На прошлом уроке мы изучали длинную историю о племени Нагов. Я думаю, все вы обратили внимание, что мы разобрали, по сути, только одну историю, а лекция была одной из самых длинных. Еще вы, конечно же, заметили, что у индусов все изложено весьма обстоятельно. Если вы когда-нибудь доберетесь до текста «Махабхараты» (ссылка дает первую книгу из 18), то убедитесь, что та же дотошность и в изложении житейских вопросов. Например, о наследовании. Если у супругов нет детей, они должны решить этот вопрос (потому что без наследника вся ветвь этого рода попадет в местный аналог ада) через донорство одного из супругов. Далее перечисляется, в каких случаях рожденный ребенок будет наследником, а в каких – нет. Или другой пример – когда перечисляется, что есть долг и каких он бывает видов (я про общественный долг, а не финансовый). А бывает он перед богами, брахманами, своим родом и всем человечеством. И таких примеров – множество.
В силу этого, даже при сильном сокращении информации лекции становятся длинными. И сегодня нас ждет еще одна такая.
Теперь несколько слов о книгах.
Махабрахарата - книга, написанная на санскрите в стихотворной форме. Поэтому ее перевод осложняется не только требованием перевести, собственно, смысл, но и задачей сохранить дух книги. В силу этого прямой перевод Махабхараты с санскрита - вещь очень сложная. Много лет это делал Б.Л.Смирнов - земский врач, увлекшийся санскритом. Он и перевел первую книгу, хотя классическим и правильным переводом считается перевод, сделанный под руководством В.И.Кальянова. Последующие частично переведены сотрудниками Восточного факультета СПбГУ и Института востоковедения РАН.
Однако дело с санскритом в стране достаточно плохо обстоит - его изучают всего лишь в двух местах - в СПбГУ и МГУ, к тому же специалистов крайне мало. Надо сказать, что древние книги написаны на санскрите, отличающемся от более позднего, что, разумеется, не упрощает задачу. По большому счету, число людей, способных прочитать древние книги, во всем мире никак не больше десятка и все они заняты переводами, которые длятся годами и десятилетиями.
В СССР санскрит постепенно угасал, а про Россию и говорить нечего (это вам не нанотехнологии). Так что сегодня перевод индийской литературы - дело сложное и неблагодарное, в том смысле, что и денег оно не приносит, и славы тоже, а работы там много и работы очень тяжелой. Здесь можно почитать об изучении санскрита в России со списком учебников.
Неудивительно, что целый ряд книг не переведен на русский язык совсем при всем традиционном интересе России к Индии.
Откуда берут свои переводы кришнаиты и всякие проповедники мистических йог в стране? Из английских переводов, в основном. Двойные переводы всегда не слишком хорошо, тем более переводы с АНГЛИЙСКОГО. Английский - упрощенный язык, в нем нет, если помните, окончаний, склонений и т.е. Поэтому переводить язык, все это имеющий, на английский - уже потеря информации, но если после этого переводить с английского СНОВА на язык, имеющий сложную грамматическую структуру - дело уж совсем безнадежное, однако это, как понимаете, значительно проще, чем прямой перевод с санскрита. Кстати, здесь учебник санскрита.
Книгу 1. Махабхараты найти несложно: достаточно набрать в Яндексе поиск. Я лично увидела целый ряд ссылок, выбирайте:
Что касается Пуран, то с ними дело обстоит еще хуже. Маркандея-Пурана - одна из древнейших книг, ее написали никак не позже 3-4 в. н.э. Она входит в число одной из 18 основных Пуран, более того, - это одна из "базовых книг", т.к. книг, на которых построены некоторые религии, подобные тому, что на "Новом завете" (и "Библии" отчасти) построено христианство, а на "Коране" - мусульманство. В данном случае религия, - это шактизм - одно из четырех основных направлений индуизма, в котором поклоняются Шакти или Деви (это супруга Шивы). Шактизм связан с тантризмом, о котором можно прочитать в лекции по драконам Тибета, хотя не совпадают полностью. Это самое, пожалуй, мистическое направление в индуизме.
Так вот, повторюсь, с Пуранами и их нахождением в Сети совсем плохо дела обстоят. Я уж не говорю о русском языке, на который переведены далеко не все книги, сообщающие нам о культурном наследии Древней Индии. Плохие переводы на русский можно найти у индуистов и кришнаитов, однако следует иметь известную стойкость духа, чтобы не оказаться при этом в сектах, поэтому этот путь я не могу советовать. К тому же при большом риске можно получить отвратительный перевод, не имеющий уже ничего общего с книгой.
Итак, что я нашла в сети:
Под занавес дам ссылку на сакральные (священные) тексты на языке оригиналов. в частности тут - священные книги индуизма на английском и санскрите (можно приобрести CD с копией старых книг).
После этого библиографического отступления продолжим.
В домашнем задании прошлой лекции вы все отвечали на вопрос о других драконах (змеях) Индии и очень многие называли Вритру (кстати, этот дракон аналогичен Ажи-Дахаке из Иранского эпоса, догадываетесь почему?) Давайте сегодня разберем, кто это такой и что с ним связано. Я опущу многие подробности, изложенные в одной из древних Пуран – книг о богах и героях – Маркандее-Пуране (название дано по имени рассказчика, который, говорят, написал еще третью книгу "Махабрахараты", но точно это никто не знает).
Драконы Индии. Вритра и Индра.
Итак, между богами развернулась подковерная сначала битва за власть. Главным претендентом на престол был Индра, он его и получил. Но не все были с этим согласны. Помните, что у индусов порядок наследования был четко определен? Так вот Индра определенно в число первых претендентов не попадал. В результате старшие боги и асуры были не в ладах с Индрой, и случилось так, что один из них – Тваштар, который был великим мастером и сделал каждому богу его «атрибуты», т.е. предметы, наделенные божественной силой, устроил пир, на который Индру не пригласили.
Индра пришел сам, выпил всю сому, да еще и поразил Тваштара молнией из ваджры – инструмента, который ему Тваштар-то и сделал. Тваштар обиделся и из сомы и небесного огня сделал трехголового дракона Вритру или Вишварупу, имя которого значило «преграждающий» или «всепоглотитель». Вритра родился и сразу стал огромен. Настолько, что закрыл собой солнце, и на Земле наступила ночь. Дракон улегся на горе и выпил всю воду. И продолжил свой рост, пожирая все подряд.
Боги испугались и просили Индру помочь. Индра согласился и возглавил войско. Однако Вритра дохнул на эту армию пламенем, и все боги в страхе бежали (знакомый сюжет, не правда ли?) Индра убежать не успел – Вритра просто взял его, да и проглотил.
Тут в дело вмешался один из трех величайших богов (который в сущности один бог в трех ипостасях) – Шива. Шива наслал на Вритру Зевоту. Дракон, естественно, зевнул, а Индра сбежал из его живота.
Дальше история снова слегка похожа на греческую (и это неспроста). Индра нашел себе новых союзников – Марутов, сыновей Рудры. Было их 21, и обладали они самыми быстрыми летающими колесницами. /a>
Надо сказать, что вообще-то число Марутов в разных преданиях различается. Часто можно встретить, что их было всего 11, а иногда что их было семьсот с лишним. Историки склонны считать, что маруты - это вожди арийских племен, пришедшие в Индию. Именно эти племена обладали колесницами, именно они принесли с собой новые истории и новую мифологию, наконец, кто мог быть помощниками бога, как не арийские вожди? Точное же их число, я полагаю, уже никто не скажет. Для ознакомления можно заглянуть в лекции по Истории древних цивилизаций, посвященные Индии и ариям, а также глянуть на предыдущую и следующую лекцию по драконам Индии.
Дальше была ужасная битва. Вритра кидался снарядами, но они кончились. Тут-то Индра и послал молнию, а Вритра погиб.
У слова ваджра несколько значений – дубинка, молния, зубчатый диск.… Поэтому и версии, что было дальше, расходятся. Кто говорит, что из головы Вритры вылетели куропатка, ястребы и перепела, после чего Индра расчленил своего противника на несколько частей, из одной сделал Луну, другая стала чревом всех живых существ. (Кстати, здесь есть пересечения с еще одной мифологией). Кто говорит, что просто полилась вниз освобожденная вода, и засияло солнце.
В мифологиях Междуречья и Греции на этом история заканчивается.
У индусов же она имеет продолжение.
В Индии есть три вида тягчайших преступлений – это убийство коровы, брахмана или женщины. От наказания за такое никто не может уйти – ни человек, ни бог. Но Вишну может снять грех. Точнее, он может с ним что-то сделать. Например, перераспределить.
Индра убил Вритру, а тот был брахманом. В опасении перед неизбежной карой, Индра бежал на край света к богине удачи и тысячу лет возносил молитвы и жертвы Вишну. Тем временем небесным престолом (который уже оказался в руках Индры) править было некому, на Земле воцарился хаос.
Пока не было Индры, его заместителем упросили стать человеческого царя-праведника Нахушу из Лунного рода. Царь был во всех отношениях хорош, но только на Земле. Говорят, что власть – развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Нахуша «испортился» и предался низменным утехам и забавам. В какой-то момент он решил, что супруга Индры – Шачи – должна теперь быть его супругой. Шачи убежала к наставнику богов Брихаспати, и тот укрыл ее у себя, а с Нахушу придумали такую хитрость.
Шачи попросила Нахушу время на то, чтобы привыкнуть к новому замужеству, и он на это согласился. Тем временем боги спросили Вишну, что нужно сделать для того, чтобы снять грех и тот пожелал коня в жертву. Боги нашли Индру и принесли такую жертву, но великий Индра все еще боялся и сбежал от ответственности.
Шачи с помощью богини Ночи и Предсказаний нашла его на севере, на далеком озере, на острове, где Индра прятался между волокон белого лотоса. Она просила ей помочь, но Индра снова отказал, поскольку был слабее Нахушу. Последний, кстати, получил способность взглядом полностью отнимать силу у любого существа, после чего то становилось бессильным. Впрочем, хитрости Индре было не занимать, и он сказал супруге что нужно делать – она должна была пойти к Нахуше, согласиться на замужество и потребовать, чтобы за ней приехал он сам в колеснице, запряженной великими брахманами, которые попали на небо за великое свое благочестие. Шачи так и сделала.
Тем временем боги стали искать Индру и с помощью бога Огня Агни нашли. Дальше они стали ему рассказывать и напоминать, как он велик, после чего Индра согласился снова занять свой трон с условием, что боги поделятся с ним силой. Те согласились.
И тут появился один из «коней» упряжки Нахушу – мудрец по имени Агастья и сказал, что уже все кончено, можно расслабиться. Дело в том что, пока колесница с брахманами везла Нахушу, между ними возник спор о том, как правильно читать Ведические гимны. Брахманы уличили Нахушу в невежестве, и тот в ярости пнул одного из них – Агастью - ногой по голове. А под волосами Агастьи сидел Бхригу – один из сыновей Брахмы и тоже брахман, разумеется. Оскорбление брахмана позволило Бхриге наложить проклятие, согласно которому Нахуша не только потерял трон и все способности, но и упал на землю, где в облике огромной змеи должен тысячу лет искать себе пропитание на брюхе, пока один из его наследников не сможет его освободить.
Думаете, это конец истории? Нет, у нее есть послесловие.
Индра носил на себе грех, и его надо было очистить. Брахма разделил его на четыре части между огнем, водой, деревьями и небесными девами – апсарами. Однако просто так они не захотели принимать чужую вину и потребовали, чтобы это было не навсегда.
Брахма счел требование справедливым и решил так. Тот, кто забывает принести жертву Агни – богу Огня, – берет на себя грех огня. Тот, кто рубит деревья в полнолуние или день новой луны, – берет на себя грех деревьев. Те мужчины, что посягают на женщин во время менструации, берут на себя грех апсар. Те же, кто сливает в воду нечистоты, берут на себя грех от воды.
Вот теперь действительно конец истории.
Как всегда в Индии, есть слегка другой вариант освобождения силы Индры. Там процесс возвращения сил Индре проходил через рождение детей. Так Дхарма и его жена Кунти родили Юдхиштхиру и тем самым освободили величие Индры, Ваю родил Бхиму, и к Индре вернулась сила, Ашвины родили Накулу и Сахадэву и освободили красоту Индры. Наконец, от оставшегося у Индры мужества родился великий герой Арджуна, неотделимый в Махабхарате от своего колесничего – Кришны, передавшего Арджуне еще одну великую книгу индуизма – Бхагават-гиту.
Кстати, с Кришной связан еще один змей. На этот раз стоглавый. Это змей Калия, который бежал от Гаруды (помните историю?). Вместе со своим родом Калия убежал от него в большое озеро под руслом реки Калинди. Иногда змеи всплывали, и тогда река отравлялась их ядом. Однажды Кришна вошел в реку и потревожил змеев. Калия попытался удушить Кришну своими кольцами, но тот стал раздуваться, а кольца змея – разжиматься, пока совсем не соскользнули. Тогда Калия бросился на Кришну, а тот стал бегать вокруг змея. Бегали они долго, но Кришна был моложе и победил. Змей упал в воду и уронил туда все сто голов. Тут Кришна вскочил на них и станцевал победный танец. После этого оно изгнал змеев в далекий океан.
Тут бы нам и закончить лекцию, но напоследок я хочу рассказать еще одну историю. О буддизме. Она, разумеется, связана со змеями, но довольно косвенно.
Нынешний Будда – Сиддхартха Гаутама – при рождении был омыт змеями, им он оставил сокровенных 500 сутр, змеи охраняли его при жизни и сохраняют останки после смерти.
Прошло лет пятьсот, и до понимания сутр дорос молодой человек по имени Арджуна. Не Кришна, а другой Арджуна. В Индии есть дерево арджуна, и имя мальчикам иногда дают по причине какой-то связи с деревом. В данном случае Арджуна родился под ним. В детстве он должен был умереть, но чудом выжил и стал величайшим учителем учения Будды. Он дорос до того, что царь змей пригласил его в свой дворец и вручил новые сутры. Арджуна взял себе имя нагов, и стал Нагарджуной и Великим Учителем.
Нагарджуна породил новое направление в буддизме – мадхьямику.
Короткое отступление для справки. Два основных направления буддизма – мадхьямика и хинаяна. Хинаяна появилась раньше и предполагает, что путь к Просветлению лежит через длительное отшельничество, одиночество и доступен только тем, кто вначале родился человеком. Никто не может помочь на пути к Просветлению и достигнуть его могут очень немногие. Кстати, когда вы отказываетесь от помощи, скажем, в обучении и говорите, что все изучите сами – вы вступаете на путь хинаяны.
Мадхьямика предполагает, что Просветления может достигнуть каждый с помощью некого «срединного пути». С точки зрения практики мадхьямика проще. В философском смысле – намного сложнее, поскольку в основе учения лежит мысль о том, что истина непредставима в виде бытия или небытия. Она – некая «нулевая характеристика» или «шуньята». И это – некое абсолютное состояние, где нет действительности, есть чистая форма и материя. Нет абсолютной реальности, ибо мы ее можем узнать только через наши чувства. Но пустота – абсолютна.
Это малопонятные категории, но чуть яснее можно сказать так, что есть только мир внутри человека. Мир снаружи иллюзорен, но он есть. Нельзя говорить, что есть только один мир или другой – это означает, что вы впадаете в крайность, а Истина – посередине. Эти идеи в чем-то предвосхищают Канта, утверждавшего, что весь мир существует только в нашем представлении.
Если вы начинаете рассуждать о том, что деление всего в мире на черное и белое – неверно, - вы отдаленно повторяете рассуждения мадхьямики и Нагарджуны.
Прямым следствием этой философии решительно для всего мира стало одно из величайших достижений человечества в математике – изобретение нуля! Нуль ведь очень сложно придумать – поскольку сложно вообразить «ничто». И арифметика очень долго не имела этого понятия. Родилось оно в Индии именно из учения мадхьямики.
Если же вы слышали когда-нибудь о японском учении дзен, подразумевающем полный переход человека в некое состояние наивысшей концентрации и приближения к нирване (своего рода раю для души), то это – тоже прямое следствие философии мадхьямики плюс китайский даосизм. А вот своего рода отражением в кривом зеркале стало движение хиппи, отрицающее бытие или реальность нашего мира, и отказ от достижений и благ цивилизации.
Вот, собственно и все.
Держите домашнее задание.
Откуда взялось сходство между мифологией Греции и Индии? Ответ, кстати, уже был дан в соответствующих лекциях. (2 балла)
А в чем отличие? (2 балла)
Вас ничего не удивляет в мифологии Индии? А меня удивляет. Убийство у них сопровождается чудовищной расплатой, причем не только убийцы, но его потомков и предков. А наказание никогда не идет до конца. Что бы сделал победитель Калии в Европе? Взял бы себе шкуру и голову в гостиную хвастаться на все времена, а легенды бы воспели героя. Что делает Кришна? Всего лишь изгоняет. Так в чем же отличие мировоззрения Индии от мировоззрения других стран? Сравнить с Западом и Китаем. Это несколько расширенный вопрос предыдущей домашней работы. (2+2 балла)
Найдите историю, связанную с Нагарджуной. (2 балла)
Дополнительные 2 балла можно получить, если поискать змеев в сказках Индии или за пересечение истории между Индрой с Вритрой и Тиамат с Мардуком. Причины такого совпадения здесь и в случае с Грецией различны. Попробуйте найти ответ или порассуждать на тему этого сходства.
Удачи!