Доброго времени суток всем слушателям моего курса – постоянным или не очень. Сегодняшняя наша лекция посвящена ближайшему к нам континенту, на котором, если верить последним данным, зародились мы – homo sapiens sapiens. Итак, готовьтесь, перед нами – Африка. На континенте существует одна из древнейших цивилизаций планеты – египетская, однако она начинает свой отсчет с фараоновых династий, что говорит, как минимум о том, что история Африки и даже африканских цивилизаций началась задолго до Египта. Но тема собственно африканских цивилизаций предмет курса ИДЦ, мы же займемся нашими любимыми драконами. И даже не египетскими, которым посвящена целая отдельная лекция. Разумеется, драконы Африки тоже существовали и в Египте, и в других странах, народах и племенах, однако особенность континента – пустыни на севере и юге, горы на востоке и экваториальный лес почти везде, где можно нормально обитать – навеки похоронили от нас историю развития человеческой цивилизации вообще и легенды о драконах в частности. А, может, и не похоронили – ведь не так-то уж внимательно изучалась история Африки, если, опять же не брать в расчет Египет. Можно ожидать, что драконы Африки будут похожи на драконов Австралии или Месопотамии в силу древности и тех, и других. Так ли это? Напомню, что чем древнее дракон, тем менее он "сформирован". Вспомните, как выглядела Тиамат. И как выглядит европейский дракон, скажем тот, с которым сражался Беофульф, святой Георгий или один из кельтских. Тиамат – нечто бесформенное, а европейский дракон очень конкретно описан, фактически известна каждая деталь, причем не только внешнего облика, но и внутреннее строение (вспомните лекцию о строении дракона). Посмотрим же что осталось нам от древних легенд Африки, а что от современных. Начнем с того, что… посмотрим на карту. Одно из обширных племен Африки, вошедшее в историю как ведшее очень длительную англо-бурскую войну с Англией, то есть буры, назвали горную цепь на юго-востоке Африки Drakensberg, что означает попросту "драконовы горы". Утверждается, конечно, что вид этого хребта напоминает дракона, улегшегося отдохнуть. Интересно, что возле этих гор можно наблюдать почти весь климатический спектр – от снега в горах и резко континентального климата на западных склонах до обычного субэкваториального и тропического климата на востоке с обилием летних дождей и дождевыми лесами, подобными лесам Амазонки. Голову дракона можно разглядеть, а в остальном он очень похож на змею. И это первое, что можно сказать о драконах Африки, - они подозрительно похожи на змей. Можно сказать, это они и есть. Хотя я бы не рискнула давать такое сравнение, поскольку в мифологии некоторых африканских племен горы-то, конечно, связаны с драконом или змей, но вовсе не являются ими самими. Это экскременты великого мирового змея, не более того. Так что осторожнее со стандартными аналогиями на родине человечества )). Еще одно географическое название есть в Намибии. В карстовой пещере Драхен Хаукллок, что означает "ноздри дракона" на глубине в 59 м находится самое большое подземное озеро, из которого непрерывно выходит теплый воздух. Глубина самого озера 200 м, а температура очень прозрачной воды +240С. Чем занимается дракон-змея в Африке? Он охраняет источники воды. Причем эти сказания встречаются на всем континенте, в это верят и ваньяруанда, и готтентоты нама, и живущие в дельте Нигера ийо. Вообще для Африки характерна вера в животных богов. То бишь анимализм. Это нашло отражение даже в относительно далекой от коренных народов вере египтян – вспомните богов с головами животных. "Главными" животными были антилопа и змея. Змея была бессмертной, живущей циклами (когда она сбрасывает кожу, жизнь начинается заново). Забавно, что змею в Африке часто изображают в виде кольца, то есть она кусает себя за хвост и это является символом вечности и вечной жизни. Змеи часто похищают воду или даже поглощают ее, пока не находится главный герой, как правило божественного происхождения, но бывает это человек или даже зверь, который убивает змею и возвращает воду племени. Отдельно надо сказать о радужном змее. Конечно, Вы должны помнить, где мы уже его встречали и даже подчеркивали весьма оригинальную мифологию, связанную с Эпохой Сновидений. Так вот Айдо-Хведо или Радужная Змея очень широко распространена в Южной и Западной Африке. Собственно, в мифологии банту существует понятие равновесия между сыростью и засухой, которое поддерживается двумя способами. Сырость и засуха символизировались девочками с сухой или сырой вагиной, первые становились весталками и должны были поддерживать ритуальный огонь, вторые совокупляться Радужным Змеем или просто большой водной змеей. Соответственно, чтобы вызвать дождь надо было попросту принести в жертву девочку с сырой вагиной, если его надо было прекратить – с сухой. Но вернемся к Айдо-Хведо. Эта змея – сама по себе демиург для народов, обитающих в современной Нигерии. Собственно, после того, как она появилась, а было это раньше, чем появились земля и небо, она стала ползать и там, где она ползла, образовывалась земля. Тем временем, змея несла Бога у себя во рту. Кстати после того, как появились горы (что это такое я уже говорила), этот самый бог, а звали его Маву-Лиза, ужасно напугался, что горы будут такими тяжелыми, что земля утонет в море. И тогда змей свернулся в кольцо, которое нельзя развернуть. Если это сделать (а когда-нибудь так и будет, по вере африканцев), земля утонет, а мироздание погибнет. Ну, а пока змея лежит себе (в море, кстати), греет его и спит, хотя иногда ворочается, и тогда происходит землетрясение. Если она просыпается, то ест железные столбы под морем (видимо, не вынимая хвоста изо рта?). Когда они закончатся, тут-то придется змее вытащить хвост изо рта и случится неизбежное. Иногда змея-радуга целиком всплывает наверх и тогда в небе отражается "настоящая" радуга. Хотя, конечно, в Африке столько племен, народов, даже рас и их мифологий, что так просто говорить о всех африканцах скопом нельзя. Тут можно посмотреть другие версии сотворения мира, не связанные с драконами-змеями. Интересной особенностью африканских верований является тот факт, что их создатели мира – демиурги, - все, как один, недовольны сотворенным. Именно поэтому они уходят от людей куда-нибудь – кто на небеса, кто еще куда, и не желают общаться с сотворенным миром. Общаются же с ним в основном духи предков. Особое отношение у африканцев к близнецам. С одной стороны рождение близнецов пугает их и требует уничтожения детей немедленно, с другой требует отношения как к родившимся богам. Каждое племя решает эту проблему по-своему, а нашего Змея это касается вот как. Согласно еще более развитой мифологии банту Айдо-Хведо не один, а их двое. И оба они близнецы. Одна змея живет в море, другая на небе – это и есть радуга. Со временем другие боги занимали главную роль в пантеоне африканских богов. В частности Маву-Лиза стал главным (или стали главными? Это тоже демиург-близнец), а Айдо-Хведо только прислуживал сначала ему, а потом и другим богам. Другая же версия говорит, что Маву и Лиза породили… ну, близнецов, кого ж еще? Один из них – Дан - может принимать разные формы, одна из которых, и есть Айдо-Хведо. Интересно, что в мифах племен догон, есть еще одни представители "божественных змей". Это Номмо, полулюди-полузмеи с гладкими сияющими телами, такими, как водная поверхность, покрытыми короткими зелеными волосками. У Номмо красные глаза, развдоенные языки, гибкие руки и ноги, у которых нет суставов. Номмо – близнецы и порождены самой Землей. Они представляют собой любую воду – моря, реки, даже дождь и солнечные лучи. Их главная роль в том, что они положили начало растительности на земле, а также передали ей речь и первый язык мира. Номмо – это порядок, вода, свет, жизнь и, как обычно, плодородие. В мире есть противоположность этим близнецам – Йуругу (тоже близнецы), которые олицетворяют хаос. Однако для равенства в мире нужны обе пары близнецов, поэтому они занимают достаточно большие положения в иерархии богов банту. О чем еще сказать? Всем известные племена Вуду, живущие на Суринаме и на Гаити тоже знают Змея Радугу под именем Айдо Ведо. К тому же на Гаити знают уже и о временах начала творения. Там есть бог Дамбалла Ведо (тоже змей, разумеется), создавший Вселенную, Небо и Землю. Вуду знают и о Потопе, поскольку в их легендах Змей однажды залил всю Землю водой, но появилась радуга и высушила воду. Змею ничего не оставалось, как взять ее себе в жены и назвать Айида Ведо. Уффффф…. Можно рассказать об озерном драконе, вивернах, африканской Гидре, Байде и Айза-Беа, но эти истории вы найдете сами… |
Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать,- Не ходите, дети, В Африку гулять. В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный Бар-ма-лей! Он бегает по Африке И кушает детей - Гадкий, нехороший, жадный Бармалей! И папочка и мамочка Под деревом сидят, И папочка и мамочка Детям говорят: "Африка ужасна, Да-да-да! Африка опасна, Да-да-да! Не ходите в Африку, Дети, никогда!" Но папочка и мамочка уснули вечерком, А Танечка и Ванечка - в Африку бегом,- В Африку! В Африку! Вдоль по Африке гуляют. Фиги-финики срывают,- Ну и Африка! Вот так Африка! Оседлали носорога, Покаталися немного,- Ну и Африка! Вот так Африка! Со слонами на ходу Поиграли в чехарду,- Ну и Африка! Вот так Африка! Выходила к ним горилла, Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала: "Вон акула Каракула Распахнула злую пасть. Вы к акуле Каракуле Не хотите ли попасть Прямо в па-асть?" "Нам акула Каракула Нипочём, нипочём, Мы акулу Каракулу Кирпичом, кирпичом, Мы акулу Каракулу Кулаком, кулаком! Мы акулу Каракулу Каблуком, каблуком!" Испугалася акула И со страху утонула,- Поделом тебе, акула, поделом! Но вот по болотам огромный Идёт и ревёт бегемот, Он идёт, он идёт по болотам И громко и грозно ревёт. А Таня и Ваня хохочут, Бегемотово брюхо щекочут: "Ну и брюхо, Что за брюхо - Замечательное!" Не стерпел такой обиды Бегемот, Убежал за пирамиды И ревёт, Бармалея, Бармалея Громким голосом Зовёт: "Бармалей, Бармалей, Бармалей! Выходи, Бармалей, поскорей! Этих гадких детей, Бармалей, Не жалей, Бармалей, не жалей!" Корней Чуковский |