Доброго времени суток, уважаемые!
Для вас всех, наверное, не секрет, что я преподаю в нашей школе драконологию. Но этот урок совсем другой.
Сегодня у нас первая лекция спецкурса "история древних цивилизаций".
Этот урок не будет содержать никакой магии и пройдет у вас один раз за все время обучения (т.е. следующий раз этот урок будет читаться тогда, когда нормально обучающиеся студенты 1-го курса перейдут на 4-й, а те, кто сейчас на 4-м станут дипломниками). Мы будем изучать совершенно маггловскую дисциплину - историю.
"Почему?" - спросите вы.
Потому что иногда в домашках мне пишут о том, что Греция, безусловно, повлияла на религию Египта, потому что Александр МАКЕДОНСКИЙ(!), захватил его в 4-м веке до н.э. Забывая о том, что в те времена, когда в Египте предсказывали солнечные затмения с точностью до минут, в Греции не было человеческих племен.
Или что Ассирийская культура "расползлась" по всей Месопотамии и, конечно, повлияла на Шумер и Аккад, забывая, что между ними разница в три тысячелетия. А это больше, чем от нас до Христа. И уж тем более больше, чем от нас до крещения Руси. И уж тем более... но я не буду продолжать этот ряд. Я просто считаю, что этот урок - нужен.
Да, ну и последнее. Это история, поэтому большинство вопросов будет на тривиальный поиск в сети. Напоминаю, что вам предстоит все излагать своими словами.
Итак...
Считается, что человеческие цивилизации зародились там, где началось земледелие. Что означает, что нам везде нужны а) хорошие климатические условия, б) реки.
Холодные сибирские реки для нашей цели не подходят. Реки, протекающие в буйной тропической растительности, - тоже.
Считается, что благоприятных мест на нашей Земле четыре. И цивилизации - тоже четыре. Это Египет в долине реки Нил, Индия в долинах рек Инд и Ганг, Китай в долинах рек Янцзы и Хуанхэ и Месопотамия в долинах рек Тигр и Евфрат.
Нил и Египет... На западе страны - достаточно серьезная пустыня, которая давно бы "съела" всю северную часть Африки. Но на востоке находятся Абиссинские горы, которые улавливают дожди Индийского океана. Как только в северном полушарии наступает лето, тут начинаются тропические ливни, превращающиеся в реки, сметающие все на своем пути.
Если посмотреть на реки, из которых образуется Нил, то Собат - самая южная из Нильских рек ведет себя как абиссинский водный цикл. Голубой Нил и Атбара зависят от времен года. И именно они несут с собой черный осадок, который распределяется в виде удобрения по территориям, заливаемым рекой в период разливов, длящихся с июня по октябрь. Тропические ливни в районе Великих озер Центральной Африки вызывали разлив Белого Нила, который при встрече с Голубым Нилом как бы отражался и отбрасывался назад к Хартуму, широко разливаясь при этом и образуя естественный водоем, который и подсказал бассейновый способ орошения. Сейчас я объясню, что это такое.
Чтобы Нил стал источником земледелия, высота Нила во время разлива должна достигнуть почти 50 метров, что случается не каждый раз. А при потере всего 1 м в уровне воды в стране начнется засуха и голод. Кстати, нильским водам нельзя позволять и застаиваться, иначе эпидемия простой лихорадки могла быстро покончить с горе-цивилизацией.
Что это значит? Что для использования фантастической плодородности (до 3-х урожаев в год) египетской земли река должна иметь постоянное русло, ирригационные каналы, плотины, укрепления берегов, защиту поселений от разливов и тех же крокодилов, которые долго были бичом Нила, иметь "насосы" для поднятия воды, обводные каналы, защитные полосы деревьев и прочее, и прочее, и прочее… В Древнем Египте была создана бассейновая система орошения. При этом поля были ограждены поперечными и продольными дамбами, а когда из оросительных каналов пускали воду, они на время становились небольшими бассейнами, залитыми водой. Под воздействием солнца ил разлагался на фосфорные и азотные соединения, и почва получала огромный запас удобрений.
Ил, который нес Голубой Нил, больше откладывался на высоких берегах, и в результате образовывался пологий склон, по которому вода текла естественным образом. Начало разлива Нила вызывало великое ликование в стране и цепь праздников. В ирригационные работы включались все жители государства, хоть как-то обязанные нести какие-либо работы. Бассейн «закрывался», когда вода в нем достигала высоты трех-четырех локтей, и далее эта вода держалась порядка двух месяцев, пока весь ил не оседал на землю, и вода не увлажняла ее на большую глубину. После этого воду медленно спускали по отводным каналам. Окончание посевных работ приходилось уже на декабрь.
Кстати, надо бы пояснить, что 11 тысяч лет назад на планете закончился так называемый «малый ледниковый период», после чего человек смог наконец-то вырваться из очень узкой полосы подходящих для жизни условий на простор земного шара. При этом надо помнить, что ледник продолжал отступать и условия все время менялись. Сахара была саванной, стала пустыней. Разлив Нила 10 тысяч лет назад достигал ширины в 50 километров, что, конечно, сейчас просто невозможно (даже, если не учитывать регулирующего действия Асуанской плотины). Поэтому вначале условия для земледелия были чуть проще, но все время ухудшались, прижимая людей к Нилу и заставляя изучать его непростой характер. Первые насыпные валы были найдены археологами еще в IV тысячелетии до нашей эры, а первые поля нильских земледельцев располагались на островах.
Разумеется, далее ирригационная система только усложнялась, и это потребовало развития письменности, гидравлики, строительства, математики и даже астрономии, поскольку разлив Нила был связан с восходом самой яркой звезды нашего неба и созвездия Большого Пса – Сириуса. Сельскохозяйственный календарь делился на три периода по 4 месяца каждый – «ахет» (половодье), «пернит» (выхождение), «шему» (сухость).
Впрочем, ряд работ был приурочен ко времени спаривания или рождения животных, которое необъяснимым образом часто совпадало с нильскими циклами. Для измерения уровня Нила были сделаны специальные ниломеры в разных местах реки, результаты измерения вносились в царские летописи и сообщались непосредственно верховному чиновнику государства.
Отчетность вообще стояла на очень высоком уровне – все землевладельцы имели «домоправителей», которые заводили писцов для записи движения хозяйства – полевых работ, перегона стад, работ в мастерских и т.п. Хранитель предъявлял владельцу записи за весь год, тот отчитывался перед фараоном (точнее, его чиновниками, конечно).
Все сельское хозяйство лежало на мужчинах. Женской работой было веяние. Для сбора урожая «частный собственник» мог привлечь «царских» людей, если ему не хватало рабочих рук. Кстати, в Египте преобладала государственная собственность на землю. Раздачу осуществлял фараон, имевший неограниченную власть. Кроме крупных землевладельцев-вельмож существовали феллахи – общины или деревни египтян-земледельцев, возделывавших и свои земли, и земли фараона и вельмож. Но о них до нас мало что дошло.
Уже в V тысячелетии до н.э. египтяне научились выращивать ячмень и пшеницу-эммер. Пшеница-эммер – это разновидность пшеницы, которая называется еще «полба». У нее ломкий колос, высокая остистость, красное стекловидное зерно и, главное, она засухоустойчивая, неполегающая и неосыпающаяся. Плюс стойкая к болезням культура. В СССР почти не возделывалась, если не считать небольших площадей. В России и их не осталось. А вот 7 тыс. лет назад это была основная культура у Египтян вплоть до греко-римского периода и собственно падения Египта. Дикорастущие представители этих злаков росли в Северной Африке в те времена, когда там еще был значительно более влажный климат. При этом известно, что с Палестиной и Месопотамией в те времена Египет не контачил, т.е. земледелие развил самостоятельно.
Кроме полбы и ячменя, который был значительно более засухоустойчив, египтяне выращивали виноградники – винных сосудов было великое множество, финики, смокву, овощи, лук, чеснок, огурцы, салат и т.п. Был другой вид полбы, который шел на изготовление пива.
Во времена Раннего царства (это время правления I и II династий) египтяне позаимствовали из Передней Азии «настоящую» пшеницу, но она не получила особого распространения, поскольку требовала еще больше влаги и истощала почву.
Для изготовления масла и тканей шел лен.
Практически все известные в древнем мире животные были приручены. Это бык, осел, баран, коза, свинья. Делались попытки приручения газелей, антилоп и козерогов. Из птиц были приручены гуси, утки, голуби, лебеди и даже стаи журавлей. Рыба тоже активно использовалась.
Главными орудиями земледельцев были мотыга и плуг, помол осуществлялся между двумя камнями, серп был деревянным со вставным лезвием из кремния. «Утаптывали» посеянное зерно, особенно в Нижнем Египте (по течению Нила), свиньи, овцы или бараны.
Необходимость изготавливать ткани подтолкнула к развитию ткацкое производство.
Вот так необходимость вести поливное земледелие подтолкнуло Египет к рождению цивилизации и государства, в чью функцию уже входило не только обеспечение согласованности работ, но и подчинение, и защита всех обитателей от соседних племен, которые не то чтобы воевали, но постоянно "покусывали" богатое государство.
Отсюда требование стройной системы общественных работ по обустройству Нила и его запредельно высокое значение в жизни египтян. Причем работы должны быть четкими и слаженными - ни один ном (область) не могли допустить расслабленности в вопросах ухода за Нилом. Это требовало единства. Это требовало очень мощного государства и его центральной власти. Ни один народ мира не обожествлял своего правителя настолько сильно, как египтяне - своего фараона.
Так... Господи, и тут нужно домашнее задание задавать? )))
Все будет просто на этот раз.
1. На поиск. Найдите, какими приспособлениями пользовались египтяне для ирригационных работ. (2 балла)
2. Тоже на поиск и на рассуждение - что египтяне использовали в качестве еды и как ее сохраняли. (2 балла)
3. Очередной поиск. Как выглядела Сахара, когда была саванной? В частности и в главных - какие реки и где протекали? (3 балла)
4. Расскажите об археологических находках в Сахаре. (3 балла)
Дополнительные вопросы (2 доп.балла)
5. На рассуждение... Несколько вопросов - на выбор. а) Как отношение к фараону связано с земледелием и как это отразилось в мифологии? б) Как земледелие отразилось в мифологии Египта? в) С усовершенствованием орудий труда менялась и мифология. Как и почему? г) За счет чего государственная система Египта оставалась столь стабильной? е) Если посмотрите на картинки египтян, обнаружите, что все фигуры нарисованы неестественно - словно человек стоит к вам лицом, а голову повернул в сторону. Хотя статуи египтян в этом смысле совершенно нормальные. Но и там поза напряженная и неестественная. Почему? ж) Почему жреческая каста приобрела такое фантастическое влияние на жизнь египтян (только верховные жрецы могли сменять династии фараонов). з) Боги Древнего Египта - олицетворение стихий или "боги", т.е. некие высшие существа, с которыми можно договориться? Кстати, объясните разницу. Менялось ли это с течением времени?
Кстати, все эти вопросы могут быть докладами, если их развернуть.
Все на сегодня.
Свободны.
Когда-то эта лекция писалась для Хогвартса Сириуса. Сегодня я там не преподаю, поэтому всех желающих ее выполнить, отсылаю к себе на почту.