Приветствую всех и поздравляю с переводом на следующий курс.
В этом семестре мы займемся более серьезным изучением драконов, живших и живущих на нашей планете, или, говоря другим языком, мы займемся мифологией. Вас, как всегда, ждут как общие лекции, так и лекции по отдельным странам, но в этом семестре общие лекции тоже будут посвящены историческим темам и отчасти даже совсем не будут связаны с драконологией, но для общего понимания они оказались необходимыми.
Как всегда, я жду от вас замечаний и предложений.
Держите список совершенно необходимой вам литературы.
Во-первых, это Рональд Руэл Толкиен "Сильмариллион", трилогия "Властелин колец" и "Хоббит или туда и обратно".
Кстати, сразу предупреждаю, что официальные русские переводы книги часто полностью пропускают описание драконов или упускают весьма важные моменты, что весьма досадно, конечно.

Безусловно информация с Гнезда Дракона будет – как и всегда – очень важной и полезной для вас.
Кроме того, поищите книги типа «Мифы народов мира», а также книги: «Энума элиш», "Авеста", Эпос о Гильгамеше и несколько священных книг - Библию , Рамаяну, Махабхарату (в пересказе) или в архивном виде (кстати, на русский язык она все еще полностью не переведена) и... и множество других, потому что практически все народы мира - даже те, кто никогда не видел ящериц и змей, - завели свои легенды о драконах.

Отправимся-ка мы сегодня с вами в одну из самых "горячих" точек Земли во всех смыслах. Ближний Восток. Земля древней Месопотамии.
Говорят, человеческая цивилизация зародилась именно здесь - в узкой полоске плодородной земли между двумя великими реками - Тигром и Ефратом - и поэтому другое название этого места - Междуречье. С севера и востока этой равнины лежат горы Армянского и Иранского нагорий, на западе - Сирийская степь и Аравийская полупустыня, с юга - Персидский залив.
Почему именно здесь? Ведь историки часто говорят о том, что мы все родом из Африки. Или упоминают более древнюю историю Китая...
А вот почему. Ну, что касается Китая, то дело там вообще темное. Дело в том, что однажды они решили переписать историю и уничтожили древние свои документы. После этого до нас дошли часто искаженные легенды, при проверке которых оказывается, что им не 9 тыс. лет, а всего 5, например. Но речь не об этом. Наверное, вы все слышали слова "Аккад" и "Шумер"? И даже помните, что это все находится на одном месте? Осталось вспомнить, что древняя страна Вавилония делилась на две части. Северную - Аккад и южную - Шумер. Откуда взялись шумеры никому не известно, знаем мы только, что пришли они откуда-то то ли из Индии, то ли из Индонезии и принесли с собой свою письменность. Аккад же был основан семитскими скотоводческими племенами и происходило это все примерно в 4 тыс. до н.э., т.е. 6 тыс.лет назад. Шумерские таблички - самые древние письменные источники на Земле. А письменность и означала появление цивилизации.
На всякий случай я напомню, что была еще одна страна на северо-западе Месопотамии - в холмистой степи, переходящей в горы, была расположена Ассирия. Но ее влияние в виде набегов кочевников скажется позднее - примерно через полторы тысячи лет.
Все это время шумеры и аккадцы смешивались и в конце концов аккадский язык и население разрослись настолько, что Шумер был просто ими поглощен. Уже во 2-м тысячелетии до н.э. шумерский язык стал мертвым, хотя на нем писались священные тексты - примерно так же, как вымерла латынь, на которой нынче можно найти только средневековые научные труды и священные тексты Римской Империи.

И мы с вами сейчас стоим здесь - на территории современного Ирака, километрах так в 150 южнее нынешнего Багдада. Кстати, примите меры личной безопасности - здесь опять идет война.
Много чудес можно обнаружить на этой древней земле, но нас, как всегда, интересует только одно - драконы. Итак, что можно сказать о Древнейших Драконах Земли?
В каждом древнем мире по естественным причинам непременно воспевалась битва бога и змея. Конечно, древнейшая из стран тоже воспевала такую битву. Давайте глянем на 7 глиняных табличек, заполненных чуть не 5 тыс. лет назад неизвестным писцом из Вавилона. Кем был этот писец? Ученым, историком, фантастом? Как бы то ни было, но на этих 7 табличках записано сказание о сотворении мира, которое называется «Энума элиш» ("когда наверху" - первые два слова эпоса).

Что же мы можем прочитать на них? Советую воспользоваться магическим зрением, поскольку сильно сомневаюсь, что кто-то из нас владеет шумерской клинописью.
Итак...

В стародавние времена, когда все еще было лишено формы, возникли два первозданных существа. Одно из них, мужского пола, назвалось Апсу (Абзу) и стало править пресными водами подземных вод (целым океаном таких вод) и пустотой, другое же, женского пола, по имени Тиамат, стало править солеными водами (мировым океаном) и хаосом.
Тиамат была драконом с челюстями крокодила, львиными клыками, перепончатыми крыльями, как у летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, питоньим телом и воловьими рогами (что, конечно, немного противоречит понятию "нет формы", но представлять себе пустоту или НУЛЬ в те давние времена люди еще не умели). Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.
Когда наверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Тростниковых зарослей видно не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено.
(Перевод В.Афанасьевой).

Интересно, что в табличках при написании слова «Тиамат» отсутствует слово, означающее «божество», и поэтому ее следует считать скорее природным элементом или стихией, чем богиней.
Продолжим историю.
У Абзу был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум - Мумму.
От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги-стихии - Лахму и Ла-хаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них - Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Причем настолько, что Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму.
Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.

Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет ее власть). В неистовом гневе она произвела на свет новое потомство - одиннадцать ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Это были: гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы, похожие на саму Тиамат (у которой, судя по всему, был весьма любопытный геном), демонические львы, скорпионо-люди, человеко-псы и человеко-рыбы с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу - самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной (или просто таблички судеб), провозгласив его своим супругом.

На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Ан-шара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Надо сказать, что именно этот бог будет главным героем в ассирийском варианте мифа, но вавилоняне выдвинули "своего" бога - покровителя самого Вавилона).
Тем временем в сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов и, когда боги собрались на совет как им спастись от Тиамат и ее войска, выступил младший из них - Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином. Боги повозмущались, но устали спорить и стали пить вино и пиво. На определенной стадии выпитого оказалось, что Мардук может одним словом зажигать и гасить звезды на небе. Это примирило богов с неизбежным решением и они вручили Мардуку символы власти.
Вооружившись палицей, сетью, ядом, луком со стрелами и пучком сверкающих молний, взошел воитель на грозовую колесницу, запряженную четверкой быстрых, как ветер, свирепых коней, и отправился навстречу врагу в сопровождении четырех небесных ветров и семи специально им же созданных бурь. Мардук был силен, мудр, могуч и все, что положено будущему верховному богу. Кстати, сам он дышал огнем и имел четыре глаза (был в очках?), и четыре уха (т.е. ходил в наушниках?)
Когда это услыхала Тиамат,
В мыслях помутилась, потеряла рассудок.
Взревела, вверх взвиваясь, Тиамат,
От подножья до верха сотряслась ее туша.

Собрала она армию чудовищ.

Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В Ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
(Перевод В.Афанасьевой)

Надо сказать, что Мардук действительно был умен и не стал тратить силы на битву со вторым поколением Тиамат, а стал искать ее саму. И искал он ее повсюду, размахивая сетью, пока наконец не изловчился поймать в бездне (напомню, что земли и неба еще не было). Тогда он приказал четырем ветрам дуть Тиамат в пасть, чтобы она не могла закрыть рот, а сам, прицелившись, поразил ее стрелой, которая, пролетев меж ее отверстых челюстей, вонзилась в сердце.

Ее тело раздулось, ее пасть раскрылась,
Он пустил стрелу и рассек ее чрево,
Он нутро ей взрезал, завладел ее сердцем,
Он ее осилил, ей жизнь оборвал он.
Труп ее бросил, на него наступил он.
Заодно Мардук тут же убил чудовище Кингу, который был мужем Тиамат, и забрал у него таблицы судеб, что позволило ему стать правителем Вавилона и просто дало мировое господство.

Смерть Тиамат повергла ее отпрысков в ужас, и они, не помышляя более о битве попытались спастись от Мардука бегством. Но воитель изловил их всех своей сетью и, заковав в цепи, заточил в аду.
Затем он начал создавать мир. Он рассек тело Тиамат на две части и из верхней создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю. Из нижней половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды.
Рассек ее тушу, хитроумное создал,
Разрубил пополам ее, словно ракушку,
Взял половину — покрыл ею небо,
Сделал запоры, поставил стражей,
Пусть следят, чтобы воды не просочились…
Он устроил стоянки богам великим,
Звезды-планеты, подобья богов, он сделал…
Истеченье слюны Тиамат
Мардук собрал и согнал ее в тучи,
Сгрудил в облака кучевые…
Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал,
Он бездну открыл — устремились потоки.
Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи…
Так создавал он небо и землю,
Связь небес и земли скрепил он прочно,
Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды…
В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день - Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственнен.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах, «дабы боги жили в мире, радующем их сердца». Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям Мардук повелел всегда служить богам, которые с той поры живут беззаботно.
«Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком,
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули».

Так в представлении первых осмысливших тайну возникновения мироздания людей был сотворен наш мир из первозданного хаоса.
Кстати, заметим, что и в нашем мире оказалось, что люди происходят от Перводракона Тиамат. Как впрочем, и весь наш мир. Не от этого ли у нас вечный хаос на планете?
Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности - львы; его малые внутренности - собаки; его спинной хребет - кедр; его пальцы - тростник; его череп - серебро; излияние его семени - золото". Дракон Мушхуш (с ударением на первый слог) или Сируш изображался с длинной птичьей шеей, змеиным жалом, с хвостом-змеей, львиными передними и птичьими задними лапами, был рогат и покрыт чешуей.
При раскопках древнего Вавилона археолог Роберт Кольдевей нашел огромные ворота, выложенные разноцветными изразцами с изображениями различных животных. Есть среди них и чудовищные драконы. В основании ворот (они, как выяснилось, были посвящены богине Иштар) высечена надпись, которая приписывается великому царю Навуходоносору: «Сирушами я украсил стены, чтобы все люди смотрели на них и удивлялись».

Заметим, что подобные мифы быстро перекочевали во все страны мира. Вспомним, например, как бог времени Хронос пожирал своих детей, дабы они его не убили, пока все же мальчику Зевсу не удалось выжить и убить его самого. Видимо, действительно Месопотамия подтолкнула культуру всего мира к множественным пересказам истории "своими словами" в собственных мифологиях.
Почти такие же сказания о возникновении вселенной сложились и в других странах, даже весьма удаленных от Вавилона, в Индии и Дании, например. В самом же Вавилоне история битвы с первым драконом каждый год зачитывалась народу, чтобы люди помнили о своих истоках и о началах мира, в котором живут, и чтили первого драконоборца, победившего исчадие тьмы.

Однако, это не единственная, конечно, история о драконах в Месопотамии. Древнейшая иранская книга "Зенд Авеста" описывает исполинского трехголового дракона Ажи-Дахака (Зохака). Одна из его голов - человеческая. Он - главный друг демонов. Внешний вид его был таков:
Трехпастный, шестиглазый,
Коварный, криводушный…
(Перевод И. Стеблина-Каменского).
Легенды древнего Вавилона перешедшие в Зороастрийские Писания утверждают, что человеческая голова означает человека, а две змеиные или драконьи - символы мудрости и магических сил.
Интересно, что память об Ажи-Дахаке осталась не только в «Авесте». В современном таджикском языке дракон называется очень похоже: Аджахо. А одного из армянских драконов-вишапов зовут Аждахак.
Жестокость Ажи-Дахаки не знала границ, а замыслы были соответствующими. Вот как рассказывается о них в гимне, посвященном Ардви - древнеиранской богине плодородия и воды, любви и деторождения:

Жертву богатую приносил ей
Трехпастный, чудовищный
Ажи-Дахака -
Сотню коней отборных пожертвовал,
Тысячу лучших быков пожертвовал,
Десять тысяч овец пожертвовал.
Вот что просил он:
«О, добрая, щедрая,
Ардви могучая и непорочная!
Дай, ниспошли мне такую удачу,
Чтобы сех людей сумел истребить я!»
Не даровала подобной удачи
Злому трехпастному Ажи-Дахаке
Ардви могучая и непорочная.
(Перевод С. Северцева)

В этой же книге появляется и первый "рыцарь" - драконоборец Траэтаона (Трайтаона), который конечно же поразил нехорошего Дахаку. Но победа Траэтаоны над Ажи-Дахака не окончательная. Ажи-Дахака будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира он вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки Керсаспы (или Самы). По «Бундахишну» («Сотворение основ» - один из самых известных зороастрийских текстов) против него решающем поединке выступит Сраоша - бог молитвы и возвышения, хранитель знаний, Святого Слова и воздающий каждому по заслугам, который появляется там, где зло торжествует победу и будит последнее светлое, что осталось в людях. Кстати, изображается Сраоша с головой верблюда, как воин в верблюжьей шапке или на боевом верблюде, а его священная птица - Петух, чей крик разгоняет тьму и возвещает о приходе Света.

Ассирийский царь Дахака основал целую династию и правил Азией с жестокостью тирана. При этом не только имя, но и знамя его несло пурпурный знак дракона.
Конечно, многие из вас слышали о легендарном герое Гильгамеше и друге его Энкиду. Однажды они ходили в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу, не дававшего проходу всем древним шумерам. Хумбаба - «существо с семью «шейными одеяниями», семью ужасами, каждое из которых «самостоятельное полубожественное существо, а вместе они составляли подобие гигантского дракона. Конечно, драконом его можно считать лишь с большой натяжкой и разве что в смысле психологии, но все же это создание тоже считается драконом

Уф... Я надеюсь, вы устали :).. Как нет? Ну, это, конечно же, студенты Рейвенкло, готовые заниматься день и ночь. Боюсь, что все остальные уже готовы записать домашнее задание.
  1. На поиск. Ваша задача найти еще дракона, ходившего (летавшего, ползавшего) по древней земле Междуречья (3 балла).
    Кстати, описание, подобное тому, что дано в лекции (по объему и содержанию) может потянуть на курсовую работу (по согласованию со мной).
  2. На поиск и размышление. Найдите следы "Энумы Элиш" в мифологиях других стран. Кстати, а когда написан этот эпос? (3 балла)
  3. Вопрос на свободное творчество. Вам предстоит обнаружить следы одного из описанных выше драконов в нашей жизни (Хога или вашей личной, или просто нас окружающей). (3 балла)
  4. Вопрос "на засыпку". Назовите всех драконов, перечисленных в лекции (1 балл).
Дополнительные два балла нынче ни за что конкретно получить нельзя, придется желающим писать исключительно хорошие работы.

Удачи!
Домашку можно отправить совой...

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса, и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
На следующий урок.
© El-Star
03.12.2007 р.Х.

Последние изменения El-Star
04.09.2008 р.Х.


Hosted by uCoz