| Чтобы зазвучала музыка - нажмите на "воспроизведение". Сегодня тут можно послушать тибетскую мантру. |
- Нет, я не сообщаю секретные сведения, я говорю вполне общеизвестные вещи. Несколько миллионов тибетцев бежали после оккупации, так что подробности не очень хорошо, но известны. Просто тибетцам не повезло, сегодня никому не выгодно конфликтовать с Китаем, и их проблемы замечают только на словах, реальной помощи ни от кого нет.- Нет, это ошибка, считать, что тибетцы и китайцы – один народ. У них даже языки разные. Тибетский народ очень близок к Бирме и ее обитателям, откуда, вероятно, они и пришли когда-то, а не к Китаю. В горах такие парадоксы бывают часто, ведь это не равнина, где в какое-то место можно прийти сотней различных способов. Тут или есть перевал, или его нет. Так же, как в Индию все вторгались только со стороны Гиндукуша, потому что иначе только морем. Морем же плавать умели очень немногие, так что туда что арийцы пришли через Гиндукуш, что тюрки позже. С Тибетом дело обстоит еще хуже, дорог туда до недавнего времени не было (отдадим должное Китаю, вложившему в строительство дорог миллионы долларов).
Отрешитесь от всего лишнего и прислушайтесь к голосам этой земли…
Основная религия Тибета – ламаизм. Но называть ее так неправильно. Даже название «лама» не очень верное, оно справедливо, скорее, для Монголии, на Тибете же Учителей зовут гуру или ринпоче («гуру ринпоче» - «драгоценный учитель» - Будда). К монахам принято официальное обращение «ринпоче», как «падре» в католицизме или «батюшка» в православии. Собственно, даже Далай-ламу (что по-монгольски означает «широкий океан») следует называть «обожаемый король» или Джалпо Римпоче. Ламаизм гораздо правильнее называть «тибетский буддизм». Его особенность в слиянии. В слиянии своих древних верований с верованиями двух соседей – Индии и Китая. Путь Тибета – тантра («тантра» и значит: «путь»). Посмотрим в чем же суть тантризма.
Лхамо является покровительницей дхармапал («защитников закона») или докшитов («ужасных палачей»). Это гневные божества, чья задача - повергать врагов буддизма. Нет, совсем не людей, хотя и их тоже. Эти божества должны повергнуть врагов Учения и злых духов из всех сфер существования – высших и низших. Обращение к дхармапалам считается более эффективным, чем обращение к милосердным богам Тибета, так что их культ невероятно популярен. Дхармапалы появились из индийского культа Шивы и его супруги Кали. Шива вообще входит в состав Тримурти, а Кали – богиня смерти. С ними связан ритуал Чод – отсечение или отрезание себя от тела, себя от мира… Об этом чуть позже.
Кстати, вполне известная и распространенная фраза: “ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ”, - это его мантра. Она означает объединение мужского и женского начал Вселенной. Мани – это ваджра – орудие Индры, а падме – лотос, женский символ, инь-ян своего рода (собственно, в Китае это и будет инь-ян). Произнося мантру, каждый медитирующий должен четко осознавать цель своей медитации. Например, мир всем живым существам; для этого нужны хрустальные четки. Если цель – здоровье и благополучие всех существ; для этого нужны четки из дерева арура. Если цель - увеличение энергии и силы, борьба со злом и преодоление препятствий – для всего этого нужны особые четки. Считается, что произнесение мантры сокращает время перерождений и приближает к Просветлению. Кстати, звуки ом и хум относятся к чистой воды магии и помогают сосредоточению.
Тантра означает путь достижения состояния Будды. Ее основа взята из индуизма, причем символы и названия те же: вся сексуальная символика, чакры, каналы, упражнения, мантры и т.д., и т.п., однако смысл всему этому на Тибете придали совершенно иной. Пресловутая йога, широко разрекламированная и известная всем в наши дни, не что иное, как одна из тантрических ступеней совершенствования. Когда вы слышите о различной работе «с тонкими мирами, материями, энергиями», - это все взято оттуда. Кстати, когда вы видите «пояснения» или разные школы йоги и т.п. в России, например, или вообще на Западе, можете спокойно пропускать любой текст мимо ушей.
Прошедший ритуал адепт использовался местным населением, в частности, при эпидемиях и вообще как своего рода специалист по похоронам. Считалось, что он не заразится от умерших, поэтому в практику также входила перевозка трупов в места захоронений и их расчленения. Если человек заражался и умирал, то, соответственно, он не достиг просветления на этой дороге и невнимательно слушал своего учителя. Да, разумеется, учитель должен был пояснять каждое действие и объяснять смысл этого ритуала.
Этот ритуал запрещен властями КНР и входит в один из пунктов требований коренного населения в смысле возврата свобод. Некоторые подвижки тут уже проведены, ритуал иногда разрешается (с разрешения парт.ячейки и местных органов советов).
В тибетском буддизме существует девять главных монастырей, каждый из которых расположен на месте, где когда-то приковали туловище дракона или демоницы с его обликом. В частности, первый тибетский буддистский монастырь Самье стоит на месте его головы, а еще один известнейший монастырь Джоканг в Лхасе – на месте гениталий. Покровителем монастыря в Самье является трехголовый Пехар (Махапанчараджа) или Белый Брахма. Это один из самых древних тибетских богов, укрощенный Падмасамбхавой. Пехар изображается в виде лучника на белом льве с секирой, мечом и двумя ножами в руках. Его головы покрыты шляпой, по которой его можно опознать. Он - покровитель тибетских царей. История же его была такова. Примерно в 762-763 гг. вздумалось царю Трисонгу Децену (который был одним из проявлений великого Манджушри) распространить буддизм. Он выписал из Индии учителя буддизма сутры (коротких заклинаний) – Шантаракшиту. Стал Шантракшита строить храм, но он обрушился. Строительству мешали министры, погода, духи Бон, в общем, все подряд. Шантракшита посоветовал вызвать Падмасамбхаву. Так и поступили. Падмасамбхава укротил духов Бон, пообещал с них, что они будут защитниками и построил монастырь Самье (тиб. bsam yas, bsam yas chos 'khor), утвердив другое направление буддизма – ньингму (это и есть тантризм). Здание много раз обновлялось и перестраивалось. Последний раз оно было разрушено во время китайской культурной революции, но в начале 90-х его в очередной раз восстановили. Надо сказать, что монастырь Самье – центральное место тантрического буддизма. Сюда приглашались желающие со всех окрестных стран изучить тибетскую медицину, тут был центр переводов священных текстов с санскрита на тибетский, здесь был своего рода университет.
Уф… Ну, напоследок о самих драконах… Как вы можете догадаться, если тут, в стране самых высоких гор, берут свое начало великие реки мира, драконы тоже «где-то тут». Собственно, одна из резиденций Лун Вана находится в Тибете, глубоко под землей, где он сторожит главные жилы земли.
Лу, как и наги в Индии, воплощения мудрости, поэтому книги боннского канона называются «змеиные собрания» или «лубум». Но местные Лу уже носят черты драконов Китая, в частности в том, что касается управления дождем, поэтому для того, чтобы, скажем, во время засухи вызвать дождь, полагалось пронести эти книги «лубум» по полям. Тибетский дракон очень похож на китайского. Стремительное движение дракона в небе рождает молнии и грохот. У тибетцев тоже есть жемчужины. Когда их покрывает роса, дракон слизывает ее и набирает силу. Тибетский дракон летает, улыбаясь и смеясь, при этом они разбрасывают в стороны дождь. Когда же приходит время зимы, они укладываются в глубокие скальные пещеры и то ли думают о вечном, то ли попросту спят до весны.