В наших путешествиях нам пора посетить страну, считавшуюся долгое время самой сказочной и экзотичной на нашем континенте -
Индию.
В каком-то смысле Индия - страна змей. Помните Маугли и Рики-Тики-Тави? Мудрого Каа и Нагов? Рассказы Киплинга отражали вполне реальные мифы этой страны. Изложены они в нескольких великих книгах. Во-первых, это Махабрахарата (здесь можно прочитать некоторые ее части, вся книга все еще не переведена на русский язык), во-вторых, это Рамаяна (сказания о похождениях Рамы). В-третьих, и не менее главных, если не более – это Веды (разные книги) и Упанишады (тут одна из наиболее значимых частей Упанишад – духовных поучений, всего же текст содержит более 200 книг; кстати, тут – еще одна). Тексты 70 Упанишад на русском языке. А также Бхагавад-гита,
Вишну-Пурана.
Для тех, кому доступен английский текст можно заглянуть сюда.
Ну, уж для совсем вредных я могу дать ссылку Упанишад на санскрите - языке оригинала.
Раз уж мы взялись за такую тему, я, пожалуй, настоятельно порекомендую всем вокруг прежде чем заявлять, что вы “занимаетесь восточной философией» или еще что-нибудь в этом роде, прочитать хотя бы часть этих книг, дабы иметь представление о чем речь. В противном случае, как правило люди, заявляющие такие вещи, производят смешное впечатление. Кстати, сайт http://www.philosophy.ru вообще содержит множество литературы по всем разделам философии.
Хотела я было начать, как всегда, с сотворения мира, но получившаяся лекция была слишком большой. Поэтому, хоть и начнем мы все же именно с него, но говорить сегодня будем только о Нагах. О великом племени змей Индии, его начале и конце.
Итак...
Как обычно в начале не было ни Солнца, ни Луны, ни звезд. Ничего не было. Только вода и простиралась она беспредельно. Разумеется, освещения тоже еще никто не провел и во тьме царил первозданный Хаос, который покоился без движения.
Вода породила огонь. А огонь породил Золотое Яйцо. Конечно, в те времена никаких календарей не было, но через время, которое было равно году Брахмы (чуть позже я поясню что это такое), из Яйца возник прародитель всего – четырехрукий и четырехликий Брахма. Он разбил Яйцо и из верхней половины сделал Небо, из нижней – Землю. А между ними Брахма сделал воздух. Он же создал страны света и положил начало времен.
Впрочем, древнеарийские легенды говорят о том, что в самом начале существовали только небесные тела - "Первобытные, которые плавали". В небесах произошло возмущение, и "Дракон" был расколот на две части "Летящей Бурей". Причем, названы эти две части неарийскими именами: Раху, верхняя часть расколотой планеты, вечно странствующая в небесах и жаждущая с тех пор отмщения, и нижняя часть, Кету ("Отрезанная"), присоединившаяся к "Первобытным" в их "течении" (по орбите). Раху, пожалуй, первый дракон в нашей истории и солнечные затмения в мире случаются от того, что он проглатывает наше светило.
Вернемся к Брахме.
Считается, что Брахма распространил сам себя на всю вселенную и стал пуруши, и проявил все 16 элементов материального творения, от которых пошло 16 начал материальной деятельности и материальная Вселенная.
Правда, по другой легенде некое Первоначало создает пуруши, которое лежит на водах Вселенной подобно лотосу, а из цветка лотоса уже рождается сам Брахма.
Известно, что в течение одного дня Брахмы мир неизменен, а ночью гибнет от огня и останутся в живых только боги и мудрецы, которые дошли того, чтобы сравняться с богами. На другой день Брахма заново создаст мир. И он снова рухнет. И так будет продолжаться 100 лет Брахмы, после чего умрет он сам вместе со всеми богами, мудрецами и просто всей вселенной, которая распадется на первоэлементы (очень, кстати, согласующаяся с современной физикой гипотеза, поверьте на слово). Однако затем победивший Хаос снова упорядочивается и снова родится новый Брахма.
Сутки Брахмы состоят из дня - кальпе, состоящей из 1000 периодов по 4 юги (4.320 миллиардов лет), и ночи, которая равна кальпе. Таким образом, сутки Брахмы длятся 8.64 млрд.лет (напомню, что возраст нашей планеты оценивается в 4.5 млрд.лет, а возраст Вселенной – в 20 млрд.лет).
Сто лет Брахмы дадут 311 триллионов 40 миллиардов человеческих лет.
Считается, что нынешний Брахма живет 51 год своей жизни. Сразу после рождения он испугался своего одиночества – и с тех пор его боится все живое на Земле, - но сумел совладать со страхом, спросив себя кого ж ему собственно боятся-то? Страх прошел, но и радости никакой не было. Тогда он решил сотворить потомство. Я пропущу сотворение большинства детей Брахмы, перейду сразу к тем, от кого пошли ключевые фигуры в истории Нагов. Отмечу только, что те дети Брахмы, от которых пошло все материальное, рождались из разных частей его тела.
Первым сыном Брахмы был Маричи и родился он из души творца. Маричи от своей супруги Притхиви-земли («широкой») породил десять детей, в том числе Кашьяпу («того, кто на троне»), от которого произошли все боги, демоны и люди, а также птицы, змеи, жрецы, коровы, исполины и чудовища. Он взял себе титул Дьяус-Питар (Бог-Отец), который безусловно перекликается с именем Зевса в Греции и Юпитера в Риме. И это не случайно, разумеется, поскольку все три племени произошли от древних ариев.
Седьмой сын Брахмы родился из большого пальца на правой ноге и звали его Дакша. Из пальца на левой ноге родилась первая женщина – Вирини (Ночь) и стала она женой Дакши. Надо сказать, что в начале творения с женщинами наблюдался жуткий дефицит.
Вирини и Дакша родили 50(!) дочерей(!). 13 из них Дакша отдал замуж за Кашьяпу, 27 – за Сому – бога Луны. И стали они созвездиями на небе. Оставшиеся 10 дочерей стали женами Драхмы - еще одного сына Брахмы. После этого у Дакши родились еще дочери, которые вышли замуж за богов и великих мудрецов.
Старшая из дочерей Дакши и Вирини – Дити и ее муж Кашьяпа – родили грозных демонов-датьев, вторая дочь – Дану и Кашьяпа родили гигантов данавов. Эти дети называются асурами. Имена асуров, в отличие от младших братьев-богов, имеют ближневосточное происхождение и очень близки египетским. Сравните как похожи - Ашур, Асар, Осирис…
Третья – Адити («Неприкаянная») – родила 12 светлых сыновей – адитьев, великих богов (здесь тоже есть перекликание с олимпийскими богами, которых изначально тоже было 12, а само число 12, как вы, наверное, помните, пришло к нам от древнего Вавилона). Главным среди богов стал Индра (впрочем последний сын стал великим Вишну, а Вишну, Брахма и Шива - это триединый лик Верховного Бога). Одним же из самых сильных богов - Агни - бог огня.
Еще одна дочь Дакши – Кадру родила от Кашьяпы Нагов – полубогов, чье тело подобно змеиному, а голова – человеческая. Наги всегда враждовали со своими братьями-птицами и их царем Гарудой - сыном другой жены Кашьяпы – Винаты.
В конце концов Брахма устал от творения и удалился из мира отдыхать под сень дерева шалмали.
Править миром стали править асуры («обладающие жизненной силой») и боги, причем асуры были старшими братьями. Они были могучи, мудры, владели тайнами магии – майа, могли трансформироваться в кого угодно и даже становиться совсем невидимыми. У них были огромные сокровища и три города – из железа, серебра и золота – на небе, а потом, после того, как великий Рудра – порождение гнева Брахмы – разгромил их, на земле. Позже они объединили города в один на земле и множество под землею.
Как и в далекой северной стране, существовало в Индии великое древо желаний, корни которого были под землей у – как догадались? – асуров, а плоды созревают в царстве богов.
Асуры жили в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру (Меру) с другими богами. Были они благочестивы и добродетельны, но возгордились силой и мудростью, и зло вошло в их дом, а счастье ушло к богам. Однажды они выпили очень крепкого напитка Гандапана. Великий Шакра – правитель богов – запрещал это богам, но асуры не послушались. Пьяными Шакра сбросил их с горы вниз. Они, разумеется, пытались вернуться, но Шакра сумел с ними справиться и воцариться на горе навсегда.
Кстати, более реалистичные легенды говорят о том, что боги и асуры поссорились из-за нехватки еды, и амриты-сомы. Асуры пытались поделить остатки между собой, боги, соответственно, хотели взять его для себя. Боги сумели оттеснить асуров и забрать напиток себе, Наги сумели получить бессмертие, но порезали языки об острые стебли травы куши и с тех пор ходят с раздвоенными языками. Ну, а Васуки стал царем змей.
А история напитка бессмертия – амриту или сомы была такой. Однажды все боги собрались на вершине священной горы Меру и стали обсуждать как можно создать сому – нектар бессмертия. Брахма услышал слово Верховного Господа и сообщил его всем.
Демоны и боги должны соединить свои силы в пахтании океана (пахтание – процесс получения масла из молока, например. Суть заключается во взбитии и сгущении, часто – вращательным движением.) В качестве «палочки для взбития» - мутовки выбрали гору Мандару. С помощью Вишну и Брахмы гору удалось поднять, после чего боги и асуры-демоны предупредили повелителя вод о том, что они собрались делать, и он согласился это вытерпеть за часть сомы. Царь черепах Акупара согласился послужить опорой.
Затем боги и асуры взяли небесного змея – дракона Васуки - как веревку и начали взбивать океан. Датьи и данавы помогали им (дети первой и второй дочери Дакши). Говорят, это было непросто, потому что изрыгавший огонь Васуки обжигал асуров и лишал их силы, правда тучи, которые он подгонял к хвосту своим дыханием, наоборот, освежали богов. Тем временем такие удары губили все живое на горе Мандаре и в океане. На горе к тому же начался пожар, который пришлось тушить Индре, но травяные соки и древесные смолы стекли в океан. Вода превратилось в молоко, а молоко – в масло. Вишну и Брахма поощряли уставших богов и даровали необходимые силы для того, чтобы закончить начатое. Из очищенного масла появились богини процветания и вина, а следом – белый скакун.
Наконец-то появился кувшин с нектаром. Тут Нараяна – Верховный Господь – принял облик женщины и заворожил демонов. Они отдали ему без колебаний нектар и он ушел. Взбешенные асуры рванулись в драку, но Вишну успешно удержал нектар.
Наконец, боги начали шумно пить нектар. Данава Раху принял облик бога и тоже присосался к кувшину. Солнце и Луна подняли тревогу и Вишну отсек своим диском голову Раху. С тех пор Раху ненавидит Солнце и Луну и всегда охотится за ними, пытаясь проглотить ненавистных врагов.
Началась отчаянная битва между богами и асурами. В ходе этой «битвы за продовольствие» сначала побеждали асуры и адитьи проигрывали, но хитростью и умом с помощью Ангирасов им удалось одержать окончательную победу. Асуры удалились на землю и под землю, а сому стал хранить Индра.
Пожалуй, это пока все, что надо бы сказать, чтобы коротко пояснить, кто у нас «главные действующие лица». Перейдем к змеям. К Нагам.
О Нагах рассказывает множество детских сказок. Даже Волдеморт использует имя Нагайна для своей змеи-крестража. Кто же это такие?
Наги - это полубоги со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Им принадлежит подземный, разумеется, мир, который называется патала со своей столицей Бхогавати. Как и во многих странах, змеи сторожат сокровища земли, они могут менять облик, обладают мудростью и даже способны не только к лечению, но и оживлению мертвых. Они даже выступают в роли защитников страны, точнее духа страны. Во времена сезонов дождей наги живут на полях и прудах, а в сухой отправляются ближе к рекам и становятся очень злыми. Поскольку наги и драконы в Индии значили одно и то же, то мы и займемся изучением этого племени. Драконов в Индии предостаточно и без нагов, но в силу желания сократить объем лекции, мы их не будем рассматривать.
Наги часто принимают облик людей, при этом нагини часто становятся женами царей и героев, поскольку нет женщин прекраснее. Даже сын седьмой аватары, т.е. земного воплощения Вишну («деятельный») - Рамы - женился на нагини. Собственно, женитьба на нагини означала для любого правителя шанс начать великую династию.
Наги были двух классов – живущие в воде и живущие на суше. Любые из них могли превращаться в человека и нередко вступали при этом в любовные отношения. Родившиеся дети имели водяную сущность и были очень нежны.
Племя нагов чрезвычайно вспыльчиво и гневливо. Дыхание их ядовито, что не удивительно, а взглядом они могут принести смерть.
Целый народ считает, что они прямо происходят от нагов и даже построил свою столицу по прямому приказу царя змей. Народ этот проживает во Вьетнаме, а город-столица называется Вьетьян. Вьетнамцы считают, как и китайцы, кстати, что змеи охраняют душу всех рек и водоемов.
Послушаем же историю нагов.
Кадру и Вината были женами Кашьяпы и пообещал он однажды выполнить их заветные желания. Кадру захотела тысячу одинаково сильных сыновей, а Вината – всего двоих, но более сильных, чем у Кадру по всем показателям. Кашьяпа согласился выполнить просьбу Кадру полностью и отчасти – Винаты. Дело в том, что ей было предначертано родить полтора сына и это нельзя было изменить. Тогда Вината попросила, чтобы один был лучшим.
Через некоторое время Кадру снесла тысячу яиц, а Вината – два. Слуги уложили их в инкубаторы, откуда через полтысячи лет вылупились дети Кадру. Дети Винаты же никак не проявляли признаков жизни и она, не выдержав, открыла одно яйцо. Она обнаружила там ребенка, чья верхняя часть была полностью развита, а нижняя отставала в развитии.
Ребенок проклял мать за торопливость и за то, что она родила его слабым и уродливым. По условию проклятия Винату лишалась свободы на 500 лет и становилась служанкой Кадру. Спасти ее мог только второй сын, если ей хватит сил ждать его рождения – до него оставалось как раз эти самые 500 лет.
После этих слов первый сын Винату вознесся в космическое пространство и стал Аруни – красным светом зари.
Второй же сын родился жутко голодным и был готов съесть все вокруг. Выглядел он как исполинский язык пламени и был птицей. Звали его Гаруда и он тут же взмыл в небо, оставив свою мать.
Однажды Кадру и Вината поспорили какого цвета великий скакун Уччайхшрава, родившийся при получении сомы. Вината говорила, что белого, а Кадру – что у него черный хвост. Проигравшая должна была стать служанкой победительницы. Кадру решила перестраховаться и попросила своих сыновей стать черными волосками в хвосте коня, но те отказались. И Кадру прокляла их. Проклятие звучало так: "Когда мудрый святой царь Джанамеджайя, принадлежавший к роду Панду, будет свершать свое жертвоприношение, вы все погибнете в
пламени жертвенного костра."
На это чрезмерно жестокое проклятие обратил внимание даже сам Брахма, но не стал вмешиваться, ибо наги расплодились к тому времени невероятно и стали настоящим бедствием для всего живого на земле. Правда и в то, что змеи распространились по земле, Брахма тоже не стал вмешиваться, лишь только наделил Кашьяпу знанием противоядий.
Прошла ночь и сестры отправились искать Уччайхшраву. Оказалось, что в его хвосте и без того были черные волосинки (впрочем, некоторые считают, что сыновья все же помогли Кадру). Вината должна была продолжить существование в роли простой служанки.
Тем временем Гаруда стал равен Агни своей силой огня. Тут он вспомнил о матери и перелетел на другой конец океана.
Тем временем Кадру попросила Винату перенести ее на один из островов в океане, где жили наги. А Гаруда по просьбе матери решил перенести туда всех змей. Пока он нес их под самым солнцем, змеи начали умирать от его лучей. Кадру взмолилась Индре о помощи и дожде для нагов. Индра помог и спас змей. Они достигли острова богов. Остров был прекрасен и змеи долго резвились в его рощах, после чего снова попросили Гаруду перенести их куда-нибудь в еще более прекрасное место. Гаруда спросил Винату почему он должен выполнять требования змей. Вината объяснила в чем дело. Тогда Гаруду спросил нагов – каковы будут их условия освобождения его самого и матери.
Наги пожелали нектар бессмертия – сому.
По силе Гаруда был равен Индре и произошло это из-за того, что однажды Индра оскорбил крохотных мудрецов и они прокляли его таким образом, что должен был родиться равный Индре. Кашьяпа уговорил их смягчить проклятие, поскольку положение Индры определено Брахмой. Вышел Индра всех летучих существ – Гаруда. А Индре вынесли строгое предупреждение о недопустимости оскорблений мудрецов.
Гаруда сумел проявить благородство, ловкость, доблесть, отвагу и разум и добыл сому. Далее, он доставил кувшин с напитком на остров и поставил кувшин на землю, на траву куша, освободил мать и потребовал от змей омовения и обрядов для того, чтобы можно было откушать нектар бессмертия. Змеи омыли тела, а Индра тем временем забрал нектар обратно. Змеи, конечно, поняли, что их обманули и стали лизать траву куш или дарбху. С тех пор у них раздвоенные языки, ибо разрезали они их о ту траву, а сама трава стала чистой и священной.
На этом закончилась история о том, как на змей было наложено проклятие. А теперь послушаем историю о том, как оно сбылось. И, раз уж мы говорим о нагах подробно, то давайте послушаем текст самой «Махабхараты», которая называет самых важных змей.
«Перворожденным был Шеша, за ним последовали Васуки (о котором уже шла речь), Айравата и Такшака. Потом на свет появились Каркотака и Дхананджайя. За этими
двумя - Калийя, Мани-нага и Апурана; Пинджарака, Элапатра и Вамана...» Остальные змеи нам не понадобятся, хотя перечисление их тянется долго.
Шеша или Ананта - тысячеголовый змей Вечности поддерживает землю как диадему на голове и не дает ей упасть. Головы Шешу украшены знаком свастики, который в те времена, когда он его приобрел, не имел никакого отношения к фашизму и был обычным знаком солнца. Вишну лежит в его кольцах. Шешу – символ бесконечности времени и пространства. Иногда его изображают в виде семиголовой кобры, каждая из которых правит своим миром. Первая, например, правит Паталой, вторая носит Вишну в Океане Пространства и т.д.
Шеша владеет астрономическими знаниями и когда-то в древности он передал часть из них Гарге – древнейшему индийскому астроному, который научил всех астрологии.
Узнав о проклятии, Шеша тут же оставил Кадру и посвятил себя самым суровым подвигам. Например, питался он одним воздухом. Кроме того, он посещал всевозможные святые места и в предгорьях Гималаев набрел на Лотосовый лес – Пушкараранью. Отшельнические подвиги Шешы были столь велики, что пыл его подвижничества стал беспокоить всех земных обитателей и его заметил сам Брахма, который спросил у Великого Змея что так гнетет его душу.
Шеша ответил, что все его братья-змеи настолько тупоумны, что не может он находиться среди них и поэтому пустился в странствие и стал подвижником. Он возмущался тем, что змеи вечно завидуют друг другу и не могут принять Винату и ее сына Гаруду, хоть они и братья. А еще он сокрушался о том, что и в будущих своих воплощениях должен будет находиться среди змей.
На что Брахма ответил, что уже намечен путь к спасению змеиных душ, и дал личное благословение Змею, сделав так, чтобы его мысли всегда были добродетельны. Шеша поблагодарил Брахму и тот повелел Змею нести на себе землю и прочно держать на себе, дабы не было у ее обитателей никаких поводов для тревоги.
Шеша поднял землю на голову и с тех пор несет ее на себе, а Брахма напоследок даровал ему дружбу с Супарной (Гарудой).
Следующим Великим Змеем был Васуки. Он также был возвышенный духом и, услышав о проклятье, задумался над тем как спасти свой род. Он обсудил эту проблему с теми из братьев, кто был способен предаться добродетели. Известно было, что нельзя преодолеть только проклятие собственной матери и проклятие, наложенное в присутствии Брахмы. И раз Брахма не остановил Кадру, значит, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В данном случае в жертву приносимых. Предложения звучали самые нелепые – от потушения жертвенного огня водой с небес или кражи жертвенных черпаков до идеи перекусать до смерти всех жрецов. В конце концов, была высказана гениальная идея убить царя, да и покончить с этой проблемой. Все змеи единодушно согласились с этим, но Васуки был против.
Тут слово взял Элапатра и напомнил всем, что избежать проклятия нельзя, поскольку оно уже стало божественным провидением. А еще оказалось, что Элапатра, будучи еще совсем маленьким змеенышом, заполз на колени к матери и оттуда слышал, как огорченные жестокостью Кадру боги спрашивали великого Брахну почему он не вмешался. И Брахну ответил и о том, что змей стало слишком много, и о том, что они погрязли в злобе и грехах, и что часть змей умрет, но самые благочестивые останутся жить. И спасет их Астика – сын Джараткару, что значит «уничтожение» и «ужасный» из рода Яяваров. И что родится Астика от девственницы того же имени, что и великий и могущественный отшельник Джараткару. Оба они получат свои имена из-за того, что будут сурово умерщвлять плоть и на них будет страшно смотреть.
У Васуки уже была сестра Джараткару и ее следовало отдать мудрецу в жены. Надо ли говорить, что за сохранением девственности Джараткары следило все змеиное племя? И как только родился Джараткара – мужчина, все змеи должны были следить и ждать того момента, когда он попросит себе жену.
Потом Васуки послужил веревкой для пахтания океана и после этого боги просили Брахму помочь царю змей сохранить его род. И Брахма ответил, что это он говорил устами змея Элапатры.
Панду, из рода которого происходил Джанамеджайя, которому предначертано было сжечь змей в жертвенном огне, был царем династии Куру и лучшим в мире лучником. Его правнук Парикшит, отец Джанамеджайи, также увлекался охотой. Однажды он увлекся погоней за раненым оленем и набрел в лесу на мудреца Шамики, соблюдавшего обет молчания. Парикшит в гневе за то, что тот не отвечает на вопросы, положил ему на плечи мертвую змею и ушел, пожалев, впрочем, чуть позже о своем поступке.
У мудреца же был ужасающей силы сын Шринги, рожденный от коровы, – тоже подвижник, вспыльчивый и безжалостный. Ему рассказали, что на плечах отца лежит мертвая змея и пояснили кто это сделал (обет молчания, кстати, был таков, что мудрец не вправе был снять змею с плеч сам). Шринга пришел в бешенство и проклял царя Парикшита. На 7-й вечер от дня проклятия царь змеев Такшака должен смертельно его ужалить. После этого Шринга поторопился к отцу и рассказал о том, что сделал. Отец опечалился и объяснил, что Парикшита – один из лучших царей в этом мире, справедливый и честный. Посчитав, что он ответственен за поступки сына, мудрец-отшельник Шамики отправил царю предупреждение. Царь сам был благочестив и не мог думать ни о чем, кроме как о раскаянии в совершении такого поступка.
К 7-му дню царь взошел на помост и окружил себя людьми, которые могли лечить от укусов змей. Туда же поспешил Кашьяпа со своими противоядиями. По дороге он встретил Такшаку в облике простого путника и продемонстрировал свое искусство, восстановив дерево, которое сжег Кашьяпа. Такшака пообещал любую награду Кашьяпе и напомнил, что проклятие на царя наложил брахман и отвратить его нельзя. Сошлись на деньгах. Такшака выдал множество золота Кашьяпе и тот ушел назад.
Явившись в Хастинапур Такшака отправил отшельников в образе змей подарить царю воду, листья и фрукты. Царь принял подношение и, видя, что солнце уже садится и опасности больше нет, пригласил всех отведать фруктов. Сам же взял себе плод с крошечным медного цвета червячком с темными глазами. Дальше он сказал:
- Солнце садится, поэтому опасность для меня миновала. Но юный мудрец - да сбудется его предречение! - сказал, что я умру сегодня. Пусть этот червячок обратится в Такшаку, который укусит меня, дабы слова этого мудреца не оказались лживыми.
После этого Парикшит посадил себе червячка на шею и засмеялся. (Он уже восходил в мир духовный). Такшака увеличился до нормальной величины и укусил царя, после чего взлетел в небо и полетел, сверкая яркими красками всех цветов. Царь же мгновенно вспыхнул огнем и обратился в пепел.
Царством стал править старший сын убитого царя – Джанамеджайя и однажды в земле Курукшетра Джанамеджайя и трое его братьев - Шрутасена, Уграсена и Бхимасена, свершали долгое жертвоприношение. В процессе обряда к площадке прибежал щенок, которого братья поколотили и выбросили, чтобы он не испортил обряд. Щенок оказался не простым и побежал жаловаться своей матери – богине Сараме. Та доподлинно выяснила, что щенок не виноват, явилась к Джанемеджайе и прокляла его, пообещав неожиданное несчастье всему его роду.
Джанемеджайя стал искать кто мог бы помочь снять проклятие и нашел мудреца Шруташраву с его сыном Сомашравой. Последнего он пригласил на роль его домашнего жреца и узнал его историю. Оказалось, что Сомашрава был зачат во чреве змеи, проглотившей семя его отца, и обладает необходимым могуществом. Однако, Сомашрава связан обетом – он обязан удовлетворить просьбу любого брахмана, что попросит о милосердии.
Тем временем весьма просвещенный брахман по имени Веда отправил своего ученика Уттанку за двумя серьгами для жены своего учителя. Серьги были у жены царя Паушьи, которая согласилась их отдать, но при этом предупредила Уттанку, что за ними охотится Такшака.
Надо сказать, что в дороге Уттанка часто видел нищего, который шел за ним, но ни разу не приблизился. Когда Уттанка остановился, чтобы напиться воды, нищий подбежал, схватил серьги и бросился наутек. Но Уттанка поймал его и повалил на землю. Однако нищий обернулся Такшакой и сбежал к себе в царство нагов. Уттанка спустился за ним под землю и увидел как выглядит царство нагов. Под землей стояли сотни дворцов и богатых домов, построенных в самых разных стилях, парки и прочие места отдыха и развлечений, храмов, мастерских и школ. Змеиного царя Дхритараштру сопровождали на прогулках 28 008 змеев.
Сначала Уттанка решил обратиться к змеям с молитвой и долго просил вернуть серьги. Но наги, у которых уже были все свойства драконов, с драгоценностью расставаться не пожелали, хотя Уттанка взывал не только к самому Такшаке, но и к его братьям – Шрутасену и Ашвасену.
Тогда Уттанка осмотрелся и обнаружил двух женщин – Рок и Судьбу, которые плели полотно из черных и белых нитей. А крутили станок шесть юношей – шесть времен года. Рядом сидел мужчина на коне, которому и стал молиться Уттанка. Мужчина посоветовал дунуть коню в задний проход, от чего повалил от коня дым во все стороны (мужчина на коне был Парджанья – бог дождя, а конем – Агни). Такшака, боясь пожара, вернул серьги, которые Уттанка вернул учителю и получил освобождение. Но месть владела его сердцем и пришел он в Хастинапур к царю Джанамеджайе. Встретившись с царем, он рассказал ему о том, кто убил его отца, и призвал к уничтожению змей в священном огне жертвоприношения. Джанамеджайя решил так и сделать.
Тем временем разворачивалась другая ветвь этой истории.
Жил на свете мудрец, ничуть не уступающий своей мудростью Праджапати – прародителям человеческого рода. Всю жизнь он вел праведный образ жизни и соблюдал обет безбрачия и достиг невероятных духовных высот. Однако, однажды встретил он тени своих предков, ослабевших от голода и жажды, висящих головой вниз над большой дырой в земле. От падения их удерживало одно-единственное уцелевшее волокно веревки, которую каждый день подгрызала жившая поблизости мышь. Мудрец был готов отдать всю свою святость, чтобы помочь этим людям, только не знал как.
Мудрецы рода Яявары, его предки, ответили, что если их род прекратится, они упадут в эту дыру, а их последний потомок Джараткара никак не хочет обзавестись женой и потомством. Мышь же – неукротимое время, которое подтачивает последнюю нить и мощь их последнего потомка. Джараткара пообещал ради них жениться, но на женщине, которая подойдет его требованиям. Во-первых, она должна быть девственница, во-вторых, носить такое же имя, как он сам, в-третьих, он будет соблюдать все обряды, в-четвертых, женщина должна выйти замуж за полного бедняка, которым он является, в-пятых, он не должен ее содержать. Что означало, что ее должны отдать ему как милостыню.
Так ходил он везде, но, естественно, не мог найти такой женщине. Однако, долг требовал исполнения и однажды он вошел в лес и трижды прокричал, что ищет женщину, которую ему дадут как милостыню.
Змеи слышали его зов и быстро донесли все Васуки. Васуки и предложил свою сестру Джараткару, пообещав лично следить за ее пропитанием, содержанием и защитой. Джараткары стали жить в чертогах Васуки. Однако, мудрец был тяжелым мужем. Он потребовал от жены полного повиновения и сообщил, что, если она хоть раз сделает что-либо неугодное мужу, он бросит ее. Сестра повелителя змей знала, что от нее зависит судьба всего ее народа и согласилась на это. Соблюдая все обряды, она зачала сына, который еще зародышем сверкал точно огонь.
Через несколько дней после зачатия случилось так, что муж заснул на коленях жены и чуть не проспал время вечерних обрядов. Жена долго думала стоит ли его будить, поскольку это может его задеть, но решила, что для него обряды важнее. Джараткара, разумеется, оскорбился и отказался от совместной жизни, заявив, что солнце не зашло бы, пока бы он не проснулся.
Короче, произошла семейная ссора и Джараткара-жена пояснила мужу, что нехорошо будет, если он ее оставит до рождения ребенка. Тем не менее, муж ушел, а жена вернулась к брату. Васуки расспросил ее о подробностях и был обрадован тем, что ребенок все же зачат, и окружил сестру всевозможными удобствами. В положенное время ребенок родился и воспитывался во дворце Васуки под руководством известного знатока Вед – Бхаргавы, сына Чьяваны. Назвали его Астикой, ибо его отец, уходя в лес, изрек: «Асти!» (Он есть!) Астика вырос и стал выдающимся подвижником и великим знатоком вед. Боги видели, что он – подобен Шиве.
Джараткара же прожил долгую жизнь святого и вознесся в святую обитель.
Решив совершить громадное жертвоприношение, Джанамеджайя все же решил вначале расспросить своих советников о том, как на самом деле умер его отец. Внимательно выслушав всю историю, Джанамеджайя решил, что Такшака виновен, ибо не дал Кашьяпе воскресить отца. После этого он поклялся совершить жертвоприношение. Далее, все как обычно – он призывает жрецов и объясняет им замысел. Жрецы тщательно выбирают место и строители приступают к строительству необходимых сооружений. Но один из них предрек, что завершен обряд не будет, ибо какой-то великий брахман (святой) помешает этому. Царь, услышав это, запретил пропускать на жертвенную площадку кого бы то ни было из незнакомых людей.
Наступило время сожжения змей. Змеи корчились, обвивали друг друга, ужасались и низвергались в пламя под пение специальных мантр. Змеи погибали десятками миллионов, если верить рассказчикам.
Кстати, главным жрецом этого действа был еще один ученик и потомок великого знатока вед Чьяваны – брахман Чанда-бхаргава.
Такшака, узнав о начале жертвоприношения, поспешил к Индре. Там он демонстрировал смирение и рассказал все. Индра успокоил царя змей тем, что Брахма обещал сохранить его живым. Такшака остался в жилище Индры.
Тем временем Васуки горько оплакивал гибнущих собратьев. Он обратился к сестре со словами:
- О благословенная женщина, я испытываю жгучую боль во всемтеле и даже не имею понятия, где сейчас нахожусь. Я весь в смятении, у меня кружится голова, мне изменяет зрение, сердце мое разрывается. Сегодня и я низвергнусь в этот пылающий огонь. Жертвоприношение будет продолжаться и до полного истребления всех змей. Теперь уже не остается никаких сомнений, что я попаду в обитель бога смерти. Сестра, настало время свершить то, ради чего я выдал тебя замуж за мудреца Джараткару. Спаси же нас, всю нашу семью! О, славная властительница змеев, некогда наш Праотец Господь Брахма сказал, что это жестокое жертвоприношение остановит твой сын Астика. Поэтому, дорогая сестра, скажи своему любимому чаду, которого люди старшие почитают как величайшего знатока Вед, что он должен спасти меня и всех моих подданных.
Джараткара – мать Астики – тут же поспешила к сыну и рассказала ему всю историю. Астика все выслушал и поспешил успокоить царя.
Затем он отправился к жертвенному костру. Привратники не пустили Астику на площадку. Тогда тот вознес хвалы в честь жертвоприношения. Хвалебная речь была просто потрясающей и Джанамеджайя сказал, что он готов даровать отроку то, что он захочет. Это желание поддержали все члены священного собрания брахманов.
И хотел было царь уже предложить Астики исполнение любого желания, но тут один из жрецов – Хота выступил и сказал, что Такшаку-то они все еще не поймали, а книги говорят, что он у Индры. Тогда стали они читать мантры еще энергичнее и появился сам Индра. Царь пожелал, чтобы и Индра, раз он дает приют Такшаке, отправлялся в жертвенный огонь, а Хота сумел мантрой связать силу Индры и направить его к пылающему огню.
Такшака следовал в свите Индры и был извлечен оттуда, чтобы вместе со своим покровителем быть низвергнутым в огонь.
И тут Джанамеджайя пообещал отроку выполнить любое его желание. Такшака уже был готов рухнуть в пламя, потому что выпал из руки Индры…
И тут Астика повелительно сказал:
- О Джанамеджайя, ты обещал исполнить любое мое желание; так
вот, я хочу, чтобы это твое жертвоприношение закончилось. Пусть
змеи больше не падают в огонь!
Джанамеджайя предложил что угодно другое. Но Астика стоял на своем. Ученый совет был вынужден признать, что его желание должно быть исполнено.
К этому моменту великое множество змеев уже сгорело в огне, в том числе все многоглавые. Такшака уже начал падать в огонь, но, как только Астика произнес свое желание, завис в воздухе, тем более, что Астика трижды ему произнес: «Оставайся там, где ты есть!».
Жертвоприношение завершилось. И даже сам Джанамеджайя был доволен, ибо понимал, что это снова – веление Провидения.
Астика поспешил к змеям и рассказал о случившемся. Змеи так же пообещали выполнить любую просьбу и Астика пожелал, чтобы люди и прочие живые существа могли больше не бояться змей.
Так, в общем-то закончилась история Нагов, поскольку никогда больше они не достигли прежнего могущества и количества.
Домашнее задание.
До 4-х баллов можно получить за нахождение сходства между драконами Индии и прочими драконами мира.
Два балла за неназванного в лекции дракона или змея.
Два балла за историю о нагах (отличную от лекционной, разумеется).
Ну, и последние 2 балла за нахождение ОТЛИЧИЙ в мировоззрении Индии и других рассмотренных нами стран. Например, в космологии. Или в характере богов. Или еще в чем-то. На ваш выбор.