Страничка для печати. Вернуться на страничку без картинок. Те, кто хочет послушать музыку и не жалко траффика, могут перейти на точно такую же страничку с музыкой.

Удивительно, но мы с вами до сих пор не побывали еще в одной стране, известной своими драконами. Несмотря на то, что страна это маленькая, она сумела найти свою дорожку и своих драконов рядом с такими "монстрами"-соседями, как Китай или Япония.
Речь, конечно же, о Корее. Кстати, рекомендую заглянуть на этот сайт по истории и культуре Кореи.


Большинство из вас уже упоминали корейских драконов, когда речь заходила о числе когтей. Китайский, как известно, имеет их пять, корейский четыре, а японский три, причем каждая страна считает, что именно ее число когтей у дракона самое правильное, а у соседей все перепутано.

Корейский дракон

прославился сразу же, как только у корейцев появился свой алфавит. А до этого он прятался в глубине страны и носа наружу не казал… Дело в том, что корейцы очень долго своего языка не имели и пользовались языком Китая, точнее его символами для обозначения своих слов. Но на самом деле китайский и корейский – даже не родственники. О происхождении корейского языка до сих пор идут бурные дебаты, наиболее общепринятая версия гласит, что происходит он от языков алтайской группы, куда, в частности, входят тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские и отчасти японский. У этих языков свой стиль, а у народов – своя неповторимая культура.
Письменности же эти народы, когда еще были вместе, не создали, поэтому алфавиты у них очень разные. Писали в основном, китайскими иероглифами по понятным причинам – слишком могуч был западный сосед.
Однако в 1443 г. король Сенчжон повелел создать хунминчон ("правильные звуки для обучения народа"). В 1446 г. получившееся было обнародовано под тем же названием - "Хунминчон". Надо отметить, что китайский язык тоже не сдал своих позиций, поэтому сейчас в Северной Корее используется только хангыль – фонетическое письмо, придуманное Сенчжоном, а в Южной – и хангыль и ханчча – китайские иероглифы. Иначе они называются кукмун и ханмун. Еще следует помнить, что корейский устный и корейский письменный отличаются друг от друга довольно сильно. Игнорирование форм вежливости в устной речи может повлечь нарушение субординации и вызвать обиды, а преувеличение в письменной может привести к нарушению смысла. Поэтому за стилем в корейском языке надо следить особенно тщательно.
Так вот первым же литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была "Ода дракону, летящему в небеса", и произошло это в 1445 году. Из этой книги мы можем узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.
Если главный китайский дракон - Лун Ван (что и означает дословно "царь-дракон"), то у корейцев это Ёнван или Ёнсин, что тоже переводится как "царь-дракон". Сходство с китайским собратом поражает. Ёнван тоже живет везде, где есть вода. Конечно, у него есть подводный дворец, но и любая река, любой пруд может стать его пристанищем. Если в Китае "где дракон, там и вода, где вода, там и дракон", то и в Корее это утверждение абсолютно точное. Ёнван так же, как и его сородичи, повелевал тучами, осадками, а моление ему об урожае и дожде и принесение жертв происходило 15 числа 6-й луны в день омовения головы и расчесывания волос (Юдуналь).
В Корее бывают заморозки, и во время зимнего солнцестояния (23 декабря), местные водоемы покрывались льдом, который на солнце таял и выглядел, словно его кто-то вспахал. Считалось, что этим занимается Ёнван. Если он выстраивал льдины с юга на север, то год должен был стать урожайным, если с запада на восток – наоборот. Если льдины стояли так, словно пахали их не очень ровно, то год выходил обыкновенным. Если дракон был разозлен, то он становился злым духом Кaнчхори, который нес с собой засуху. В народе говорили: "Куда не придет Кaнчхори, там сытая осень становится голодной весной".

При всем сходстве между драконами Китая и Кореи, отличие между ними тоже, конечно есть. Одно из них вы все знаете, потому что отвечали на этот вопрос. Число когтей на лапах китайского и корейского дракона различны.
Китайцы говорят об этом так. Однажды Лун-Ван установил в Поднебесной полный порядок и решил оглядеть окрестности. На территории Кореи царил хаос и ее жители просили дракона оставить наследника в императоры. Но Лун-Ван почему-то решил, что еще одного своего потомка оставлять не стоит, тем более на соседней земле, ибо они начнут войну между собой. Одним словом, он отказался.
Тогда корейцы взмолились о помощи, ведь без своего дракона их завоюют соседи и Китай будет первым! Тогда Лун-Ван подумал и отрубил себе палец, оставив его корейцам, наказав показать его китайцам, если они по недоумию отправятся воевать с соседями. Красивая, конечно, легенда, только совершенно непонятно, откуда взялся четырехпалый-то дракон, ведь а) наследника-то не осталось, б) травмы не наследуются. Впрочем, говорят, что люди рисуют четыре когтя настоящему китайскому дракону, называя его корейским, как напоминание. Надо бы, конечно, только одну лапу рисовать с четырьмя когтями, но ведь лучше четыре раза напомнить, чем один, правда?
Кстати, про Японию история повторяется. Лун-Ван добрался до Японии и оставил там еще один коготь.
В самой же Корее эту историю рассказывают совсем иначе.
Они считают, что их Ёнван – это и есть первый и главный дракон. А Лун-Ван приобрел на лапу еще один коготь, потому что пошел на запад. А пошел бы на восток, в Японию, у него осталось бы три когтя. Потому-то дракон не появился в Европе и Америке.

Как и в Китае, Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) — страж Востока и Весны, красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) — стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый (Пэннён) — страж Запада и Осени, и черный (Хыннён) — страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде, что похоже на монгольский вариант, где Лу иногда считают просто своеобразными "лошадьми" богов.
Интересно, что дети Ёнвана могли превращаться в кого угодно, хоть в людей, к тому же они могли жить в земном мире, сохраняя связь с родителями и стихией воды. Рождается Ёнван из большой змеи Имуги или Исими, после того, как она долго полежит в воде. Если же Ёнвану повезет и он находит волшебную жемчужину (подобную жемчужине китайского дракона), то он может взлететь в воздух (да, и после этого сразу пора менять династию. О чем это говорит? То ли о редкости крупного жемчуга в Корее, то ли о хрупкости династий?) Впрочем, дракон платит императору за причиненный вред. После того, как император умрет и станет духом, он может принять облик Ёнвана и работать защитником своей страны.

Если в Китае явление дракона во сне женщины - к рождению героя или правителя, то в Корее это просто приносит счастье кому угодно. На 4-й день 1-й луны (т.е. вначале лунного года) дракон откладывал яйцо в колодец, а на 5-й день, который назывался ённаль, что означало "день дракона", человеку могло сказочно повезти, если он мог зачерпнуть воду из этого колодца. В доме будет все благополучно целый год, если там появится такая вода.
Кстати, Имуги, из которой родился дракон, может становиться духом, приносящим счастье, и тогда ее зовут Куроньи. Куроньи – большая змея, ее присутствие означает счастье, богатство и долголетие дому. В ее голове рождается драгоценный камень, сверкающий огнями, и благодаря ему она живет больше тысячи лет. На корейском флаге изображались змеи с четырьмя крыльями и раздвоенными языками – древние тотемы древнекорейских племен. Одного этого описания достаточно для того, чтобы понять, что Куроньи появилась из древнейших шаманских времен, когда по земле гуляли духи и было их великое множество.

Ну, уж если зашла речь о духах, то можно рассказать еще одну историю. Раньше, до дракона, морями управляли души утопленников – Мульквисины или сусины. Духи были разной силы и особенно выделились четверо из них. Тонхэсин – дух восточного моря, который обитал в Янъяде, Сохэсин – дух западного моря, который жил в Пхунчхрне, Намхэсин – дух южного моря, который жил в Наджу, и Пукхэсин – дух северного моря, который жил в Кенсоне.
Еще выделялись семь духов водоемов, их звали Чхильдоксинами.
Всем этим духам, разумеется, требовались жертвоприношения и их совершали весной и осенью, прося освободить от наводнений и беспорядков в стране. Жертвы приносились в виде особых пятицветных ритуальных денег, которые бросались в реки, заливы, бухты, в общем, во все места, где была вода.
Пришедшие драконы то ли вытеснили духов, то ли попросту отвоевали у них водоемы, то ли слились с бывшими хозяевами, но только следом за Ёнваном в стране, как и в Китае, появились пятеро братьев разных цветов - мы их назвали выше.
Так и вышло, все четыре моря - восточное, западное, северное и южное - управляются своими драконами. У них есть жены - ёнпуин и дочери - ёнгун-агисси. Среди слуг есть воеводы - ёнчангун и сановники ёнгун-тэгам и ёнгун-тэсин. Вся эта компания и является пантеоном духов воды. В воде же живут Луна и Солнце. Иногда туда приглашаются даже люди, если Ёнвану это показалось чем-то интересным. Дракон на корейских военных знаменах

Откуда же взялся первый и главный корейский дракон Ёнван? Легенды говорят, что пришел он вовсе не из Китая, как можно бы было ожидать, а из стран Океании с одним из древнекорейских племен, носивших его изображение как тотемный знак. (Кстати, учитывая, что редчайшее свойство превращаться в кого угодно еще и Вьетнамский собрат имеет, возможно и его происхождение – совсем не Китай?).
Случилось это все в так называемый период Трех Царств, т.е. в период от 1 в. до н.э. до 7 в. н.э.
Впрочем, вы же не знаете что это за период…
Историки сходятся на том, что первые государства на полуострове Корея образовались где-то с 1000 г.до н.э. до 300 г. до н.э. (в это время в Европе зарождается Рим, а в конце периода по земле проходят фаланги Македонского). Где-то посередине этого периода на полуострове появилось государство Ко-Чосон ("древний Чосон"), которое неожиданно стало очень сильным и быстро начало доминировать. Государство было настолько сильным и мощным, что забеспокоился Китай. В 109 г. до н.э. войска китайского императора попросту разрушили древнее королевство и основали на его месте четыре военных наместничества (на севере).
Но корейцы на этом не успокоились и, начиная с 37 г. до н.э. там образовалось новое государство воинов – Когурё. В 313 г. уже н.э. Когурё вытеснило китайцев и отправилось расширять свои владения в соседнюю Манчужурию.
Тем временем на юге, примерно там, где находится сегодня Сеул, возникает еще одно государство Пакче. Случается это в 18 г. до н.э. Пакче старается всеми силами избегать своего воинственного соседа, благо он занят войной на севере, и потихоньку продолжает жить, развиваться и торговать с соседями. В 4 г. н.э., через 22 года от основания Пэкче становится сильным и процветающим, к тому же высококультурным государством.
Третьим царством стало государство Силла. Возникло он чуть раньше – в 57 г. до н.э. и развивалось как обычное государство. Не военное и не культурное. Оно отказывалось принимать идеи, учения и веру разных пришлых людей, но почему-то приняло к себе буддистов. Благодаря именно им и их влиянию на молодежь, Силла тоже стала сильным государством и даже заключила союз с Китаем. Это и было главным поводом для получения преимущества. Объединенные войска Китая и Силлы объединили почти весь полуостров под своим началом. Так и образовались Три Царства: Силла, Когурё и Пэкче. Они были схожи этнически и исповедовали конфуцианство и буддизм.
Силла и Пэкче интересуют нас больше всех, поскольку мать одного из основателей государства Силла, давшая название самому государству, родилась из левого ребра петушиного дракона, а матерью правителя Пэкче У-вана была женщина, забеременевшая от дракона. Последнее событие произошло в 7-м в. Таким образом, можно утверждать, что появившийся в Корее дракон решил создать себе народ, да не один, а по меньшей мере два. И то правда, одна голова хорошо, а две лучше.

Напоследок я хочу предупредить всех, кто будет общаться с корейцами, особенно с южными. Конечно, как и всякие буддисты и даосисты они по сей день с уважением относятся ко всем народам. Но Россию на сегодняшний день считают ниже себя, Японии, США и ЕС. Почему?
По той простой причине, что мы поставили эксперимент с построением социалистического государства, 70 лет его ставили, отказались и начали все с того же места. Это говорит с точки зрения корейца о том, что мы недостаточно умная страна, чтобы использовать то, что было, для развития. Мы просто откатились назад, особенно в финансовом и экономическом плане, а это значит, что должны учиться у более умных стран, в том числе Кореи.
Что, в свою очередь, означает, что вас там будут считать слегка дикарями. И России еще надо доказывать свое равноправие как торгового и интеллектуального партнера Кореи.
(Задевает? ))) Но правда в этом тоже есть.)
>
Это просто Корея Это просто Корея Это просто Корея

Итак, домашнее задание, как всегда.
1. Ищем историю про Чхоена. Кто или что такое, от кого произошел, какая связь с драконами? 2 балла
2. А сколько когтей должно быть у "первоначального" дракона? Почему? 6 баллов (высокая цена вопроса определяется его сложностью)
3. Опишите мне Ёнвана. Как выглядел, чем занимался, кто он вообще такой (на основе этой лекции и лекции по драконам Китая)? До 4-х баллов

Пожалуй, что желающим можно даже сдать мне доклад на тему "сравнение драконов Вьетнама, Кореи, Монголии, Китая и Японии". Или даже курсовую.
Удачи всем!


Сегодня почту будет доставлять один из Лунов. И кто знает - каким путем?
Один из Лунов поможет Вам отнести Вашу домашку.

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса, и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
© El-Star
02.05.2009 р.Х.

Последние изменения El-Star
02.05.2009 р.Х.


Hosted by uCoz