консул, и он не имел никаких ограничений своих прав, кроме временных рамок.
Во второе сословие Рима сначала естественным образом входили самые богатые люди, которые могли не только поставить армии Рима вооруженного и соответственно снаряженного члена семьи, но и предоставить ему лошадь. Позже к сословию стали принадлежать просто богатые люди, которым цензор давал еще и титул (лошадь и деньги на ее содержание, что было уже, скорее, символом). Цензоры раз в пять лет проводили переаттестацию, причем гораздо эффективнее и интенсивнее – потерять звание всадника было проще, чем сенатора.
Все остальные были плебсом. Поскольку туда входили уж больно разные люди, плебс быстро поделился на городской и сельский: люмпен-пролетариат сословие мелких землевладельцев.
Чем дальше, тем сильнее было расслоение, и, несмотря на возможности теоретического становления сенатора из низшего плебса, практически ничего такого давно не случалось.
Высшим государственным органом республики считалось народное собрание, причем и оно было трех типов: куриатные, центуриатные и трибутные. Первые собирали патрициев по куриям (родам), вторые по имуществу (ранее это были военные центурии), трибутные - по территориальным округам (трибам). Последние принимали основные законы и избирали низшие государственные должности, центуриаты решали вопросы войны и мира и выбирали высшие государственные должности - консулов, преторов и цензоров. Куриатные комиции (комиссии) попросту перестали существовать по мере возникновения нобилитета и перемешивания родов.

Несмотря на то, что вроде бы все расписано, в Риме не было деления на исполнительную, законодательную и судебную власть. У каждого магистрата, особенно высшего, была некая совокупность всех прав - империй. Общими чертами гос.должностей были: выборность, временность, коллегиальность и безвозмездность.

Система, вообще говоря, неплохая и продуманная, однако ее главные недостатки видны невооруженным глазом. Во-первых, и главных, год – срок небольшой. Власть не имела преемственности, а законы, несмотря на то, что были записаны, фактически были неписанными правилами. Больший срок вначале установить было нельзя – помните, что в Латинском Союзе было порядка 30 племен? Даже если выбирать правителя раз в год, за 60-летнюю жизнь вы могли им стать всего два раза (а реально один). Даже если оставить не 30, а 10 правителей, то это тоже означает совсем редкую возможность "порулить". Ну, а позже сменить срок мешала традиция. Во-вторых, такие вот правила были хороши для маленького союза городов-государств. Но для империи это все никуда не годилось – опять же и по срокам, и по возможностям консулов и преторов. Неудивительно, что при таком положении вещей самый стабильный орган – Сенат – сначала становился своего рода правительством, потом и законодательным органом, а потом и судебным. Юридически у него вначале не было никаких прав, но зато реальные права стали доминирующими.
Ганнибал
Походы Ганнибала Взято отсюда: www.vokrugsveta.com
А захваченные земли уже лишаются всякой самостоятельности и попросту обязаны были принимать законы Рима. Кстати, захваченных земель тоже становилось все больше. Сначала Рим естественным образом расширился в пределах Аппениннского полуострова, потом начал битву за Сицилию со своим вечным противником Карфагеном. Три Пунические войны (Карфаген был колонией Тира, от нее он сохранил способ производства пурпурной краски, и за цвет, которым пропитались все, и который римляне называли "пуны", они и получили свое имя) шли с переменным успехом. Карфагенянин Ганнибал – один из самых выдающихся полководцев древнего мира – почти захватил сам Рим, основательно его истощив, но все же сто лет войны закончились победой Рима и присоединением новых больших территорий (очередной римский консул Сципион очень разумно предложил перенести войну на территорию самого Карфагена, те в панике отозвали Ганнибала, который под Карфагеном погиб. Дальше все было вопросом времени). Земля передавалась римским гражданам (с самого начала они больше гонялись за землей, нежели за золотом), а то, что осталось у местных, все равно принадлежало Риму. Армия продолжала расти, ее содержание стоило денег. Рим ввел налоги – сначала порядка 10%, которые должны были платить захваченные народы, и убрал равные права со всеми гражданами, заодно введя предельную централизацию власти – все местные главы гражданских или военных объединений подчинялись только Риму. Родился новый тип отношений "клиент-патрон". Клиентами были захваченные народы, их патроном – кто-то, кого община выбирала в качестве представителя перед правительством Рима. Наместник любой области не подлежал суду, пока был таковым, но после мог быть привлечен к ответственности. Впрочем, на самом деле все определялось положениями наместника и патрона в самом Риме.
Карфагенская история, когда Рим чуть было не оказался захвачен Ганнибалом, и другие непрерывно ведущиеся войны, а также растущая профессиональная армия потребовали серьезного продления сроков полномочий полководцев и военачальников, а это при отсутствии тех же правил в гражданском обществе, создало им огромную власть.
Интересно и положение рабов. Если вначале рабов в Риме было довольно мало, они могли со временем освободиться и получить дополнительные, но неполные права, став либертинами (их дети тоже были с ограниченными правами), то после Пунических войн приток рабов стал настолько огромным, что они стали основной рабочей силой в государстве. Владельцами рабов становились в первую очередь сенаторы и всадники, которые вели войну. Многим это понравилось настолько, что они занялись откровенным пиратством и ловлей рабов везде, где только можно было. Спустя некоторое время идея сделать рабом бедных сограждан за долги тоже стала достаточно привлекательной, и была реализована законодательно (еще до появления Республики). Замечу, правда, что подобное действие было убрано только в результате борьбы плебса за свои права законом, согласно которому должник отвечал только имуществом, а не телом, что произошло в 326 или 313 г. до н.э.
Гибель Спартака Так "настоящие римляне" теперь могли полностью потерять права граждан. Говоря современным языком, рабы заняли почти всю сферу развлечений и обслуживаний, а также тяжелого труда на строительствах и добычах металлов и камня. Разумеется, сельское хозяйство тоже активно использовало рабов, а вот в ремесле процесс затормозился – изготовление качественных изделий требовало (и по сей день требует) личной заинтересованности тех, кто их делает. Рабы же такой заинтересованностью не обладали и использовались только на грязных и тяжелых работах.
Кстати, надо сказать, что приток дешевой рабочей силы затормозил развитие научно-технической мысли Рима. Если не считать производства вооружений и предметов роскоши, мануфактуры столетиями производили товары по одной и той же технологии, не сильно заморачиваясь тем, из-за чего обычно приходилось двигаться вперед: удешевлением производства и повышением производительности труда. Достаточно было увеличить число рабов, и проблема снималась.

Восстание Спартака Использование рабов окончательно разделило общество. Свободные крестьяне больше не могли тягаться с теми, кто использовал рабов, попросту сил не хватило бы. Кстати, в этот момент начинается и специализация крупных сельскохозяйственных производств (они могли себе это позволить), и они начинают производить то, что дает большой доход – виноград и фрукты, хотя по-прежнему, очень много средних и мелких ферм выращивали "все подряд" (как наши садоводы-огородники). Но все же уже появился перекос – зерновые перестают выращивать, и в Италии их уже не хватает, зато в Африке хлеб дешев (он в десятки раз дешевле при трех урожаях в год), и его начинают завозить оттуда. Как ни странно, но законы экономического развития уже тогда начали работать, и это привело к разорению "зерновых" земледельцев в Италии. Они начали стремительно продавать свои участки, которые скупались их и без того богатыми соседями, или попросту бросать их на произвол судьбы.
Общество продолжало дифференцироваться, а безземельные крестьяне стекались в Рим. Поскольку они все были гражданами, они требовали себе "хлеба и зрелищ", т.е., как бы сказали мы сегодня, хороших пособий по безработице. Как это обычно и бывает, пожив в городе, они уже отказывались от возможности вернуться на землю, даже если она появлялась. Промышленность была не настолько развита, чтобы поглотить всех этих пришельцев, в результате они стали люмпенами и жили грабежами и правительственными дотациями (все, как у нас). И это вызвало большую тревогу у дальновидных политиков Рима, поскольку ослабление
среднего класса привело к уменьшению боеспособности римских войск. Позже именно это невероятное число рабов и приведет к падению Рима, но тогда это предвидеть было невозможно.

Пальцы вниз(Pollice Verso), Жан-Леон Жером, 1872 При кажущейся иногда по фильмам и книгам беспечности римских граждан, большую часть правителей Рима и многих государственных деятелей серьезно беспокоили растущие проблемы крестьян и горожан. Они видели, что Республика трещит по всем швам и пытались решить проблемы доступными им способами, которые, по правде сказать, не сильно помогали.

Республика распалась в три этапа, и первым из них была попытка братьев Гракхов провести земельную реформу. Тиберий и Гай Гракхи были внуками победителя Ганнибала Сципиона Африканского Старшего. В 134 г. до н.э. Тиберий Гракх выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны и был избран, после чего предложил несколько наивный закон о возвращении земли государству, а затем раздачи ее беднейшим римским гражданам. Положение с сельским хозяйством было отчаянным, и это понимали многие. Реформа прошла, но попытки отобрать землю натолкнулись на сильное сопротивление знатных римлян. Пришлось даже собрать вооруженный отряд на помощь Гракхам, которых назначили выполнять решение народного собрания. Год прошел в непрерывных стычках, а на следующий Тиберий снова выдвинулся в трибуны. В день выборов возникли столкновения, Тиберий, защищаясь, поднял руку над головой. Его противники тут же объявили, что он требует царской короны, а сенаторы их поддержали. В ходе обычной драки с посохами, скамьями и камнями, Тиберий был убит, его труп выбросили в Тибр, а всех сторонников осудили.
Колизей Чем –то сильно напоминает процесс коллективизации земли в 20-е годы, только он закончился более удачно для советской республики. Через 10 лет народным трибуном был избран Гай Гракх, который попытался вести себя не столь прямолинейно и опереться на всадников и землевладельцев. В результате всадники стали руководить судами и получили власть над наместниками. Теперь возникло не только противостояние народ-Сенат, но и Сенат-всадники.
Кроме того, Гай позволил римским крестьянам уезжать за пределы Италии и получать землю там. Это тоже вызывало свои противоречия, но выглядело хоть каким-то вариантом, более того, это был единственное, что смягчало долговой и земельный кризисы в течение всего периода, когда Рим захватывал новые земли. Сенат тоже на этот раз вел себя умнее и решил устранить активиста другим способом. Он выдвинул другого трибуна, который предлагал все то же, что Гай Гракх, только больше. Если Гай говорил об одной колонии, второй выступал за 12 и т.п. Гая высмеивали, его авторитет упал, и на третий год его не выбрали в трибуны. Закончилось все тоже печально. Предложенные Гаем законы все же были выдвинуты на голосование. Посланник консула оскорбил при этом сторонников Гая, те закололи посланца, Сенат объявил, что "отечество в опасности" и с помощью всадников убили как 3 тыс. сторонников Гая, так и его самого. Точнее, Гай приказал рабу убить его.
Реформы провалились. Крестьяне Рима продолжили стремительно нищать. К моменту зарождения христианства Рим успел пережить восстание Спартака, гражданскую войну, столкнуться с продажностью любых должностей магистрата, убийствами и подкупами решительно любых представителей власти, в общем, он уже внушал отвращение сам себе. Что не помешало ему захватить Сирию, Палестину и Египет.
Кстати, экономисты, исследующие историю, предполагают, что одним из выходов в сложившейся ситуации было бы заставить мелких и безземельных крестьян работать на богатых нобилей, но это означало бы появление феодального строя, а до него еще более тысячи лет развития.

Вторым этапом падения Республики можно считать вторую гражданскую войну, которая началась в Риме в 60-х гг. до н.э. между тремя выдающимися римскими гражданами: Помпеем, Цезарем и Марком Крассом. Каждый из них имел внушительный список достижений к тому времени, что обеспечивало им поддержку населения и армии. Помпей только что захватил Сирию и Иудею, а перед тем Армению, Парфянское царство и практически всю Малую Азию. К тому же у него была слава человека, справившегося с первой гражданской войной. Марк Красс подавил восстание Спартака и был одним из знатнейших и богатейших граждан. Наконец, Гая Юлия Цезаря представлять особо не надо, но стоит упомянуть, что к тому моменту он был наместником в Галлии и начал завоевание этой страны.
Схватка этой троицы шла примерно с равными силами, и быстро стало понятно, что ни одна сторона не может одержать верх. У них хватило ума заключить тройственный союз или триумвират. Хотя отношения внутри самого триумвирата были далеки от безоблачных, никто в Риме не решились противиться союзу и подчинились ему. С гражданской войной было покончено, а триумвират распался практические естественным образом. В лекции по драконам Рима я рассказывала о том, как погиб Марк Красс, решивший неудачно снова завоевать Парфянское царство. Помпей погиб в противостоянии Цезарю от руки правителей Египта, где он искал поддержку. Правил Египтом в те времена малолетний Птолемей XII Дионис, но на самом деле правителями были Пофин и Ахиллас, старые центурионы Помпея, которые сами хотели заслужить благосклонность Цезаря. Они и убили своего военачальника, вручив через несколько дней Цезарю голову и перстень бывшего союзника.

Первый триумвират
ПЕРВЫЙ ТРИУМВИРАТ (слева направо: Цезарь, Помпей, Красс)

Плутарха можно посмотреть жизнеописания многих знатных граждан Рима, в том числе Помпея.)
Цезарь остался единственным членом триумвирата и получил в руки огромную власть. Он начал вести себя как царь и говорить о том, что "республика ничто, пустое имя без тела и облика". Это не могло не возмущать сторонников старого строя, и орудием мести стал Марк Юний Брут, по слухам один из потомков человека, убившего последнего из римских царей дореспубликанских времен Тарквиния Гордого, и установившего республику - Луция Юния Брута (впрочем, историки говорят, что это неправда, поскольку Луций был патрицием, а Марк плебеем). Цезарь был убит в Сенате в 44 г. до н.э. Вопреки ожиданиям, похороны Цезаря были просто царскими, а Бруту пришлось бежать из Рима (впрочем, если стать циниками, то надо отметить, что Антоний успел зачитать завещание Цезаря народу, где последнему раздавались значительные суммы денег, так что не в чьих-либо интересах было оставить Брута у власти). Рим похоронил своего первого императора (хотя еще не знал об этом).
Без Цезаря в Риме началась схватка за власть и третья гражданская война. Но путь к миру уже был известен и всего через год в Риме появился второй триумвират, куда вошли: консул Марк Антоний, усыновленный Цезарем племянник Гай Юлий Цезарь Октавиан и проконсул Марк Лепид.
Антоний и Октавиан достаточно быстро разгромили сторонников республики и отстранили Лепида от власти. Антоний отправился в Египет, где женился на Клеопатре, а Октавиан остался в Риме. В конце концов, все закончилось морским сражением и победой Октавиана, который на словах стал защитником республики.
Он сохранил республиканскую структуру магистратур, однако все высшие должности оказались у него в руках (включая законодательные и судебные), он называл себя принцепсом (и так стали звать первых императоров Рима), как назывался первый в списке Сената. Сенат даровал Октавиану титул Август ("священный, великий"), который позже носили все правители Рима и откуда пошло понятие об августейших особах. К тому же он тоже стал Цезарем (это тоже уже было титулом, а о порядке наследования римских имен – к лекции по Риму). Я не буду подробно говорить о том, что в финансовом отношении Октавиан тоже провел значительные реформы, все области были поделены на имперские и сенатские, причем вторые были разорены Римом давно. Сенат оказался в долгах у принцепса. Изменялся аппарат городского управления, появилась первая бюрократия. Изменений было множество и все они свелись к тому, что Октавиан получил в руки все мыслимые на тот момент права и стал первым официальным императором Рима с пожизненным сроком пребывания на должности. Ранее титул императора давался военачальникам на короткий срок для получения триумфа – торжественного вступления в столицу после победы.
К 30-м гг. до н.э. Рим стал империей с 4-миллионным населением. Бунты населения стихли как по команде, нравы стабилизировались, сам император вел тихий и праведный образ жизни, а империя стала стремительно расширяться. И вроде бы все хорошо, но проблемы с экономикой никто не отменял. А главной проблемой стал… рабовладельческий строй.
Если коротко, то были две главные проблемы. Первая – слишком много рабов, причем принадлежавших тем, кто имел армию или хотя бы сам был военачальником – всадникам и сенаторам. Это означало, что свободные земледельцы практически не могли конкурировать с большими хозяйствами. Дело еще осложнялось тем, что мужское население забиралось в армию. В результате многие жители разорялись, сбегали в Рим, где вели праздный образ жизни, наконец, продавались в рабство за долги. Богачи Рима скупали земли мелких и средних владельцев, но куда больше земли просто забрасывались и не обрабатывались. Вторая проблема была в импорте. Из Египта поступало очень дешевое зерно, стоимость которого разоряла мелких и средних землевладельцев, крупные же переходили на производство наиболее дорогих продуктов – винограда и фруктов. Зерновое земледелие тоже пришло в упадок.

Второй триумвират
ВТОРОЙ ТРИУМВИРАТ (слева направо: Август, Антоний, Лепид)

Империя решила множество проблем с высшей властью, но не решила основного экономического конфликта и никак не облегчила жизнь среднему и мелкому крестьянству, кризис которого продолжал нарастать.
К 3 в. уже нашей эры появилась еще одна проблема. Оказалось, что производительность рабов очень низкая, а их приток закончился. Римская Империя перестала расти темпами, которые могли обеспечить всю территорию значительным числом рабов. Рабы стали некоторой ценностью, что означало требование расширить их права. Восстания вспыхивали одно за другим. Кризис охватывал уже и крупные хозяйства. Смягчение прав рабов и попытки изменить экономический строй провалились. Кстати, смягчение прав доходило до отпускания рабов на волю, с условием, что они продолжали работать на прежнего хозяина. Была введена система колоната. Колоны – крестьяне, которые арендовали землю у крупных землевладельцев. Государство пыталось их поддержать, потом закрепить на землях крупных землевладельцев (аналогично с крепостным правом), но все это не дало эффекта, хуже того, к 3 в. колоны стали вливаться в восстания рабов, вместе с прочими беднейшими слоями общества.
Разорение землевладельцев и крестьян имело еще одну отрицательную сторону. Они обнищали и уже не могли покупать себе товары, производимыми городскими ремесленниками. Кризис промышленности и города тоже не заставил себя ждать, а ремесленников точно так же законодательно закрепили за городом. Торговый баланс упал почти до нуля, причем западная часть империи оказалась в минусе, восточная же хоть и имела положительный торговый баланс, но он съедался западной частью.
Не надо считать, что все императоры Рима ничего не понимали, но все их усилия оказывались тщетными. Обнищание государства и рост общественного недовольства вызвали ужесточение контрольных и полицейских функций государства, потребовали структуризации сбора налогов, переписи населения и т.п. Т.е. государство двигалось в сторону усиления бюрократии и силовых структур. Но и это давало всего лишь временный успех. Население разочаровывалась не только в своем правительстве, но и в своей идеологии (господи, как это похоже на конец Советского Союза!)
А из Иудеи тем временем пришла "справедливая" религия, обещавшая, что после жизни всех ждет Рай, если только в этой вы вели себя правильно. Она позволяет верить в бога без жертвоприношений, не делает разницы между бедными и богатыми (и даже осуждает богатых), в общем, это религия – угнетенных и обиженных. Неудивительно, что вся римская империя охвачена новой верой.
Уф…
Ко 2-3 в. кризис, который назвали кризисом рабовладельческого строя, докатился до своего предела, в результате чего назрела очередная попытка изменить управление страной. Восстания приняли такой размах, что Рим вынужден вести уже совсем другие войны. О завоеваниях давно нет речи, удержать бы, что уже есть.
Очередной император Рима Диоклетиан ввел принцип домината. Если совсем коротко, то это означало, что в его руках сосредотачивается попросту вся власть в стране. Если до этого хотя бы на словах что-то говорили про магистраты и власть народа, то теперь император не "первый" среди равных, а dominus – господин. Он встал выше законов и тут без сомнения есть некое сильное влияние со стороны восточных культур, да и просто восточной части империи (у которой, напомню, сохраняется положительный торговый баланс и, с точки зрения экономики, ситуация выглядит значительно лучше).
Интересно, что и теперь "должность" императора все еще не наследуется и это в значительной степени спасает Рим на протяжении всей его истории. Как ни крути, а императорами становятся те, кого считают лучшими. Возможно, они ими и не являются, но все же при обычном наследовании престола, империя бы рухнула гораздо раньше.
Доминат позволил ввести в стране по сути военную диктатуру, после чего стало возможно очередное подавление всевозможных восстаний и выступлений недовольных. Заодно он увеличил состав армии, причем отменил добровольный принцип пополнения армии. Теперь крупные землевладельцы были обязаны поставить государству энное число солдат, и все тут. Плененные варвары тоже стали служить в армии под именем "летов", выполнявшие роль наемников.
Это в свою очередь потребовало увеличение затрат на армию, усиление бюрократического аппарата и т.п. Одним словом, пришлось повышать налоги. Ранняя империя вводила множество налогов, в частности было много косвенных, которые утратили свой смысл при значительной инфляции и упадке экономики. Диоклетиан ввел налоги прямые, вроде поземельной подати. Подобный налог был и раньше, но собирался, как правило, по нужде государства и носил характер реквизиции или попросту отбирания нужных запасов различной продукции для содержания Рима. Теперь налог в такой вот "натуральной" форме взимался регулярно со всех, кто вообще хоть что-то имел. Зависел налог от наличия пахотной земли, которую может обработать один человек. Сенаторы платили еще дополнительный налог, а городские жители платили подушный.
Причем налог был введен для всех, включая "настоящих" граждан Рима, т.е. живущих в Италии. До этого их привилегией было налоги не платить вообще. Разумеется, это вызывало вспышку недовольства, но ее быстро загнали внутрь.
Как можно заметить из моих слов, если государство взялось взимать налоги натуральным продуктом, деньги уже ничего не стоили. И это действительно было так. Диоклетиан и тут попытался провести реформу, введя новые "настоящие" деньги, которые делались из золота, серебра и бронзы, но реформа провалилась почти сразу в силу того, что номинал денежки и соотношение между ценностью и стоимостью металла была попросту произвольной для разных областей, система же обращения и вовсе была пустым звуком. В общем, закончилось все тем, что монеты извлекали из обращения, превращали в слитки, а цены не только не упали, но стремительно продолжили свой рост. Инфляция пошла на очередной виток. Диоклетиан даже попытался издать эдикт (указ) о введении максимальной возможной цены на различные товары и ставки на оплату труда, что было не такой уж дикой идеей, как может показаться, из-за того, что империя владела огромным числом производств и продуктов, так что могла выбросить товар на рынок и регулировать цену. Однако в масштабах всей империи это было нереальной затеей. К том уже максимальная цена была взята почти "с потолка", да еще и единой для всех, в результате эдикт почти сразу перестал соблюдаться, а потом про него и вовсе "забыли".
Я вот тут все пишу и пишу… Давайте я приведу пример, который хорошо показывает проблему.
Диоклетиан провел реформу судебной системы, после которой разбор уголовных дел по делам о ночных пожарах и снабжении продовольствием был вынесен отдельно и передан особым судьям, а те получили возможность выносить смертные приговоры. Причем судьи были не магистерскими (городскими), а имперскими.
Это говорит о масштабе развала страны, хаоса и нехватки продовольствия. О05q478чередным шагом Диоклетиана стало разделение империи на две части: Западную и Восточную, Oriens и Occidens. Деление напрашивалось. Управление частями империи уже было разным, а экономика и вовсе жестко требовала разделения, иначе дисбаланс угрожал полным развалом "прямо сейчас". Диоклетиан вообще решил провести перераздел империи. Если раньше областями или провинциями Рима становились те области, которые до захвата Римом, были отдельными государствами, то сейчас деление прошло просто по географическим соображениям. Римская империя была поделена на 12 диоцезов, а те на провинции. Даже Италия поделилась так, что в нее включились другие страны. Рим, великий и неприступный Рим, потерял свое выдающееся значение.
При этом Диоклетиан ввел еще четыре высших должности в Риме: двух Августов и двух Цезарей. Августы управляли Западной и Восточной частью империи, а Цезари были при них в качестве помощников и, как правило, наследников.
Наконец, в качестве попытки насадить "правильную мораль" населению Диоклетиан попытался вернуться к старой доброй религии Рима, но ввел туда понятие о божественности императора (в общем-то, это логичный шаг, следующее усиление власти могло быть только по Египетскому типу, и должно было бы провозгласить императора (фараона) богом). Собственно, никто особо не возражал, кроме христиан, в основном потому, что у них верховным богом был Бог, а не император (прошу прощения за тавтологию). Однако это возражение христианам дорого стоило, их, как и всех, кто был хоть чем-то недоволен, жестоко подавили.
После установления очередного порядка в стране Диоклетиан решил удалиться от дел и оставить управление сразу двум Августам и двум Цезарям... Однако об этом в следующий раз.

Карта распространения Рима от 500-х гг. до н.э. и до уничтожения Западного Рима и Римской империи (до Византии).
Карта распространения Рима

Все на сегодня.
Ловите домашнее задание.
  1. Ох. Ну, начнем с древности. Расскажите мне легенду о Тиберине и назовите семь холмов Рима.
  2. А теперь влияние этруссков на культуру и жизнь Рима.
  3. Чем так прославились Цезарь и Август, что их именами стали называть следующих правителей Рима?
  4. А чем занимались земледельцы Рима (до империи)?
За все вопросы - по три балла максимум.

Свободны.

Пишите

Напоминаю, что можно заглядывать на мои лекции по двум смежным курсам:
История древних цивилизаций (ИДЦ)
и
драконология
Мой виртуальный мир.
© El-Star
09.03.2009 р.Х.

Последние изменения El-Star
06.10.2012 р.Х.



Hosted by uCoz