Вернемся на землю наших древнейших цивилизаций и посмотрим, что тут появилось после шумеров и аккадцев с вавилонянами.
Драконов завели себе практически все. В соседнем Иране появились трехглавые драконы, в Угарите и Финикии – семиглавые. Почти везде юные боги начинают с ним бороться и побеждают, но это все отголоски великой битвы Тиамат и Мардука. (Кстати, кто найдет – можно доклад сразу).
Драконы Шумера распространились по всей Малой Азии, откуда через Финикию попали в Грецию (помните вопрос, на котором столько копий было сломано о том, чей дракон первичен – греческий или египетский?)
Забавно, что иранский Дахаку, о котором многие из вас мне писали, должен вырваться из пещеры, где он закован, перед концом света (что это напоминает и откуда могла у одного народа взяться легенда другого тоже можно изложить в докладе).
Семиглавых драконов разводили в Аккаде, который – напомню – основали семитские племена, и совершенно неудивительно, что в Библии появляется семиголовый бык-крокодил-дракон Левиафан (ближайший родственник угаритскому Латану). Но к нему мы вернемся чуть позже.
Кстати, надобно напомнить, что соседняя с Иудеей Палестина тоже имела своего дракона, который поселился в озере вблизи города Ласии и поедал жителей города, которые, чтобы избежать страшной участи, приносили ему в жертву своих детей (времена был несколько другими и такие поступки, как принесение детей в жертву или продажа их в рабство, не то, чтобы официально разрешались, но присутствовали повсеместно). Когда дело дошло до взрослой дочери царя, явился принц на белом коне, которого звали Георгий. Ну, к слову сказать, дочь царя была христианкой, иначе Георгий не взялся бы ее спасать. К тому же если спасти царевну-христианку, которая в перспективе могла стать правительницей, это способствовало бы распространению христианской веры, ради которой святой Георгий отдал к тому времени свою жизнь. (История с палестинским драконом относится к посмертным подвигам Георгия). Интересно, что победил Георгий змея, вовсе не поразив того копьем, как рисуют решительно все художники. Утверждалось, что справился он с ним словом Божьим и заставил змея пасть к ногам, а прекрасная принцесса обвязала дракону шею пояском и повела в город. Жители города уверовали в Христа и были крещены, а Георгий поехал дальше.
Куда делся дракон никто не знает.
Кстати, мотив картины – поражение дракона копьем взялся, видимо, от императора Константина великого, который многое сделал для того, чтобы христианство стало официальной государственной религией Рима. Так вот, он повелел изобразить себя на картине в виде победителя над драконом, который в данном случае символизировал зло – темное язычество.
Оттуда сюжет перекочевал как в Англию, где культ святого Георгия весьма почитаем на уровне даже королевских династий (мы это уже разбирали на лекциях об Английских драконах), так и в Россию, куда он попал прямо из Византии.
Так же, как разнообразие какого-либо гена указывает на то, что его происхождение – здесь, многочисленные перекликания легенд о Святом Георгии позволяют заподозрить, что его происхождение Палестина или даже Иерусалим. В Палестине вблизи Лода показывают гробницу Св.Георгия, но на воротах деревни Бейт-Джаллы (по-евр.Гора Гило) изображен все тот же всадник с копьем и жители убеждены, что это он и есть.
Мы пропустим множество драконов из множества племен, ходивших и живших в те далекие времена по земле Малой и Передней Азии и упомянем только двух из них – Иллуянку и Левиафана.
Миф об Иллуянке – хеттский вариант мифа о борьбе бога Грозы с Мировым змеем. Существуют два варианта этого мифа.
В обоих сначала проигрывает бог Грозы.
В более древнем при этом он отбирает глаза и сердце бога Грозы, тот теряет свой грозный облик и женится на земной смертной женщине. Родившийся от него сын вырастает и берет в себе жены девушку – дочь Иллуянки. Когда приходит пора войти ему в дом тестя, он просит в подарок к свадьбе глаза и сердце бога Грозы. Видимо, пришелся к сердцу юноша, потому что выдают ему просимое и юноша относит подарки своему отцу. Отец восстанавливает облик и начинает сражение у моря вновь (первое сражение, видимо, тоже проходит у моря, но этот фрагмент поврежден).
В битве он убивает и Иллуянку, и его детей, и даже своего сына, поскольку тот сражается с тестем, но просит не щадить и его.
В более позднем варианте мифа после победы Иллуянки у Кискулусса бог Грозы воззвал к помощи к остальным богам и ответила ему богиня Инара (Инарас). Однако, ей понадобился смертный человек для исполнения задуманного. Выбор пал на Хупасияса, живущего в городе Циггарате. Тот поставил условие – богиня Инара должна была разделить ложе с ним. Судя по всему, боги были в безвыходной ситуации, поскольку богиня на это согласилась.
После этого она закатывает огромный пир с огромным же количеством спиртных напитков. Иллуянка и его дети приглашены на пир и напиваются там до состояния, когда не могут вернуться домой. Тогда Хупасияс, которого Инара сделала невидимым, связывает их всех веревкой, а бог Грозы убивает.
После этого Инара поселяется на высокой скале в стране Тарукка и наказывает Хупасиясу никогда и ни за что не выглядывать из окна, когда она уходит. Но Хупасияс держится только двадцать дней, после чего выглядывает из окна, видит свою жену и детей, после чего упрашивает Инару отпустить его к ним. Богиня разгневана за непослушание и убивает смертного.
Как видите, история довольно-таки неполна. Обычно мифы куда более подробно звучат. Дело в том, что часть древнего текста не сохранилась (табличка расколота), а часть еще не расшифрована.
Даже неясно до сих пор – Иллуянка – это имя дракона или собственно само слово «дракон» и есть.
О, да, надо еще, конечно, напомнить, что хетты занимали территорию нынешней Турции и одно время были великим государством, захватившим почти всю Малую и Переднюю Азию, т.е. «от моря до моря» (от Черного до Средиземного) плюс Северная Ассирия и Месопотамия, и Вавилон. Хетты образовались от племен хаттов, которые жили на этой территории «всегда» и индоевропейских племен, которые распространились в этот регион с севера. Свое влияние оказали и хурриты, и лувийцы, и ассирийцы, и, разумеется, шумеро-аккадцы, которые вообще влияли на весь регион.
Хеттское государство долгое время контролировало Малую Азию, т.е. полуостров Анатолия. Анатолия же известна на весь древний мир тем, что именно там были богатейшие запасы металлов – золота, серебра, меди. И они сумели создать технологию выплавки бронзы из смеси меди и олова, которое поставляли с востока (видимо, из Афганистана). Это сделало Хеттскую державу одной из крупнейших военных держав времени и позволило долгое время вести успешные завоевательные войны со всеми соседями.
Хетты перевели на свой язык многие мифы Ближнего Востока, в том числе хурритский миф о сотворении мира (его суть очень близка к мифам Греции в той части, где власть переходит от одной династии богов к другой – сначала Уран, потом Кронос, потом Зевс. Существует поэма «Песнь об Улликумми», которая весьма похожа на легенду о Тифоне.
«Миф об Иллуянке» хаттского происхождения. Он лег в основу празднования новогоднего ритуала – праздника «пирулли», который есть у многих народов, в том числе славянских. Во время этого праздника, кроме мифа об Иллуянке, обязательно звучал текст истории об убиении Тиамат Мардуком.
Пора перейти к Библии. В Библии есть два основных змея.
Первый из них – змей-искуситель. Известно, что Господь разрешил Адаму и Еве – первым людям – все, кроме плодов с древа познания добра и зла, ибо когда они их попробуют, в мир придет смерть.
Змей был хитрее всех и соблазнил Еву попробовать эти плоды. Тут очень короткая история, поэтому я прямо процитирую «Библию», «Книгу Бытия».
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь
Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от
какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не
ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются
глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно
для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его
и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и
сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время
прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога
между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому
что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от
дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от
дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена
сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты
будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни
твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем
твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты
будешь жалить его в пяту.
Не могу не рассказать тут о Лилит. Существует несколько древнееврейских текстов, упоминающих о ней. Тексты эти ныне общеизвестны - это и Книга пророка Исайи (34:14), Свитки Мёртвого моря, Алфавит Бен-Сира, Книга Зоар.
Лилит, согласно преданию, - змея. Именно она и была первой женой Адама и подарила ему "сверкающих сыновей и сияющих дочерей". Кроме того она считала себя равной Адаму и столь же первичной, как и он. Произнеся тайное имя Бога, Лилит улетела. Тогда Адам пожаловался на жену, а Бог отправил за ней трех ангелов, поймавших ее у Красного Моря. Но она не захотела возвращаться в дом мужа. Тогда у нее отняли тело и взяли клятву, что отныне духу Лилит закрыты все дома, где есть эти три ангела - Снуй, Сансануй и Санглаф - или хотя бы их имена. Именно поэтому по еврейской традиции над колыбелью с младенцами следует повесить амулет с именами этих ангелов. В ночь же перед обрезанием отец должен читать все ночь напролет отрывки из священных книг, чтобы отпугнуть Лилит. Считается, что красного цвета она тоже боится и поэтому детям можно привязать просто красную нитку на руку.
Адаму же Бог сделал другую жену. Еву. И именно Лилит-то и уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, которой стал убийцей Авеля и принес в мир смерть. Сама же Лилит стала женой Сатаны и породила множество демонов ночи, хотя каждый день умирает сто ее детей - таково ее наказание.
Иногда считают, что это и есть первоначальная форма мифа, позже преобразованная в текст, который оказался в Библии.
В средних веках слово "лайил", означавшее "ночь" стало синонимом тьмы. Лилит стала духом, бредущим в ночи. Иногда она ангел, иногда демон, а изображать ее стали в виде высокой женщины с черными распущенными волосами, вечно хранящую молчание. В арабских легендах она - злой демон, убивающий детей, а в Месопотамии ее помнят тоже как детоубийцу, которая, кроме того, еще и издевается над спящими неженатыми мужчинами.
Вторым библейским змеем является Левиафан.
В переводе с иврита, «левиафан» означает «скрученный» или «свитый». Согласно Ветхому завету, это огромный морской змей (для современного иврита это синоним кита), о котором говорит Иов и называет его царем, с которым сразится Бог, поразит мечом и отдаст в пищу людям пустыни.
Сначала немного о самом Иове. Иов – очень праведный человек, настолько, что у Бога с Сатаной вышел спор о том, можно ли Иова совратить с пути истинного. Бог разрешил делать все, что угодно со всем, что есть у Иова, кроме, собственно, нанесения вреда ему самому. Сатана истребил все, что было у Иова, включая детей, но тот ничего дурного не сказал о Господе. Тогда условия спора были расширены и Сатана мог уже и с самим Иовом делать что угодно, кроме нанесения вреда его душе. Сатана наслал на него проказу (судя по тексту, не столько саму проказу, сколько какую-то кожную болезнь, причиняющую страдания). К Иову пришли трое друзей и видели его страдания. В частности он проклял ночь, когда родился, сказав при этом любопытную вещь:
7 О! ночь та (в которую он родился – Е.Е.)— да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! 8 Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана!
Во-вторых, во время жалоб на свою судьбу, он произносит еще один любопытный факт:
12Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?
Кстати, стенания Иова поражают своей пышностью и велеречивостью, которая бывает только на Востоке. Друзья стали упрекать Иова, тот же в ответ продолжал произносить не то жалобные, не то гневные речи, в конце концов, ему ответил сам Господь и стал спрашивать – кто он собственно таков по сравнению с ним, Господом, чтобы судить о его делах в частности с ним, Иовом. Там впервые звучит текст о Левиафане, где дается его очень подробное описание:
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
Итак, мы видим, что Левиафан, во-первых, живет в воде, во-вторых, способен взглядом поразить атакующего, в-третьих, он силен, могуч, зубаст, причем челюсть у него двойная, и обладает естественными щитами – чешуей, в-четвертых, он огнедышащ и из ноздрей у него идет дым, а глаза – красного цвета, при этом температура пламени такова, что может раскалить угли (кстати, это не очень много – градусов двести-триста). Что значит «на шее его обитает сила» тяжело истолковать. Интересно, что меч, лук, копье, дротик и латы перед ним бессильны. Живет он на камнях в грязи, а когда ныряет в бездну за ним тянется флюоресцирующий след.
Надо сказать, что даже в болезни и обвинениях, Иов оказался большим праведником, чем обвиняющие его друзья и за это его Бог простил, друзей заставил приносить жертву и просить Иова замолить их грехи, поскольку только от него была бы принята та молитва, наконец, он вернул ему все утраченное в двойном размере и выдал еще массу мирских и семейных благ.
Левиафана мельком упоминают еще несколько раз. Например в Псалмах сначала воспевают Господа, который сокрушил левиафана:
(Псалмы 73)
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в
воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям
пустыни, [Ефиопским];
15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
Правда, позже речь идет о Левиафане, созданном Богом, который все еще жив.
Псалом 103:
24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Пророк Исайя видел свой Апокалипсис (Судный день или конец света), где Господь начнет оценивать и судить народы и людей, и вообще всех живых существ. Точнее, видение говорит об Иудее и Иерусалиме.
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и
крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея |
изгибающегося, и убьет чудовище морское.
Вот эти несколько фрагментов книги, переломившись в средневековье в головах христиан, породили мнение о страшном чудовище и враге всего рода человеческого, и с тех пор дракон стал синонимом слова «сатана». Однако, еще святой Августин находил противоречие в том, что с одной стороны дракон – Сатана, с другой – Давид в псалмах призывает дракона славить Бога, что, мягко говоря, звучит странно. Августин пришел к выводу, что дракон в данном контексте – просто самый большой зверь, но это мнение быстро утонуло во тьме всеобщего невежества.
О Левиафане есть еще прелюбопытнейшее сообщение в 3-й книге Ездры, но она не входит в канонический текст Библии.
Мне придется сделать очередное историческое отступление и кое-что пояснить.
Во-первых, Библия состоит из двух больших частей – Ветхого Завета и Нового Завета. Последний практически говорит о жизни Иисуса Христа и нами тут не будет рассматриваться. Ветхий Завет состоит из книг, написанных примерно за тысячу лет до Рождества Христова. Так вот в Ветхом завете есть книги канонические и неканонические.
Канонические более древние, написаны они в XV-V вв. до н.э., неканонические же написаны позже. Первым собирателем книг воедино считают Ездру, который жил в V в. до н.э.
Ветхий Завет – книга христиан. Но написана она, как вы, возможно, знаете, евреями, основной религией которых является иудаизм. Так вот Ветхие Заветы христиан и иудеев различаются.
Многие считают, что отличия несущественны, но на самом деле копий там сломано немало и дело заключается вот в чем.
В VIII в. н.э. была закончена работа еврейских ученых, работавших в Тивериаде и Вавилоне над установлением текста книг Ветхого Завета. То, что они установили называется масорой, а их Библия – масоретской. В нее входят 39 книг, делящихся на три отдела – Закон (Тора), пророки и писания
После возвращения евреев из вавилонского плена, т.е. после V в. до н.э. было составлено еще несколько книг, не вошедших в масоретскую Библию. Часть из них были написаны на греческом языке. В канон масоретов их не включили, но зато они вошли в Септуагинту – греческий перевод Библии, сделанный в III-II вв. до н.э. для александрийских евреев и «иудеев рассеяния», т.е. живущих вне Палестины и уже забывающих родной язык (во всяком случае точно известно, что говорили они уже по-гречески). Название «септуагинта» означает «перевод семидесяти» по числу переводчиков.
Так вот в этой Библии на 11 книг больше и ряд канонических книг имеют греческие добавления к своему тексту. Книги эти считаются неканоническими в иудаизме и в основной массе христиан, кроме римско-католической церкви, где они считаются «девтероканоническими» («второканоническими»).
Эти книги включают в себя книги Товит, Иудифь, 1-ю и 2-я Маккавейские книги, Премудрости Соломона, Сирах, Варух, Послание Иеремии.
Кроме этого, некоторые отрывки в канонических книгах, тоже считаются неканоническими текстами, такие как:
1. в книге Есфири место, не обозначенное счетом стихов греч. и славянской Библии,
2. Молитва Монасии в конце 2-й книги Паралипоменон,
3. Песнь трех отроков в кн. Даниила (13 гл.),
4. Повесть о Сусанне (там же),
5. История о Вине и Драконе (там же, 14 гл.).
Различные другие древние ортодоксальные церкви включают в свой канон помимо этих книг ещё и 3-ю Маккавейскую книгу, 151 Псалом, Псалмы Соломона, 2-ю и 3-ю Ездры
(порядок книг тоже зависит от разных вариантов Библии).
В завершении я упомяну о том, что католическая церковь пользуется латинским переводом, сделанным заново в IV-V веке н.э., блаженным Иеронимом. Этот перевод назвается «Вульгата».
На церковнославянский язык книга переводилась Кириллом и Мефодием в IX в н.э. по греческому варианту. На русский же язык Библия переведена в середине XIX века, причем каноническая часть переводилась с еврейского масоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуагинты, а неканонические – с греческого, кроме собственной 3-й книге Ездры, поскольку эта часть, которая и будет нам нужна, отсутствует и в еврейском, и в греческом вариантах.
Церковь признает эти книги назидательными и полезными, поэтому я упомяну о том, как создавался Левиафан, несмотря на то, что информация почерпнута из неканонического источника – 3-й книге Ездры.
38. И сказал я: Господи! Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: "да будет небо и земля", и слово Твое было совершившимся делом.
39. Тогда носился Дух, и тьма облегала вокруг и молчание: звука человеческого голоса еще не было.
40. Тогда повелел Ты из сокровищниц Твоих выйти обильному свету, чтобы явилось дело Твое.
41. Во второй день сотворил Ты дух тверди и повелел ему отделить и произвести разделение между водами, чтобы некоторая часть их поднялась вверх, а прочая осталась внизу.
42. В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к обсеменению и обработанию.
43. Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело;
44. вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным: все это совершено было в третий день.
45. В четвертый день Ты повелел быть сиянию солнца, свету луны, расположению звезд
46. и повелел, чтобы они служили имеющему быть созданным человеку.
47. В пятый день Ты сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось.
48. Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.
49. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном.
50. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.
51. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор.
52. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.
53. В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся;
54. а после них Ты сотворил Адама, которого поставил властелином над всеми Твоими тварями и от которого происходим все мы и народ, который Ты избрал.
Вот, собственно, и все на сегодня.
Очередное ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Где в мировой мифологии встречаются сюжеты, где Бог Грозы воюет с древним Змеем (Драконом)?
Миф об Иллуянке служит «мостиком» для мифов, имевших хождение в других странах, расположенных с запада и востока от хеттского государства. Что это за страны и что за мифы?