Замечательный фон для этой странички был взят с сайта Lenagold
Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold

Маги на то и маги, чтобы не закрывать глаза тогда, когда так и хочется зажмуриться.
Бальтазар Эст.
(C.Дьяченко, "Привратник")

НАЧАЛО

Элена Элк зашла в кабинет и оглядела присутствующих, попутно решая вопрос: стоит ли состроить зверскую физиономию и рявкнуть что-нибудь типа крылатого восклицания Хмури: "НЕУСЫПНАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ!" - или все же пожалеть хрупкую нервную систему студентов.
Наконец, решив, что испугать их она успеет и позже, Элк изобразила на лице самую благожелательную улыбку, действующую, говорят, ничуть не более успокаивающим образом.
Осмотрев притихшую аудиторию, она начала лекцию.


- Привет всем, явившимся ко мне на мой новый урок, который на этот раз называется ЗОТС. Напомню, классический перевод этой аббревиатуры означает «защита от темных сил», что, как вы можете догадаться, может означать решительно что угодно, от уроков по Нежитеведению до Некромантии.
Некромантию, пожалуй, я преподавать пока не буду. Мы займемся куда более простыми, зато чаще встречающимися вопросами. На наших лекциях мы рассмотрим некоторые известные и не очень методы воздействия на человеческое сознание, и способы обнаружения и защиты от них.
Конечно, под эти методы можно «запихнуть» тоже все, что угодно, но мы изучим всего несколько простых и, на мой взгляд, очевидных вещей.

Мы начнем с … законодательства Российской Федерации.
Цитирую:
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Это не что иное, как " ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ", ст.5.9. Прочитать его можно, например, в Российской газете от 15 марта 2006 г. Или здесь с поправками на 2009 г.
Находится этот закон в "бумажном" варианте здесь: 1. Федеральный закон о рекламе //Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.07.95. – № 30. – С. 5404-5418.
И здесь 2. Закон о средствах массовой информации // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 13 февраля 1992 г. – № 7. – С. 300-358,
Второй закон, по сути запрещает подобные воздействия.


Итак, как вы все, наверное, уже догадались... Как не догадались? Ну, тогда как вы все уже могли догадаться, тема сегодняшнего урока –

25 кадр.

Сначала коротко о сути. Суть эффекта 25-го кадра заключается в том, что если среди обычных кадров фильмов вставить рекламный, то вы, смотря этот фильм, не сможете "засечь" этот самый 25 кадр, но запомните его. Затем вы, скажем, выйдете из кинотеатра и, не задумываясь ни о чем особо, пойдете, скажем, и купите рекламируемый товар. Или пойдете бить людей другой национальности. Или будете мучить кошек. Ну, или хотя бы проголосуете за Жириновского. Смешно? А ведь именно после использовования В.Жириновским этого эффекта в ночь перед выборами Президента России, и был введен этот закон.
Все просто, правда? Поглядите вокруг и вы обязательно увидите "положительный" след подобной идеи. Например, вас будут звать купить какой-нибудь видеокурс английского языка, всего за 2-4-8 тысяч рублей, после чего вы легко и просто выучите сопротивлявшийся доселе противный English. Часть методик вообще говорят, советуют этот курс смотреть во сне… но это уже другой разговор.
Это положительный пример.
Отрицательная "страшилка" звучит так: нас зомбируют. Постоянно и повсеместно. Жириновский и Ющенко использовали 25 кадр в избирательной компании, рекламщики просто мечтают о том, чтобы использовать его для увеличения продаж, КПСС и вовсе использовала 25 кадр для пропаганды коммунизма… В общем, ужас что можно натворить этим самым 25-м кадром, хорошо, что его запретили.

Как же обстоит дело на самом деле?

История кинематографии

"Синема, синема, синема, от тебя мы без ума!"
(c) "Человек с бульвара Капуцинов"

Начнем с истории кинематографа.
Вначале была камера обскура, театры теней и… и все это мы пропустим, перейдя сразу на "волшебный фонарь". Так называлась лампа, направлявшая луч света на экран. На пути этого света ставили стеклянную пластинку с картинкой. Потом оператор менял картинку, потом следующую и т.д. Вот такое было кино. Комикс, по сути.
Надо сказать, что стекло было плохой затеей. Оно пачкалось, стиралось иломалось.
К тому же попытка "зарядить" фильм с большой скоростью натыкалась на скорость движения человеческой руки, к тому же движение относительно точное (стекло надо было вставить в держатель). В общем, никак.
Один американский изобретатель по имени Джордж Истмен в далеком 1885 г. предложил для быстрого показа картинок использовать светочувствительную бумагу, которую сам же и начал выпускать на основанной фирме Кодак.
Новинка понравилась, однако бумага была еще хуже стекла: она рвалась. Но на бумаге можно было нарисовать много картинок, склеить ее в кольцо и "гонять" маленьким роликом, как и сейчас часто советуют делать в качестве игрушки для детей.
Впрочем, ровно так же делается gif или флэш-картинка, только в компьютере.
Кинематограф заиграл быстрее и появились самые первые фильмы. Сделал их Луи Лепренс.
Спустя три года появилось сразу два изобретения: перфорация на ленте, позволявшая вставить ее в аппарат и крутить автоматически так, чтобы лента не дергалась, и… пленка на основе целлулоида. Пленку выпускал все тот же Истмен.
Так родилось черно-белое кино.
Если вы посмотрите на старые-престарые фильмы, времен Чарли Чаплина или еще раньше, вы обнаружите, что они «дерганные». Т.е. движение передавалось неравномерно, из-за чего возникал эффект неестественности. Причиной этой неравномерности были и неравномерность вращения барабана, на который была намотана пленка, и которую технически было довольно легко преодолеть, и малое число картинок в минуту, из-за чего движения были "рваными".
Но эти мелочи не могли сдержать джина, выпущенного из бутылки: синематограф рванул вперед, обгоняя все и всех по силе своего воздействия на человечество. Требовалось все лучшее и лучшее качество показа, и лежало оно на дороге увеличения скорости прокрутки кадров. Экспериментальным образом было установлено, что если такая скорость составляет 16 кадров в секунду (точнее, 16 и 2/3), то глаз перестает видеть мельтешение на экране и наконец-то воспринимает картину без разрывов. И все же еще лучше было, когда число кадров составляло 24 в секунду, что и было выбрано в качестве стандарта.

25 кадр

В конце 50-х гг. один мошенник в Америке, ставший в результате этой аферы известным, сообщил, что вставка "дополнительного" рекламного кадра, вызвало резкое увеличение продаж кока-колы. Эта информация с одной стороны вызвала серию возмущений граждан, быстро понявших, как можно заставить голосовать за нужного кандидата. В стране тихо разгорался скандал, были привлечены силы Конгресса и даже ученых. С другой стороны "Кока-кола" готовилась к запуску большой рекламной компании с 25 кадром. Однако тут было обнаружено множество "но".
Во-первых, в 1962 г. мошенник признался в мошенничестве. Во-вторых, 25 кадр вызывал серьезное рассеивание внимания и затормаживание. Настолько, что говорить о вождении машины или, скажем, работе на конвейере или просто тонкой работе, стало бессмысленным. В-третьих, Конгресс в последний момент наложил запрет на такое нарушение прав человека, ну, а в-четвертых, целый ряд исследований, проведенных в рамках расследования этого явления, показал, что нужного эффекта внушения метод не дает. Нет, не то, чтобы он уж совсем никак не работал, но человеческая психика оказалась неизмеримо сложнее, чем предполагалось, и реагировала временами совершенно неожиданным образом.
Спецслужбы, конечно, взяли идею на вооружение (и наши, и иноземные), и даже применяли ее на практике, но, видимо, в сильно ограниченных масштабах, поскольку информация о прямом воздействии так и не попала в широкий доступ, а любой киномеханик должен был обнаружить тот самый кадр.
Одним словом, видимо можно было утверждать, что широкое зомбирование 25-м кадром сорвалось.

Не только изображение, но и звук

Ровно так же пытались воздействовать на подсознание через звук. Т.е. бралась некая «гипнотизирующая» фраза, замедлялась, записывалась как шум и накладывалась на что угодно, хоть на песни Пугачевой или Магомаева. Применялись и другие приемы, например, световое сосредоточение на каких-то элементах, показываемых на экране. Делается это относительно просто – световое пятно перемещается с периферии в центр экрана, а глаз следит и считает, что в центре происходит что-то важное. Например, политик зачитывает программу партии.
Пытались использовать и «отупляющее» действие экрана, особенно политиками в 90-х. Суть заключалась как раз в том самом эффекте торможения или расслабления. Считалось, что на «матрицу» расслабленного мозга можно записать что угодно. Делались попытки по-разному действовать на отдельного индивидуума, на семьи, на просмотр при большом скоплении народа. Здесь можно вспомнить и Жириновского, и Кашпировского и даже показы сериалов.
Однако все эти идеи провалились, особенно, когда речь шла о больших и серьезных воздействиях.
Почему?
Подобные идеи хороши, если за ними стоит правильная поддержка. Ну, скажем, нужна легкая коррекция поведения при том, что «пациент» уже верит и действует в рамках некого свода правил. Если реальная жизнь резко расходится с подобным внушением, можно забыть обо всех искусственных воздействиях. Они провалятся. Даже прямым гипнозом нельзя заставить совершать те действия, против которых активно протестует разум. Подобные воздействия снимаются очень быстро.

Каково воздействие 25-го кадра?

Кроме того, проведенные эксперименты показали, что все реакции можно условно разделить на три типа.
В первых 25 кадр воздействовал на ОТДЕЛЬНОГО индивидуума. Результаты были забавными. В то время как реальных сдвигов в скорости, скажем, обучения не было, у людей, считавших, что в их фильмах 25-й кадр ЕСТЬ (а он был не у всех, это тоже входило в проверку), самооценка и самоуверенность росли. Разумеется, через некоторое время это давало правильные результаты, например, иностранный язык начинал лучше запоминаться, но это было тем, что называлось «эффектом Плацебо». Т.е. при воздействии на ОДИНОЧКУ на самом деле никакого эффекта 25-го кадра нет. Устойчивого. Другое дело, если вы твердо настроились «изучить этот чертов английский». Тогда можно садиться и просто учить язык, желательно по хорошей обычной методике. Успех гарантирован!!! Ведь, в конце концов, лучше использования собственного мозга вы все равно ничего не придумаете, а психика человека может творить прямо-таки чудеса, о чем я, наверное, еще расскажу на дальнейших лекциях.
Вторая группа воздействий касалась семейных просмотров, скажем, сериалов. В семье человек расслабляется и чувствует себя в группе. Психологически это очень комфортное для него состояние, им и пробовали воспользоваться. Итоги были более заметными. В этом состоянии люди оказывались более податливыми и более доверчивыми. Образно говоря, они предпочитали верить в сказку, но не теряли твердой уверенности в том, что реальная жизнь отличается. Одним словом, эффект был, но он мало мог помочь рекламе или зомбированию.
Самым, пожалуй, опасным оказался эффект присутствия в толпе. Там возникает своего рода резонанс, когда действия одного человека подхватывается морем людей. Такие эффекты можно наблюдать на любом рок-концерте, например, или на сеансах Чумака и Кашпировского. Помните? Люди то начинали плакать, то смеяться, то песни петь. При этом одиночки у экранов, как правило, таким воздействиям не поддавались (если не считать все того же эффекта самовнушения). А вот в залах творилась просто чертовщина. Кто-то говорит, что воздействие шло (а Кашпировского и в зале показывали через экран) не только через 25 кадр, но и через свет и звук. Кто-то о психотропных газах в зале. Но факт остается фактом – большое скопление народа может породить некий эффект толпы и резонанса в ней.
Такое воздействие тоже продлится недолго, особенно если человек придет домой "в нормальный мир", и опасно оно в редких случаях, о которых я опять-таки надеюсь еще рассказать.
А пока вернемся к нашему 25 кадру.

Препарируем 25-й кадр.

Расскажу личный пример. Недавно мне довелось увидеть рекламу «с 25-м кадром» на одном из телевизионных каналов. Да-да, она, конечно, запрещена, но, как известно, тяжесть российских законов смягчается возможностью их полного невыполнения.
Личные впечатления такие. Во-первых, 25 кадр очень легко заметить. Воспринимается это как картинка, которую видишь из быстро едущего транспорта. Разглядеть не успел, но что-то мелькнуло, что не вписывается в общие ощущения. Почувствовав подобные «картинки» раза три или четыре, я переключила канал, ибо не видела смысла в продолжении подобного разглядывания. Да и фильм был тупой, по правде сказать, что тоже было направлено на определенный эффект: по сюжету герой просто бежал по улице, время от времени глядя на окна, после чего появлялся «кадр». Т.е. монотонная картинка плюс реклама.
Одним словом, не стоит сильно бояться.
25 кадр можно заметить.
25 кадр действует короткое время.
25-му кадру можно легко сопротивляться.

Кстати, если у вас появилось подозрение на использование 25-го (или 30-го) кадра, но очень захотелось узнать содержание этого кадра, то можно сделать несколько вещей:
записать передачу, после чего прокрутить ее в замедленном режиме (с аудиозаписью можно делать то же самое).
если уж это невозможно, переведите взгляд на периферию экрана или вовсе за экран, желательно на что-нибудь черное, и расслабьте взгляд. Примерно так же, как смотрите 3D картинки в системе «волшебное око» (посмотреть, что это такое, можно хоть здесь). Тогда в середине вы успеете заметить злополучный кадр. Дело в том, что периферийная зрительная система работает значительно быстрее, чем «центральная», хотя бы потому, что задача центра – обработать цветную информацию, изобилующую деталями. Вот сами подумайте, что легче – обработать цветные фотографии с несколькими миллионами цветов или черно-белые с плохим разрешением? Тут так же.

Наконец, есть одна простая вещь на пути зомбирования 25-м кадром. Нельзя зомбировать текстом. И даже картинками. Тексты и картинки глазом воспримутся, но подсознание вовсе не "побежит программировать мозг". Ведь подсознание читать не умеет. Оно воспринимает образы, и движение действует на него гораздо лучше, чем что-либо еще. Поэтому текстов можно не бояться совсем.
Ну, а образ за одну картинку создать сложно.
Таким образом, сегодня, эффект 25 кадра направлен, скорее на получение денег от невежественных людей, желающих срочно что-то изучить за минимальное время.

Хотите посмотреть сами на эффект 25-го кадра и убедиться, что его пропустить нельзя?
Вам сюда:
Тут можно это проверить на имитации 25 кадра. (Сайт не всегда работает, если не удалось загрузить файлик, зайдите позже).


На этом урок закончен.
Ловите домашнее задание.
  1. Найдите историю про американского мошенника. Как звали, год действия, что делал Конгресс…
  2. Справедлив ли запрет на 25-й кадр в нашем законодательстве? Вы лично оставили бы его или убрали?
  3. Технический вопрос. Сколько кадров в цифровых фильмах? Можно ли туда вставить 25-й кадр "нахаляву"?
  4. Какой из трех методов воздействия: световой, звуковой и 25-й кадр кажется вам самым эффективным и почему?
Юрий Левитанский

КИНЕМАТОГРАФ

Здесь эта песня в исполнении
Андрея Миронова (был такой выдающийся артист в советское время)

Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль -
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут -
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно...

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак - старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

Домашку закодировать и с лучом проектора прислать ко мне
В кабинет.
На следующий урок.
Мой виртуальный мир.
© El-Star
27.02.2010 р.Х.

Последние изменения El-Star
01.03.2010 р.Х.


Hosted by uCoz