Рекомендации по изучению курса "История древних цивилизаций"
В самом начале я хочу сказать, что у меня появился целый сайт, посвященный древним цивилизациям, на котором лежат и эти лекции, и новые (в частности, связанные со славянской историей). Все обновления тоже находятся на этом сайте.
Большую часть лекций можно читать совершенно независимо друг от друга, но все же есть несколько базовых, изучение которых поможет освоиться в остальных и заодно послужит фундаментом, без которого будет довольно-таки сложно двигаться вперед.
Главной идеей, которую я все время пытаюсь развить, является неслучайность развития цивилизаций и законов развития цивилизаций.
Главный же закон любой цивилизации - стремление людей выжить. Остальные "свойства" человека: наука, культура, место проживания, образ жизни и государства вытекают из этого стремления.
Если Сахара становится безводной, жители не ложатся и не умирают в огромных количествах, а меняют охотничество на земледелие. Но Сахара наступает и благодатный край становится пустыней. Люди группируются вокруг Нила и начинают зависеть от его прихотей. Справится с разливом Нила можно только в условиях жесткой дисциплины жителей целого ряда областей, что неизбежно порождает сильное государство. А информация о непростых земледельческих приемах, времени разлива реки, ирригационные системы требуют развития механики, инженерного дела, астрономии и их базы - письменности.
Первые цивилизации не могли возникнуть ни там, где было слишком жарко, ни там, где слишком холодно. Они не могли возникнуть у кочевых или охотничьих племен, они могли возникнуть только у земледельцев, да еще не в слишком большой полосе широт в определенных климатических условиях.
Одним из основных условий развития цивилизаций было уже несколько факторов: возможность обмена с соседями, живущими в похожих условиях. И не только информацией, но и семенами растений, одомашненными животными и т.п. У американских индейцев в руках была только кукуруза и то ее пришлось очень долго культивировать, в то время, как у евроазиатских цивилизаций таких культур было множество, к тому же они еще и обменялись ими.
Одним словом, я везде пыталась найти логику.
А эта логика подразумевает "правильную" последовательность изучения курса. Во всяком случае я настоятельно рекомендую начать его изучение в следующем порядке:
Эти четыре лекции рассказывают о первых четырех цивилизациях Земли, во всяком случае из известных нам на сегодняшний день. Я также настоятельно рекомендую выполнять домашние задания, поскольку обычно их задача состоит не только в поиске правильного ответа, но и в "перенаправлении" воображения студента в сторону древних цивилизаций. Ведь не секрет, что наше сознание пытается оперировать привычными ему понятиями XX-XXI века. Простой вопрос о том, чем питались египтяне и как хранили еду, неизменно вызывает затруднения, хорошо демонстрирующие проблему восприятия. В частности, почти все первым делом думают о хранении мяса и предлагают варианты ОХЛАЖДЕНИЯ. В то время как про соление, вяление и копчение почти поголовно забывают. И уж совсем единицы помнят и понимают, что главной задачей было сохранение зерна, а не мяса. Одним словом, домашние задания в каждой лекции сделаны "не просто так" и выполнение их существенно может продвинуть в понимании курса в целом.
Далее можно следовать тремя независимыми путями.
Можно идти "историческим" путем и изучить следующие две цивилизации - Крита и Финикии, после чего перейти к Македонскому, который, по сути, завершает эпоху древнего мира. (Я надеюсь в этой части когда-нибудь появится еще много других лекций.)
Или изучить две связанные темы: Языки мира и Арийцев.
По правде сказать, если вы собрались изучать исторически связананные лекции, то имеет огромный смысл заглянуть на лекции по драконологии. По сути, в них рассматривается мифология страны, в которой изучается дракон, что означает, что затрагивается ряд исторических и культурных вопросов, которые помогут разобраться в теме. И это уж не говоря о том, что там есть много полезных ссылок!
Для нахождения этих лекций можно пройти в кабинет Драконологии или просто посмотреть все лекции одним списком.
Можно изучить три лекции по происхождению человека (только помните, что история, а уж тем более биология, никогда не работают столь "линейно", как это написано у меня в лекциях):
Курс предполагался двухсеместровым. Эта лекция подводила итоги первого семестра, так что может быть определенной вехой в изучении.
Остается добавить, что для желающих изучать этот курс (или другие мои курсы) я доступна по .