- Сегодня мы покидаем веселый и шумный Непал и отправляемся в соседнее государство, которое с одной стороны на Непал похоже, с другой же совсем-совсем иное. Мы с вами отправляемся в
БУТАН
Элена активировала портал и пригласила жестом студентов за собой. Стало понятно, что за прошедшие сутки кислорода в воздухе не прибавилось и теплее не стало.
- И это еще цветочки. Когда мы дойдем до горной болезни и галлюцинаций, отправимся в Тибет, так даже забавнее будет. Элена усмехнулась, глядя на лица студентов.
- Мы с вами на вершине высочайшей горы Бутана - Джомолхари (7 000 метров). Видите там, на выступе монастырь? Это знаменитое "Тигриное гнездо" Taksang Lhakhang, основанное в 8 веке великим духовным учителем Падмасамбхавой, более известным, как Гуру Римпоче (он прилетел сюда на крылатой тигрице). Кстати "Римпоче" – это принятое обращение к Ламам и Учителям, аналогичное обращению "Отец" или "Батюшка" к священнику в христианстве, так что не удивляйтесь, что оно тут часто встречается. Именно отсюда, говорят, проще всего увидеть местного дракона. Конечно, можно было начать дорогу из долины вблизи городка Паро, но я лично думаю, что так, как прибыли мы, гораздо интереснее.
- Смотрите внимательно, дракон присутствует тут постоянно и, если вы его не увидели, то вы просто плохо смотрели. Ведь монахи видят его всегда.
Элена оглядела группу несчастных студентов, большая часть которых явно просто думала о чем-то другом, а не о драконах. Лишь два-три человека отчаянно боролись с холодом и желанием заснуть.
- Это действие кислородного голодания. Скоро у вас начнутся галлюцинации, и после этого вы сможете написать мне любой отчет о местном драконе.
Элена ухмыльнулась и провела пальцем по снегу квадрат, засиявший знакомым светом открывающегося портала.
- Чтобы служба медом не казалась, портал будет имитировать спуск вниз. Берегите уши.
С этими словами Элена и студенты стремительно полетели куда-то вниз, к маленькому городу, стоявшему на слиянии каких-то двух рек. В городе было относительно тепло и влажно.
- Мы с вами в Пунакхе. Высота всего 1400 метров, поэтому дышать тут значительно легче, чем на 7 тысячах. Население города всего 20 тысяч человек. Главный объект города - дзонг - крепость-монастырь. Этот монастырь - зимний дворец Дже Кемпо - главы буддизма Бутана. Именно теплая климатическая зона и есть главная причина его пребывания тут зимой вместе с его 300 монахами. А раньше это место было столицей государства, чей возраст насчитывает уже 4 тысячелетия.
Элена услышала сзади несколько удивленный возглас и обернулась.
- Да, в те времена, когда семитские племена образовали Иудею, а филистимляне с Крита - Финикию, в Месопотамии царило Ассирийское царство здесь тоже образовалось свое государство и не одно.
Внутри дзонга лежат 108 томов буддийского канона, писанного золотыми буквами. Он называется Канджура и, к сожалению, это все, что досталось нам от огромной библиотеки Бутана. В 1827 г. она сгорела почти дотла, в результате мы можем только догадываться о том, что является подлинной историей страны, а что всего лишь красивыми легендами. Бутан – очень интересная страна со многих точек зрения. Например, это одна из самых древних стран буддизма, он развился тут еще во 2 в. н.э.
- Но нам пора познакомиться с местным драконом. Посмотрите внимательно на брызги воды и горный склон за ними. Видите, словно дракон задумался и замер перед полетом вверх...
Элена сложила ладони вместе и поклонилась дракону в традиционном буддистском приветствии. Дракон скосил глаз, но не пошевелился.
- Не будем мешать его размышлениям. Давайте пока я его представлю. Его зовут Друк. Выглядит он, если присмотритесь, как совершенно обычный дракон, обладает чешуей, крыльями, может извергать огонь. Но не извергает обычно, ибо склонен к медитациям и размышлениям. Это один из самых миролюбивых драконов Земли, во всяком случае среди тех, кто обладает достаточно большими размерами. Он даже питается одним горным снегом. Привлечь его внимание можно молитвами, особенно молитвами местного населения, ведь все они "друкпас" ("люди дракона"). Точнее, основная этническая группа относит себя к людям дракона и составляет 60% численности страны.
Следы Друка мы встретим решительно везде в Бутане.
Например, сам бутанский буддизм называется Друкпа Кагью. Кагью - это одно из течений буддизма, берущее свое начало из мадьяхмики Нагараджуны (вспоминайте драконов Индии). Я не буду углубляться в его отличия от всех прочих, скажу только, что Друкпа Кагью - одно из главных направлений этого течения. Школа Друкпа Кагью и монастырь Друк были основана ламой Цангпа Гьяре Еше Дорджи вместе в городе Ралунг. Цангпа Гьяре, духовный лидер школы Друкпа Кагью звался Друкчен-ринпоче, его Учителем был Лингчен Репа Пема Дордже, живший в 1128-1188 годах. Последний же на пути возвышения достиг уровня махасиддхи (если помните лекцию, то эти люди могли управлять чем угодно, например судьбами мира).
Остается пояснить, с чего вдруг у них всех появилось имя Друка. Предание гласит, что когда Цангпа Гьярэ собрался найти «свое» место, где он достигнет просветления, в небе появились девять драконов и указали где его найти. Именно там и построили первый из монастырей нового учения и назвали его Нам Друк, а было это в 1205 году. Все лидеры школы звались с тех пор Друкчен-ринпоче, и четвертым из них был тибетский ученый Пема Карпо, который имел два перерождения и оба очень известных в Бутане. В первом он был великим королем Шабдрунг Нгаванг Намгьялом, который в 1630 г., в возрасте всего 23 года(!) впервые объединил Бутан. После смерти Шабдрунг был похоронен в том самом дзонге, где сейчас лежат остатки от библиотеки (кстати, во избежание беспорядков в стране, его министры скрывали факт его смерти ни много, ни мало, а целых 54 года и, как говорят, никто не удивлялся отсутствию монарха, ибо длительные обеты молчания были там в порядке вещей). Во втором перерождении, Пема Карпо был Пасангом Вангпо, который распространял традицию Друкпа Кагью в Тибете и стал главой направления. От его учеников произошел нынешний Друкчен ринпоче Адэу-ринпоче, который в июне 2007 года ушел из жизни, превратившись, видимо, в состояние, аналогичное Бодхисатве или ему предшествующее (буддисты говорят, что он достиг "реализации").
Ученики Друкпа Кагью умели совершенно невероятные вещи. Например, Кончок Гьялпо, которого отправили в Китай знакомить тамошних жителей с учением (надо сказать, безуспешно, поскольку он туда не дошел), встретил на пути грабителей. Они его обобрали и сбросили с высокого утеса в пропасть, но он снова возник на вершине перед ними. Тогда они попробовали убить его ножами, но они проходили сквозь тело, не причиняя вреда. Разбойники поверили Учителю и пригласили его к себе. Поначалу Кончок отказывался, но они пообещали покончить с собой, так что он, в конце концов, согласился, пошел с ними и где-то там у них основал очередной дзонг. Но он не выполнил свое предназначение, так что вышло не очень хорошо. Кстати, если вы думаете, что это все - абстрактные сказки, то ошибаетесь. Несмотря на то, что Бутан граничит с Китаем, общается он в основном с Индией, а с соседями связей практически нет, и считается, что это из-за того, что еще никто не выполнил своего предназначения по продвижению учения в Китай.
Если вернуться к Бутану, то можно еще сказать, что по воле Шабдрунга здесь до сих пор действует двойная система власти, страной управляют духовный лидер Дже Хенпо (это имя, которое он носит, принимая пост), и административный лидер, который тоже связан с драконом (он принимает имя Дези Друк).
Кстати, еще совсем недавно Бутан был недоступен для внешнего мира в лице туристов. Страна вообще, хотя и была многим известна, жила в полной изоляции, и даже ближайшие соседи не знали, где их, собственно, искать-то. Тибетские хроники 18 века ссылаются на множество названий, таких как: "Спрятавшаяся Святая Страна", "Южная Долина Целебных Трав" и "Лотосовый Сад Богов", но никто не мог сказать, как туда добраться.
Когда в этом регионе англичане установили свою власть, Бутан и его король подписали соглашение, согласно которому управление над страной передавалось англичанам в обмен на то, что они никак не лезли во внутренние ее дела (т.е. фактически англичане могли делать только внешнеполитические заявления от имени Бутана). Позже ровно такой же договор был подписан с Индией. Можно сказать, что историческая изоляция закончилась только в 1950 г., когда Китай захватил Тибет и решил предъявить свои претензии и к Бутанским землям. Бутану пришлось разрешить размещение союзных индийских гарнизонов на своих границах, но для этого пришлось проложить дороги. Китай после этого снял свои территориальные претензии, а связь Бутана с Индией стала доминирующей во всех внешних отношениях.
Первый бутанский король появился 17 декабря 1907 года, и звали его Юджен Ванчгук. Он был единогласно выбран всеми Региональными Правителями и духовной властью в качестве правителя и коронован как Друк Гуалпо - Драгоценный Правитель Народа Дракона.
Сейчас же в королевстве Бутан новый король этой династии, пятый по счету. В 2007 г. старый король Друк Гуалпо Жигме Сингуе Ванчгук (который, кстати, разрешил ограниченное посещение страны туристами) решил передать правление воспитанному на Западе сыну. Тот, в свою очередь, решил развить демократию в стране, с какой целью провел "тренировочные" выборы в том же 2007 году (бутанцам надо было показать, как это работает). На выборах жители почти поголовно поддержали монархию, которая проходила под видом партии "желтого огнедышащего дракона". Если бы выборы были настоящими, то 46 из 47 голосов в парламенте были бы за монархом.
Это объясняется не столько отсталостью страны от жизни, сколько тем, что бутанцы считают неприемлимым для себя демократический образ жизни. Они все прекрасно знают, но не торопятся с принятием демократии. И одна из причин такого поведения - Непал. Кто-то говорит, что о нем просто не знают, но это неправда.
На самом деле Бутан многие годы "не замечает" соседнего Непала, считая, что они погрязли в западном образе жизни, подыгрывании туристам и т.п. Обвиняется в первую очередь демократия в Непале, поскольку, как считают бутанцы, именно она повинна в нестабильности жизни у соседей. Отсюда такая непопулярность выборов и стремление к консерватизму. Многие бутанцы сознательно отказываются от грехов западной цивилизации. Например, они не только не курят (курение запрещено законом и за попытку продать сигареты местному населению, любой иностранец может быть немедленно выдворен из страны), но и не смотрят телевизор. Сознательно не смотрят.
«Каковы в стране люди, таковы в ней и драконы» — гласит бутанская пословица.
Кстати, при этом дети Бутана (не все, но многие) получают, как правило, неплохое образование, часто за границей, в Европе, Америке или Японии, что не мешает им придерживаться одной из самых строгих консервативных систем жизни в мире.
Здесь можно посмотреть фотоотчет о путешествии в Бутан известного веб-дизайнера Артемия Лебедева.
Элена посмотрела на студентов, явно ждущих возвращения в Хогвартс.
- А чего вы ждете все? Разбивайте лагерь. Нам предстоит еще очень длинный визит в Тибет. Прямо завтра и продолжим... А пока можете на досуге посмотреть фотографии Бутана.
Домашнее задание.
Опишите дракона Бутана, на кого он похож, откуда прилетел, кто родственники...
(до 3 баллов)
Что-то я не вижу бутанских змей. Их совсем нет в мифологии? (2 балла)
Найдите мне еще одну историю про дракона Бутана. (2 балла)
Несколько сложная задача. Представьте, что вы хотите попасть из Индии в Китай или наоборот. Причем приспичило вам туда попадать не морским путем, что удобно, и не северным, в обход гор, что долго. А вот прямо напрямую через горные хребты и перевалы.
Попробуйте проложить маршрут Индия-Бутан-Тибет. И описать мне: а) как можно двигаться (по карте, по карте), б) как предположительно будет меняться дракон на маршруте, в) что ожидать от дракона Тибета и г) что уже видно у дракона Бутана. (до 5 баллов)