Чтобы зазвучала музыка - нажмите на "воспроизведение".
Мы займемся сегодня тем, чем давно бы было пора заняться старшекурсникам – изучением связи драконов с другими науками.
Алхимия
будет первой такой наукой.
Алхимия зародилась в Александрии, за двести лет до начала нашей эры. Власть фараонов к этому моменту пала, Египет находился то у эллинов, то у римлян, и длилось это довольно долго - до зарождения ислама и захвата Египта арабами.
Отцом алхимии был Гермес Трисмегист (трижды великий). Гермес (аналог египетского бога Тота) заведовал мудростью и по его имени науку стали называть “герметической”. Существует предание, что одно из его сочинений называлось “Кеми”, арабы добавили артикль “ал”, и таким образовалось слово "алхимия". По другой версии в древнегреческом слово "хюмос" означало "сок", а "Хёми" - древнее название Египта и наименование чёрнозёма.
Захватившие Египет арабы восприняли новые для них знания и следующий период развития алхимии называют арабским. Арабы взяли у греков учение школы Аристотеля о ПЯТИ первоэлементах (четыре стихии и эфир) и их взаимном превращении. Тогда считалось, что первичная материя дает все четыре стихии, а затем уж вещества. В каждом веществе есть все четыре стихии и, чтобы получить одну из них, нужно его просто очистить от других. Гебер (Абу-Мусах-Джафар аль Софи) создал на этой основе химическую теорию о соединениях металлов, которой придерживались во всем мире вплоть до 18 века.
В Европе тем временем жгли ведьм и книги... Дошло до того, что культуры Древних Греции и Рима были полностью утеряны.
Арабский период длился еще полтысячелетия, пока в Европе не начали переводить с арабского многочисленные научные и философские трактаты. Вернулись знания египтян, греков и римлян, которые были переведены на арабский, где и сохранились. Та алхимия, которую мы считаем европейской и средневековой расцвела через 100-150 лет после этих переводов под давлением жестокой нужды. Завоевания, отсутствие богатых рудников и просто бедность европейских королей требовали золота. Золота любым путем и любой ценой. В XI-XII веках вся Европа ринулась добывать философский камень.
Большая часть этих "исследователей" была дилетантами, которые всерьез считали, что ответы на все вопросы можно найти в древних, пропавших рукописях. Они проводили всю жизнь в попытках расшифровать загадки древних, хотя чаще всего просто пытались нафантазировать странности в неточностях и несогласованностях текстов. В любое время - и наше тоже - такие люди есть.
Однако эта армия совершила множество полезнейших открытий. Кункель получил рубиновое стекло, Бетгер — европейский твердый фарфор, а Бранд открыл фосфор (правда он считал, что нашел философский камень, выделив его ... из мочи. Но все же это был светившийся в темноте фосфор :)). В тех же работах были получены спирт и порох.
Тем временем параллельно арабско-европейской развивалась алхимия в Китае. Первое упоминание о ней содержится в декрете имератора Лю Ци (Цзинь-ди) в 144 г. до н.э. В декрете в свою очередь упоминается школа китайского алхимика и философа Цзоу Яня, который был современником Конфуция Мэнцзы, а это уже III-IV до н.э. Выходит, китайская алхимия даже старше александрийской?
С этим сложно, поскольку вся китайская история была в какой-то момент уничтожена и историки писали ее заново. И ошиблись, причем, естественно в сторону большей древности. Некоторые исследователи считают, что вышеупомянутый текст никак не мог быть старше I-го в.до н.э. Тем не менее работы философа Цзоу Яна известны и известен период его жизни, поскольку он связан с великим Конфуцием.
Кстати, именно Цзоу Ян выдвинул идею пяти первоэлементов - земли, деревьев, металла, огня и воды, - из которых состоит все сущее. Он же утверждал, что все перемены происходят в результате борьбы и взаимопроникновения этих элементов: вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево прорастает сквозь землю, земля (дамба) задерживает воду и т. д.
Итак, средневековая алхимия перекочевала в Европу из арабской науки, где была чрезвычайна развита, и в то же время практически самостоятельно она развивалась в Китае. Что интересно для нас с вами, в обоих случаях была связана с драконами.
Начнем с западной части нашего континента.
Все вы, конечно, помните, кто такой Уроборос? Тот самый змей, кусающий себя за хвост. Впервые изображение такой змеи встречается еще в Древнем Египте, позже перекочевывает в Грецию и оттуда – в культуру Западной Европы.
Так вот именно этот змей на многие столетия стал символом алхимии. Символом сил, запертых в колбе, символом начала и конца, летучего и возвышенного и ползущего (плывущего) одновременно. Такое построение – двоякое – использовалось в магии и заклинании и называлось схемой «абраксас», откуда и пошло слово «абракадабра» - abrac-ad-abrac. Уроборос использовался для обозначения некоторых этапов перегонки и возгонки (очистке от примесей при испарении, например).
Здесь мы немножко отвлечемся и поговорим о целях алхимии. Главной целью этой науки было, конечно же, получение философского камня.
Впрочем, многие естествоиспытатели считали, что это не так. Среди самых известных - Леонардо да Винчи, Авиценна, Парацельс... Все они считали, что главная цель алхимиков должна быть вовсе не поиск философского камня, а создание новых веществ и лекарств.
Пройдет совсем немного времени и потребности общества резко возрастут - понадобятся краски, яды, стекло, фарфор, металлы и их сплавы, и алхимия станет стремительно отходить от получения собственно философского камня и от... от символа дракона.
Но пока мы еще получаем именно философский камень. Перечислим, что он давал своему владельцу?
Во-первых, бессмертие, во-вторых, способ превращения металлов, в первую очередь свинца, в золото, в-третьих, мудрость. И действительно, если вы владеете таким камнем, надо иметь очень много мудрости, чтобы скрыть и его, и его действия. Иначе вас просто убьют конкуренты и завистники.
Это было одной из причин, по которой алхимики тщательно шифровали свои записи.
Другая причина была не менее тривиальна. Дело в том, что алхимия не знала периодической таблицы Менделеева. Не было ее еще. И самого Менделеева тоже не было. И даже не проведена еще систематизация химических элементов. И не ввели так называемую химическую «номенклатуру», т.е. обозначения разных атомов и правила составления и записи реакций. Эта номенклатура была великой идеей, без которой мы, как и древние алхимики, продолжали ты столетиями топтаться на одном месте.
В те времена в мире бытовало представление о том, что все элементы – суть незрелое золото и их «созреванием» можно легко получить столь желаемый металл. Ну, например, цвет сплава золота и серебра (электрум или азем) представляет что-то среднее между привычными цветами того и другого металлов, а обрабатывается и плавится легче чистого золота. При соединении меди и олова получается бронза, если сплавить медь и цинк — желтая латунь и красно-желтый томпак. В то время было почти невозможно определить эти примеси, которые часто даже в ничтожных количествах придавали металлу новые свойства, потому появилось предположение, что сам металл подвергался изменению во время выплавки, и вера в это укреплялась целым рядом фактов, которые в течение времени стали известными. Так, свинцовые руды почти всегда содержат небольшое количество серебра. Если полученный свинец прокалить на воздухе, то свинец сгорает, а серебро остается — вот вам и превращение свинца в серебро! Подобное “превращение” происходило и с золотом в медных рудах, где его содержание также не бывает большим. А при перегонке ртути получается остаток в виде королька золота или серебра. Отсюда делался вывод, что ртуть превращается в благородные металлы, и даже что она есть не что иное, как жидкое серебро. Чтобы вернуть серебро в первоначальное состояние, ему просто следует возвратить твердость...
Третья причина шифровки записей заключалась в том, что каждый из алхимиков считал, что осталось ему совсем немного до философского камня, и лучше бы конкурентам никогда не узнать каким путем они шли.
Наконец, побочными результатами поиска философского камня были самые разные вещества, в том числе и приносящие прибыль своим владельцам. Следовательно, сохранение тайны было сохранением технологического процесса и авторского права.
Совсем последней причиной я назову то, что алхимия иногда объявлялась служанкой дьявола и алхимиков отправляли на костер со всеми их записями, которые и служили доказательством общения с этим самым дьяволом.
Вот все эти причины и привели к тому, что уравнения реакций выглядели довольно забавно. Образец типичного алхмического текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймонду Луллию (XIII в.), который привел английский алхимик Джордж Рипли (XV в.) в своем трактате «Книга двенадцати врат» таков:
«Возьми Меркурий Философов (алхимиков), обжигай его, пока он не превратится в Красного Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом винограда и выпаривай — Меркурий обратится в род камеди, которую можно резать ножом.
Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй — получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в приборе останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост.
Возьми этого Черного Дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем. Он воспламенится — воспроизведешь Зеленого Льва. Пусть он съест собственный хвост. Снова перегоняй — получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир».
Вот такими простыми текстами ученые прошлого были вынуждены описывать простые и понятные химические реакции. Толкование этих текстов дал нам французский химик XIX века Жан Батист Андре Дюма.
Кстати, вам предстоит найти его записи и перевести эту запись в современный язык.
Изготовление философского камня крутилось, по-сути вокруг трех веществ – золота - в нем считалось много «серы» - неподвижного начала, серебра или меркурия – подвижного начала и ртути или соли – их связи. Дракон символизировал связь. Или соль.
Но это не все, конечно. Любой символ в алхимии широк и многогранен, а уж дракон и вовсе несет на себе несколько смыслов.
Вот, например, еще один. Дракон в алхимии был либо крылат, либо бескрыл. В первом случае он отображал летучие вещества, во втором символизировал устойчивую фазу – лед, например. Или воду, если в первом случае речь шла о паре.
Соединение крылатого и бескрылого драконов означало переход и борьбу между собой двух состояний. Например, процесс перегонки или кипения. Сражение означало разделение компонент. Если драконы ловили друг друга за хвост, это означало взаимопревращение веществ. Если же дракон лежал внизу, то это означало единство материи (выпадение осадка или же слияние веществ).
Вернемся к змею, кусающему свой хвост. До нас мало что дошло о значении символа Уробороса в Египте, но вот древние греки под ним подразумевали сразу три вида первичной материи – существующую, создающую и уничтожающую саму себя. Некоторые историки видят тут связи с триединством Тримурти и позже – Троицы.
Для алхимии же это значило свойства металлов, неметаллов и их смешения. Парацельс такими значками обозначил бы ртуть, серу и соль. Философский камень, как нетрудно догадаться, совершенен, поэтому триедин и все три начала соединялись в нем.
В библиотеке «Гнезда Дракона» есть множество свитков с текстами тех времен. Развернем некоторые из них:
«В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея, пригвожденного к кресту. — отмечает Альберт Пуассон в книге «Теории и символы алхимиков» (М.: Новый Акрополь, 1995). - Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым. Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, — это «сера», мужское и устойчивое. Крылатый дракон — это «меркурий»: летучее, женское. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых».
Фламель (1330-1418), алхимик XIV века, рассуждая о данном вопросе, писал:
«Находящееся внизу без крыльев, представляет устойчивое или мужское, тогда как вверху — летучее, или женское, черное и темное, которое возьмет верх в продолжении нескольких месяцев. Первое называется «серой», или холодом и сухостью, а второе «меркурием» или сыростью и теплотой. Это солнце и луна, извлеченные из меркуриального и серного источников».
«Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы, — пишет, например, де Эспанье в трактате «Арканы философии Гермеса». — Золотое руно (т.е. технологию изготовления Философского Камня) сторожит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов».
Иногда, как уже упомянуто, средняя фаза и состояние лишь подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: «Сера» и «Меркурий». Их изображали тогда двумя драконами, составлявшими единый круг. В кругу этом дракон с крыльями, представлял, соответственно, летучего Меркурия (неустойчивость, слабость, «женские» свойства), а дракон без крыльев изображал «Серу» (устойчивость, крепость, «мужские» свойства).
Как ни странно, в этой мешанине символов и словесных описаний на самом деле все было строго определено и каждое слово имело свой смысл.
Но алхимия Запада ближе всего была к науке химии, хотя тщательно изучивший алхимию великий психолог Юнг вывел немало теорий о человеческой психике. Он же установил, что средневековые алхимики занимались не только получением философского камня и химическими опытами, но так же и совершенствованием души, медитациями, поисками Тайного Смысла Бытия и т.п.
Алхимические процедуры были реальными, только эта реальность была не физической, а психологической. Лабораторными терминами алхимия изображает драму космическую и духовную. У великого опуса было две цели: спасение человеческой души и освобождение космоса. (Юнг, цитировано по МакГуир и Хал 1977: 228)
Или вот другой отрывок:
Я очень скоро увидел, что аналитическая психология любопытным образом совпадает с алхимией. Переживания алхимиков были и моими переживаниями, а их слова – моими словами. Конечно, это был момент открытия. Я столкнулся с исторической основой моей психологии бессознательного. Возможно, сравнение с алхимией и непрерывная интеллектуальная цепочка, восходящая к мистицизму, придали вес моей психологии. Когда я разобрался с этими древними текстами, все стало на свои места: образы фантазий, эмпирический материал, собранный в моей практике и выводы, к которым я пришел. Я начало понимать, что эти психические содержания означали, если смотреть на них в исторической перспективе. Мое понимание типического характера, которое начало складываться после исследования мифов, теперь стало глубже. Изначальные образы и природа архетипа занимали центральное место в моих исследованиях. Мне стало ясно, что без истории не может быть психологии, конечно, психологии бессознательного. (Юнг 1963: 206)
На этой ноте закончим первую часть нашего изучения драконов в алхимии.
Записывайте домашнее задание :).
Вы еще помните Гарри Поттера? Один из двух выдающихся алхимиков в этой книге имел вполне реальный прототип. Кто он? Кстати, а кто эти алхимики? (2 балла)
Какая из четырех основных «европейских» стихий-первооснов – огня, воздуха, воды и земли – «принадлежала» дракону? (1 балл)
Что за реакция приведена в тексте с черным драконом? Привести расшифровку и - главное - что за вещество получилось в реакции и - главное - что оказалось черным драконом? (3 балла)
Представьте, что вы - средневековый алхимик. Найдите (или составьте) еще реакцию с черным драконом и опишите ее алхимическим языком. (4 балла)
Где вы еще встречались с представлением о ПЯТИ первоэлементах, которые - причина и состав всего, что есть в мире? (2 балла)