Добрый день всем!

Эта лекция посвящена Кирейну Кройну – человеку, который увлекся
совершенно чужой ему культурой и научился высоко ее ценить.

Предлагаю переместиться вам всем снова на Восток на землю, где нет ничего, кроме степи и пустыни, но зато пустыня эта – одна из самых древних и суровых на планете, а степь такова, что ее кочевников именно наша страна запомнила надолго. Как, впрочем, и остальной мир, которому очень хорошо известно имя Чингисхана…
Итак, тема нашего урока
МОНГОЛЬСКИЕ ДРАКОНЫ.

История Монголии уходит во тьму веков, особенно, если учесть, что тут сначала поселились предки человека – хомо эректусы, а уже потом хомо сапиенсы. Однако письменности у них не было, и о древних монголах мы знаем в основном из записей китайцев, которые неизменно жалуются на диких кочевников. Ими были и скифы, и хунну, и тюрки, и другие народы. Здесь началось Великое переселение народов, определившее облик Европы средних веков. Отсюда двинулись племена хуннов под руководством Атиллы, отсюда двинулись и войска Темучина, названного Чингисханом – Величайшим из правителей. Но история Монголии остается у нас в стороне. Главное, что монголы были теснейшим образом связаны с соседями – Китаем, соответственно и драконы у них были сильно похожи. Если помните, дракон в Китае либо Лун, либо Манг, но Лун известнее и сильнее. Лун Ван – царь всех драконов.
Монгольский дракон зовется Лу, и это имя, как и сам дракон, произошло от Луна, который породил древне-уйгурского luu, а уж тот оставил своих потомков или как-то остался сам в Монголии. Лу владеет водной стихией и обладает способностью извергать молнии и гром. Собственно, говорят, что гром – это скрежет его зубов, а молния появляется тогда, когда дракон гневается и падает с неба, после чего начинает быстро свивать-распрямлять свой хвост и бить им по земле, извергая из пасти пламя. Об этом рассказал миру еще в 14-м веке персидский путешественник писатель и ученый Рашид ад-Дин в своем „Сборнике летописей“: „У монголов считается, что молния исходит от некоторого животного, подобного дракону, по имени Луу, и в тех областях жители будто бы видели своими глазами, как оно падает с неба на землю, бьет по земле хвостом и извивается, а из пасти его извергается пламя“.
О том, как он выглядит, рассказывает стихотворение:
Он похож на крокодила, когда в беге
играет на небосводе,
Как будто поднимается из моря его
разгневанное темноцветное тело;
Зарычит он, словно дракон, когда разгневается на мир.
Изрыгает огонь и дым из пасти и зубов своих.

Дракон Монголии считается тенгли (Лу-тенгри), т.е. относится к небесным богам. Он – одно из высших божеств, но иногда бывает хтоническим. Впрочем, гораздо чаще к хтоническим относится Лус (Лусут, Лусат, Лусын, Лусан, Лосон). Раньше думали, что лус – это просто много Лу, однако позже оказалось, что Лус все же как бы сам по себе, хотя четкой границы между ними нет. Предание гласит, что первый Лу-ван Луин Джалбо ("государь – владыка змей") вылупился из змеиного яйца драконом Лу, но не захотел им оставаться. Тогда небесные боги сделали его управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов (число 77 относилось к земным духам, слоям, областям, в общем, ко всему земному, в отличие от числа 99, относящегося к Лу и бывшем исключительно небесным). Лусуты – дети того самого первого Луса. В отличие от китайских Лунов, которые управляют только водой и иногда, по желанию, жилами земли, у монгольских Лусов множество других обязанностей. Лусы следят за горами, урочищами и вообще всеми землями.
Впрочем, другая версия ставит все с ног на голову. Она говорит о том, что Лу – это просто животные, вроде лошади, на которых громовержец ездит летом, а зимой отдает их на хранение Лусам.
Последнее понятно, ведь в Монголии зимой дождей и гроз нет, поэтому дракон либо спит под землей, либо на дне водоема, а уж летом-то обязательно будет кататься по небу и бить хвостом.
Кстати, в отличие от Китая, в Монголии знают как Лусов мужского пола, так и женского, причем женщина-лусут часто отождествляется со славянской русалкой (лусут эхенер в бурятской мифологии очень на нее похожа, а буряты тесно связаны с монголами). Они живут подобно людям, женятся, рожают, стареют, болеют и даже умирают. Интересно, что Лусы людям вообще не показываются, однако и тут, как и во всем мире, Лус – сказочно богатый персонаж. Лусы бывают "светлыми" и "темными". Светлые Лусы приняли буддизм, а черные и свирепые Лусы – это Докшиты, Духи, не имеющие веры, или попросту говоря силы природы. К людям Лусы относятся вполне благожелательно. Как и везде, они покровительствуют плодородию и в сказаниях являются родственниками матерей или невест героев, то есть выступают рядом с женскими персонажами.

Бывает, что Лусы становятся враждебными всему живому, источают яд и связывают свою силу с Хаосом. Обитают они тогда либо в недрах земли, либо в недрах мирового океана, откуда грозят гибелью и разрешениями. Иногда они забавы ради принимают облик птицы Гаруды, тащат из океана змея Лосуна и оборачивают его вокруг мировой горы Сумеру. Голову кладут на вершину и придавливают ее камнем, а хвост опускают в воду.
Тут надо вспомнить драконов Индии и три урока посвященные им. Но на это будет вам домашнее задание.Тибет оказал самое непосредственное влияние на Монголию и ее драконов. Начать с того, что главный Лу вовсе не голубой и не зеленый, как это было бы в Китае, особенно в начале времен, а золотой. Два его брата, голубой и белый Лу занимают следующие места в драконьей иерархии. Голубые Лу сражаются с Черными Лу или Лусами.
Можно проследить связь Лу и Нага, а "государя Лу" или "Лу-хана" с индийским Нагараджей "Царь змей", который, если кто забыл, живет то ли на острове в озере, то ли попросту в мировом океане, обладает несравненной с человеческой мудростью, приближен к Брахме и т.п.

Дракон, пролетая,
приблизился к земле, упал и умер.
Кости его глубоко вошли
в землю и стали каменными.
Там, в горах Унэгэту,
лежат теперь эти остатки.
Голова с туловищем упали
на полтора уртона дальше на запад
в горах Цзосту-Ундур-Хара.
Вот каких размеров дракон!

Старая монгольская сказка(из книги Ивана Ефремова "Дорога ветров")

Великий без сомнения советский фантаст Иван Ефремов участвовал в экспедициях, проходивших на земле Монголии, и описал в своей книге "Дорога ветров" множество примеров того, что дракон там является чем-то очень родным и близким и совсем не удивительным зверем, а хорошо известным даже детям.
Начать с того, что каждому известны кости дракона – лууны яс. Я позволю себе процитировать книгу Ефремова, ибо рассказ местного жителя очень знаменателен.
„…Так мне рассказывал Балсандорж двадцать пять лет тому назад, — продолжал Лодой Дамба. — Юрты наши стояли у Дзабхана („Разливающийся“), и до Унэгэту было совсем недалеко. Я, так же как теперь вы, Хорло, отрицал драконов. Тогда пришел отец и подтвердил, что тридцать лет назад он шел здесь с караваном, видел „кости дракона“. Мы с Балсандоржем оседлали коней и поехали. Скоро пошли колодезные тропы, вдали показались невысокие красные холмы. Холмов было много, они были круглые и низкие и стояли попарно. Мы долго ездили по ним, я покорно следовал за Балсандоржем, а тот вертел головой, как гриф, и вытирал потный лоб шапкой. Наконец он издал радостный возглас и спрыгнул с коня. Мы подошли к ровной площадке, окруженной пятью очень низкими холмиками. Повсюду лежали гигантские кости такого размера, что не могли принадлежать никакому из живущих с нами животному. Ошибиться было невозможно, кости были такими же белыми, какими становятся у нас в степях всякие кости. Я различал бабки величиной в двадцать бараньих, страшные когти, кривые заостренные, больше и толще длинного ножа. И дальше, за холмиками, лежали еще десятки костей. Я стоял молча. В голове моей, еще совсем недавно освободившейся от ламской науки, помутилось. Никто никогда не видел драконов. Я твердо знал что драконы такое же порождение религиозной выдумки, как и все тысячи духов и демонов буддийского неба и ада, но передо мною лежали чудовищные кости! Некоторые казались совсем свежими, как будто мертвый дракон рухнул сюда, в эти красные бугры, всего лишь луну назад. Я осторожно поднял громадный коготь — крепкий, тяжелый и плотный — и молча прыгнул в седло. Балсандорж сжалился над моей растерянностью и рассказал, что в Гоби есть много мест, где люди встречали кости драконов. Почему-то всегда кости лежат среди бесплодных обрывов красных глин и песка. Говорят, что дракон при падении уничтожает вокруг все живое… “

Кстати, и свои драконоборцы были в Монголии. Практически каждый из вас, кто читал книгу о Дозорах, написанную С.Лукьяненко, или смотревший фильм, знает имя одного из самых великих драконоборцев.
Кто может мне сразу назвать имя? Какая выразительная тишина в классе.
А ведь это Великий Гесер, глава Ночного Дозора Москвы, маг вне категорий и прочая, и прочая, и прочая.
Жил такой огромный гигантский дракон-змей Абарга-могой (Аврага-могой) и было у него ни много, ни мало, 27 голов и 33 хвоста (видимо, 6 голов кто-то успел срубить до Гесера). Дракон был хулиганистый и всячески вредил людям, о чем говорят решительно все монгольские племена. На бой с Абарга-могой выезжали лучшие люди всех племен, воины и маги пытались одолеть чудовище, только никому не удавалось ни справиться, ни даже вернуться назад (но все же 6 голов отчикали).
Кстати, помните вопрос, как может НЕ маг справиться с драконом Земноморья из мира Урсулы Ле Гуин? Почти никто не отвечает, что, если взяться всем миром, то с драконом можно справиться без всякой магии и заколдованного оружия. Так вот, великий бурятский воин по имени Гэсэр (Гесер) созвал богатырей-баторов и тронулись они все в путь. Ехали несколько недель и наконец-то добрались до горы Мунгатэ, вокруг которой, трижды ее обвив, лежал Абарга-могой.
Главная победа принадлежит Гесеру, который проявил себя исключительно умным магом, достойный Верховного Мага Геда из Земноморья (помните, тот узнал Истинное имя Йевауда?). Так вот Гесер узнал, какая голова у Абарга-могоя главная, и, пустив коня вскачь, на полном скаку пронзил ее Копьем, Карающим Зло. Дракон ударил Гесера сразу всеми 33-мя хвостами сразу и чуть было не сбил с коня, но настоящий кочевник с коня падает только мертвым и Гесер удержался, а вот Абарга-могой помучался и помер.
После этого Гесер провел довольно интересный ритуал. Он развел огромный костер из столетних кедров, растущих в тайге, причем все их выдирал из земли с корнями. Потом сжег змея, взял осиновую лопату и развеял его прах на север и юг. Только тогда дракон умер окончательно, а баторы увидели, что хранил он… ну, что еще может хранить дракон? Старинный клад серебра. Гесер взял себе три тысячи пудов, военачальники - по шестьсот, а простые воины - по триста пудов серебра и поехали домой.
Вернувшись в свою Бурятию, они три дня праздновали победу, причем, если верить местному эпосу "Гэсэр", съели мяса с гору, а водки выпили с озеро.

Я не буду описывать множество мест и раскопок, где находят монгольских драконов в виде картин, барельефов, статуэток и просто упоминаний, поверьте, что они есть практически везде. Упомяну только, что летние дворцы основателя первого хуннского государства Мете-шаньюй (по-китайски Мода) в 3-м веке до н.э. находились в городе Лэвкене (Драконе), который китайцы звали Лунчен. Лэвкен был летней столицей, что согласуется с легендой о том, что дракон вместе с громом и молнией является только летом. Город почитался всеми хуннскими и монгольскими племенами, от которых на различные церемонии приезжали только правители. В Лунчене приносили жертвы предкам, земле, небу и духам. Собиралось большое собрание "сюй", где обсуждались государственные дела и скачки коней и верблюдов. Современные татары отмечают праздник Сабантуй, который является всего лишь фрагментом древнего ритуала, проходившего в Лэвкене-Лунчене, однако полный церемониал давно утрачен. Собственно говоря, потеряна основная часть ритуала – связь с Духом Неба, Тэнгри. После победы китайского императора над хуннами город и его святыни были осквернены, а на алтарях поставили памятники с описанием могущества Китая и его династии Хань.
Кстати, принесение жертвы (быков) мифическим змеям наблюдается решительно везде, причем рисунки есть с древнейших времен (собственно с тех пор, как рисунки появились). В Монголии этот сюжет чуть видоизменен и показывает не просто приносимые жертвы, а собственно нападение дракона на козлов и быков. Такая находка была откопана в частности в комплексе комплекса Цагаан-Салаа-Бага-Ойгур на Алтае.

Опишу историю, о которой многие из вас часто рассказывают мне на вопросе о когтях китайского дракона.Изначально китайский дракон имел три когтя на каждой лапе, всего их было 12 и неспроста. Число 12 – это число Ян и число Неба (а, значит, и всей Поднебесной). Однако монголам как-то удалось завоевать Китай, основав собственную династию Юань, и они сделали своего дракона "сильнее" китайского, добавив ему еще один коготь. Было это перед тем, как в Китае воцарилась та самая династия Мин, которая делала исключительно тонкие предметы из фарфора (14 век). Династия Мин сделала китайского дракона "еще сильнее", добавив ему еще один коготь на палец. К тому же это возвращало символику дракону, ибо 5 – число нечетное и поэтому оно значительно ближе к "ян", чем 4.
А, может, дракон бродил туда-сюда, поскольку его лишили дома, в результате оброс когтями? Ведь чем дальше на запад, тем больше когтей, как говорят японцы…

Да…
Домашнее задание, я боюсь, вам всем не понравится.
Но все же.
  1. Сходства и различия монгольского Лу и китайского Луна.
  2. А теперь то же самое между Лу и Нагами. Вопрос этот имеет смысл, поскольку монголы куда ближе к буддизму, чем, скажем, китайцы. И связь должна быть.
  3. Странный ритуал проводит Гесер, не правда ли? Попробуйте понять, почему он делает каждое из действий. И зачем ему столько серебра?
  4. Опишите мне Сабантуй и попробуйте проследить древнейшие элементы праздника (т.е. описать какие обычаи проведения праздника идут с древнейших времен).
За каждый вопрос до 3-х баллов.
В качестве литературы загляните на сайт Гнезда Драконов и возьмите в библиотеке книгу И.Ефремова "Дорога ветров" ...)
Моя благодарность FUNcky за найденные ошибки в лекции.
Домашку можно отправить совой...

Можете скинуть свою домашку в службу магдоставки Хогварса Сириуса и она сразу попадет в Ваше Личное Дело.


В кабинет.
© El-Star
04.01.2009 р.Х.

Последние изменения El-Star
05.01.2009


Hosted by uCoz