Сегодня ученики, входя в кабинет драконологии, снова переносились на Дальний Восток,
к берегам Тихого океана.
- Садитесь на циновки и слушайте. Сегодня мы с вами узнаем об истории Великого
Царя драконов - Лун Вана.
ЛУН-ВАН
Главой китайских драконов считался хозяин стихии воды - Лун-ван (царь драконов).
Согласно древним текстам, Лун-ван имел размер около полукилометра в длину. Иероглиф
Лун изображал животное, с длинным телом и головой, увенчанной рогами или гребнем.
Уже в 14 веке до нашей эры (эпоха Инь) его изображения встречались на гадальных табличках.
С Луном связано одна очень любопытная загадка, беспокоящая издавна маггловских религоведов.
Дело в том, что дракон считался тотемом ряда древних китайских племен.
И вроде бы ничего удивительного в этом нет, однако во всем мире тотемным зверем всегда было реальное существо, и только в Древнем Китае оказался вымышленный дракон. Конечно, любой маг может объяснить, что дракон - вовсе никакое не вымышленное существо, но магглы никогда не видели драконов. Вместо этого они предполагают, что тотем дракон заменил целый ряд других тотемов - змею, ящерицу, крокодила…
В эпоху Инь Лун был очень силен. Это времена расцвета его магии. На одном бронзовом блюде
того времени изображены два дракона: на дне - безногий, покрытый чешуйками, каждая из
которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю - дракон с лапами, а также птица и рыба.
Второй дракон - это наш Лун, который олицетворяет всю землю (птица - небо, рыба - воду).
Об этом записано и в великой "Ицзине" ("Книге Перемен"). В это времяь Лун еще связывает ян и инь (мужское и женские начала в китайской мифологии), а живет под землей, в колодцах и стережет там клады. А может жить рядом с "земными жилами" и охранять их. Если герой или даже обычный человек попадал в подземелье, Лун мог помочь ему выбраться оттуда.
Кровь Луна была цвета сюаньхуан (черно-желтой) и означала союз неба и земли
(сюань - черный цвет - цвет неба и хуан - желтый - цвет земли. Кстати, название
крупнейшей китайской реки Хуанхэ означает просто "желтая река".)
Шло время. Лун взрослел, и ближе к началу нашей эры стал просто царем драконов и
владыкой морей (или четырех главных рек Китая). Одновременно он был воплощением светлой,
небесной мужской силы ян и утратил связь с землей как воплощением темного женского начала
инь (учтите, что темное у китайцев не означало "плохого", как это часто было у европейцев.
Никакого отрицательного оттенка в этом слове нет).
Место жительства Луна тоже сменилось - теперь он летом живет в небесах, а осенью
возвращается в море. Зимой же попросту спит под землей.
В более позднее время роста своей мудрости, Лун-ван стал владыкой всех стихий, ему
подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин
дождя Юй-ши. Он - символ силы ян и небесного начала. Его часто видят парящим в облаках или
плывущим в волнах и объятым языками пламени.
Примерно с 4 в. до н. э. В Китае распространилось учение о пяти первоэлементах и их цветах. И это сразу сказалось на жизни Луна. (Или, может быть, сам Лун претерпел изменения и сообщил об этом людям? Кто знает...) А произошло вот что. Постепенно владения Луна расширились настолько, что один он уже не успевал всюду и разделился на пять братьев - лунов, старший из которых был Гуан-дэ или Цин-Лун. Жили братья в пяти звездных дворцах-гунах. Дворцы соотносятся с символами направлений сторон света:
Тай-и - срединный,
Цин-лун - восточный,
Чжу-цяо - южный,
Бай-ху - западный,
Сюань-у - северный.
А драконы теперь могут быть всех пяти основных цветов и стерегут за весь мир:
хуанлун - желтый дракон (связанный с землей и центром),
цинлун - зеленые,
чилун - красные,
байлун -белые и
сюаньлун - черные.
Луны теперь различались и по внешнему виду:
цзяо - чешуйчатые,
ин - крылатые,
цю - рогатые,
чи - безрогие.
Древний исследователь Ван Чун в своей книге „Лунь хэн" („Критические суждения"), 1 в. сообщает, что художники его времени изображали Луна с головой коня и
хвостом змеи. В некоторых древних преданиях есть упоминание о лунма („коне-драконе"),
живущем в воде, и о превращении Луна в коней и быков.
Про этих драконов мы поговорим на следующем уроке, а пока вернемся к Лун-вану.
Были у Лун-Вана и человеческие дети - сын и дочь. Сам Лун являлся людям в виде старца с
посохом, набалдашник которого украшен головой дракона. О них мало известно. До нас дошла одна легенда, которая гласит, что сын Лун-Вана попал однажды в беду и спас его обычный человеческий юноша. Сын Лун-Вана пригласил его в гости во дворец отца и объяснил, какой подарок он должен просить у Лун-Вана перед возвращением на землю. Это был чудесный предмет, заключающий сокровища, или тыква-горлянка, дающая еду, или даже
дочь Лун-Вана, которая выходит замуж за героя, но, родив ему детей, по прошествии
определенного количества лет возвращается обратно в подводное царство.
Китайский дракон Лун-Ван благорасположен к людям, которые по некоторым легендам все - его дети. Впрочем, не только люди. Лун-ван породил всех зверей и птиц на Земле,
поэтому он не мог быть злобным по отношению к ним. Лун часто поднимал людей в небо на
себе верхом. И даже в средние века его покровительством еще пользовались различные герои. В это время уже широко распространяются книги и до нас дошло описание Луна. В „Бэньцао ган му" („Основные сведения по фармакологии", 16 в.) Ли Ши-чжэня со ссылкой на Ван Фу (1-2 вв.) о Луне говорится так: „Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… Голос дракона звучит подобно удару гонга. По бокам пасти имеются усы. Под подбородком у дракона чешуи располагаются в противоположном большинству прочих направлений. Они выступают на двенадцать дюймов и способны насмерть поразить человека. Под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань.“ (Бошань; по-видимому, означает некий нарост в центре лба Луна, именуемый также чиму (букв. "плотницкий аршин") и являющийся магическим знаком Луна, благодаря которому он имеет возможность подыматься в небо).
Он даже позволял людям бранить его, ругать и даже наказывать, если мольбы к нему не помогали от засухи. Существовал обряд бичевания дракона": по вылепленному из глины или другого материала дракону наносили удары плетью или бамбуковой палкой, а бумажных или матерчатых драконов разрывали на куски. Известен даже случай, когда император Цзя-Цин в начале XIX века подверг драконьего владыку суду и приказал выслать его в Илийский округ - дальнюю захолустную провинцию Хэйлунцзян ("Река Черного Дракона", Амур). Путешествие дощечки с надписью "дракон" к месту ссылки началось в сезон большой жары и под палящим солнцем - пусть на себе испытает, что такое зной. Чем дальше удалялась от Пекина дощечка, тем становилось жарче и душнее. Наконец, после того как было преодолено значительное расстояние, дракон раскаялся и послал дождь. Просьбы перепуганных подданных смягчили императора, и Лун-ван был с дороги „возвращен" в Пекин.
Точно также было и во время наводнений. Российский этнограф Л.М.Яковлев во время большого
харбинского наводнения 1932 года наблюдал как изображения Лун-Вана вынесли из храма и
торжественно зарыли на полузатопленном островке, так что голова чуть-чуть возвышалась над
поверхностью воды; стоило уровню реки лишь немного повыситься, как дракон утонул бы.
Лун-вану явно намекали: не хочешь думать о нас, подумай о собственной судьбе! Этнограф
отмечает, что наводнение прекратилось.
Впрочем, в эти времена сам Лун-Ван, похоже, был уже мертв, а от его имени действовал кто-то из других драконов. Возможно даже, что все истории о Лун-Ване - это просто цепочка историй о действиях все новых и новых Царей драконов, каждый из которых,
как и их отражения - земные властители - вел свою политику, то удачную, то не очень.
Кстати, всех земных царей и императоров тоже породил Лун-Ван. Причем некоторые легенды
гласили, что для того, чтобы женщина родила правителя, ей достаточно было взглянуть на
Луна или увидеть его во сне. Дракон непременно появлялся в небе над домом, где рождался
герой. Если хоть капля его крови попадала на человека или женщину (кстати, в Китае
различались эти два понятия ;)), то человек становился героем, а женщина - рождала героя.
Определить же будущего властителя тоже было проще простого - у него должна была быть
драконовая мета (лун янь) на челе. И все древние государи Китая непременно ее имели.
Однако, еще позже, Лун-ван оказался подчинен Верховному Владыке Юй-ди. В знак уважения
Лун-Ван являлся в его дворец (считалось, что в это время идут сильные дожди). Это
время старости Луна. И смены его места жительства. Теперь Лун-живет в хрустальном подводном дворце лунгун. Вот как выглядел этот дворец, расположенный на дне Восточного моря:
„Это огромное сооружение с
длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми
окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия
не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями,
коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней;
стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, - всюду соединение блеска, красоты и
достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в
кладовых - неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин".
Лун-Ван имеет и свое морское воинство: черепах, каракатиц, креветок и других морских
обитателей. Его подготовку к сражению описывает одна из легенд:
„По всем направлениям
мчались курьеры - самые быстроходные рыбы, - развозя приказанья. Все светящиеся морские
рыбы и животные зажгли свои фонари, и при их свете шли приготовления к предстоящему
выступлению в поход: мечи- и пилы-рыбы оттачивали свое оружие, молоты-рыбы обновляли
обивку на обеих сторонах своих палиц, крабы подновляли бугорки своих клешней…"
Умер уже совсем древний Лун Ван в средние века битве с царем обезьян Сунь У-куном.
Об этом рассказано в романе У Чэн-зня „Путешествие на Запад":
„Дракон-старик не знает, как тут быть,
От страха у него язык отнялся…
В припадке бьются младшие драконы,
Иные мечутся, что в клетке звери,
Слышны повсюду крики, вопли, стоны,
Разбиты окна, высажены двери,
Поломаны запоры и заслоны…"* * (Перевод А. Эфрон)
Битва была долгой и кровавой. Наконец Сунь У-кун изловчился и ударом железного посоха
размождил Лун-вану череп. А на месте битвы по велению императора воздвигли монастырь с
такой вывеской над воротами: „Учрежденный по указу государя монастырь Охраняющий
государство и ниспровергающий драконов".
Итак, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Объясните мне, почему магглы никогда-никогда не видят драконов?
Что помогает дракону подниматься в небо? И что это "что-то" - источник магии или,
скажем, амулет?
Как вы думаете - это Лун Ван жил так долго, или каждый следующий дракон назывался
Лун Ван?
Самый сложный вопрос - какой из цветных пяти драконов за какую часть света отвечает
и почему? (коротко!)
Найдите мне какую-нибудь еще историю о Лун Ване.
Что общего между всеми драконами, которых вы уже изучали?
Когда-то давно я читала свои лекции в Хогвартсе Сириуса, но те времена давно прошли. Желающие пройти мой курс драконологии, представляющий собой курс мировой мифологии, могут обращаться на е-мэйл.