Вернуться на страничку без музыки. | Чтобы зазвучала музыка Китая - нажмите на "воспроизведение". Композиция называется Цветные облака гонятся за Луной |
У китайцев есть только один миф, рассказывающий о происхождении Вселенной. Варианты его различаются, конечно, но не слишком сильно. Основная версия звучит так. Сначала не было земли, неба и людей, существовал лишь хаос в форме огромного яйца. В этом космическом яйце спал первый человек — Паньгу. Через 18 тысяч лет он проснулся, выпрямился и разбил скорлупу. И тут же масса, заполнявшая яйцо, разделилась на две части. Темная и тяжелая – инь – ушла вниз и образовалась земля, а легкая и светлая – ян – вознеслась вверх и превратилась в небо. Затем Паньгу испугался, что они соединятся, встал между небом и землей и уперся как следует. Потом Паньгу начал расти, и расстояние между небом и землей с каждым тысячелетием увеличивалось. Когда земля и небо стали твердыми, великан взял топор и принялся высекать из каменных глыб звезды, луну, солнце, деревья, травы и животных. Другие легенды гласят, что Паньгу создал гору, чтобы она отделяла небо от земли. Дракон в древнем Китае был олицетворением союза земли и неба. Кругом, где они соединялись, и кровь дракона состояла из цветов земли (желтого) и неба (темного). Инь и Ян... Он даже сообщил сначала императору, а уж тот - народу Китая - об их сущестовании, как двух космических первоначал. И нарисовал значок круга, их соединяющего. Вот такой - . Позже, дракон отделился от земли и стал чистым воплощением силы ян. Что такое инь-ян для китайцев? Древние китайцы считали, что весь мир устроен гармонично и действует согласно «вселенскому церемониалу». Однако, мир полон противоречий - между добром и злом, любовью и ненавистью, рождением и смертью, светом и тьмой, жарой и холодом… А самое важное, что в мире эти противоположности вовсе не борются друг с другом, а образуют нерасторжимую пару. Ну, как представить себе день без ночи или жизнь без смерти? Так и родилось представление, что все существующие в мире противоречия и пары имеют один источник - космические начала Инь и Ян. Инь — темное женское начало, оно соотносится с северо-востоком и северо-западом, а также с луной, зимними холодами, мягкостью и слабостью. Ян, светлое мужское начало, связано с юго-востоком и юго-западом, а значит, слетом, огнем, солнцем. И, конечно же, с твердостью и силой: ведь это истинно мужские качества. Хотя Инь и Ян противоположны друг другу, на их взаимодействии основана вся жизнь Вселенной. Их сложные отношения – это и есть мировая гармония. Инь и Ян изображали в виде черно-белой эмблемы. Но еще более популярными в Китае были образы играющих фантастических животных: Лазурного Дракона и Красного Феникса. В Китае существуют четыре божественных животных. И дракон был главным из них. Дракон был самым мудрым и милосердным и одаривал достойных. И не удивительно, что дракон был символом милосерднейшего из людей — императора. Иногда, императора так и называли – дракон – и считали, что в его жилах течет драконья кровь. Сами же драконы находятся на вечной императорской службе. Императорский дракон Китая имел пять когтей на лапах и был небесно-лазурного цвета. Никто иной, кроме императора Китая, под страхом смертной казни не смел носить такую символику на одежде, украшать ей дома и делать рисунки. Трон императора именовался Троном Дракона; лицо императора - Лицом Дракона. Волшебным числом дракона считалось число девять, поэтому на халате императора Китая можно видеть девять лазурных драконов. Кстати, большой знаток Китая, Люк Руджери из Рейвенкло нашел, что одежда императора могла быть так же и желтой, что символизировало в Китае землю, центр мира и сам Китай. Но это не отменяет сказанного о драконах. Драконы много что принесли народу, кроме философии вселенской гармонии, основанной на взаимодействии ин и ян. Например, все вы, наверное, слышали, что китайский язык сложен в частности потому, что он использует в письменности ИЕРОГЛИФЫ – специальные символы, означающие определенные понятия. Каждый символ обычно означает несколько понятий, что делает перевод с китайского весьма проблематичным занятием. Откуда же в этой стране взялся такой интересный способ письма? Строго говоря, конечно, все народы Земли проходили в своей истории этап иероглифической записи, но только в Восточной Азии, иероглифическое письмо достигло небывалого расцвета. А произошло это так. Однажды, прогуливаясь по берегу реки Хуанхэ, Фу Си – один из родоначальников человечества – увидел дракона, на спине которого просматривались отчетливо некие непонятные знаки. Любознательный Фу Си, которого считали первым из китайских императоров, тут же срисовал их. Потом обратил внимание, что полученные рисунки сходны со следами птичьих лап на песке близлежащей отмели. Фу Си стал сопоставлять рисунки и в результате преподнес народу Китая еще один из своих даров — начертал восемь первых триграмм, от которых, взяла начало китайская письменность. В те времена драконы в Китае были чем-то совершенно обыденным. Они могли, как оборотни, перекидываться в людей, сохраняя сердце и кровь дракона в своих жилах. Характер драконов был переменчив, как стихии, но их любили и считали, что именно драконы даруют блага людям. Именно в Китае появилась впервые наша наука – драконология. И ей были известны не только природа дракона, но и его физиология и даже психология. Например, на вопрос как рождаются драконы, драконоведение отвечало так: в виде небольших змей встречались самец с самкой, затем самка откладывала на берегу рек яйца, внешне походившие на крупные камни. Зародыш в яйце развивался крайне долго. Некоторые исследователи полагали, что никак не меньше, чем 1000 лет. Далее, из яиц начинала струиться вода, а драконы-родители издавали громкие крики, попеременно то поднимая, то успокаивая ветер. Под гром, молнии и проливной дождь – будущие вечные символы драконов – маленькие змейки-дракончики выбирались из яйца. И далее, ему предстояло полторы тысячи лет достижения полного роста. Еще 500 росли рога. И еще 1000 развивались крылья. Отсюда понятно, почему сейчас встретить дракона столь сложно в мире. Возможно, всех китайских драконов уже выбили драконьеры. Кстати, мало кто из драконов достигал полного развития – ведь на это требовалось 4000 лет. Поэтому, часто легенды описывают их как бескрылых существ, но все равно умеющих летать. Впрочем, существовали и другие версии – более простые технически. В провинции Хунань, например, каждую весну тысячи карпов устремлялись вверх по течению стремительной Желтой реки в надежде преодолеть особенно трудную быстрину, называемую Драконьи врата. Те из них, кому удавалось перескочить пенистый порог (говорили, что таковых каждый год насчитывалось ровно семьдесят один), попадали в круговерть дождя, ветра и огня, из которой они выходили уже не рыбами, но благородными драконами. Из этой истории люди вывели аналогию со своей собственной жизнью. Про выдержавших невероятно трудный экзамен на замещение государственных должностей говорили, что они «проскочили сквозь Драконьи врата». Подобные испытания нашли свое отражение и в литературе, и в других видах искусств. Великий японский поэт, основатель жанра хайку, Басё так написал об этом: Водопад "Врата дракона" Только ценителю тонких вин Расскажу, как сыплется водопад В пене вишнёвых цветов... Басё А один очень талантливый художник-керамист, живущий в России, Владимир Юделевич на основе этого стихотворения создал чашу-картину сакадзуки (для саке). Желающим, кстати, я рекомендую заглянуть к нему на сайт и познакомиться с массой интереснейших работ. Стихией дракона в Китае без сомнения была вода. В каждой реке, озере, пруду и даже колодце имелся свой дух-дракон, который ей правил. Если дожди не выпадали в положенный срок, крестьяне приходили на берег с гонгами и цимбалами, чтобы разбудить спящих духов и приносили им в жертву небольшие грубо вылепленные из глины фигурки. Однако, иногда это не помогало и тогда уже в ход шли другие средства. Кстати, общаться с драконами и видеть их могли только герои и императоры. Ну, на худой конец – высокопоставленные чиновники. Простым крестьянам драконы на глаза не попадались. Тем не менее, каждый год, примерно в мае, в период засухи в июне, в период дождей, во всем Китае до сих пор идут шествия и праздники в честь дракона, которые так и назывались по-китайски ци юй - "моления о дожде". Обычно во главе шествия несут фигуру дракона, но на юге Китая можно встретить вместо дракона фигуру вполне живого и реального крокодила. Легенда рассказывает, что однажды в море заболел царь драконов Да Ван и никто во всем море не смог его вылечить. Так что пришлось ему обращаться за помощью к людям. Опытный целитель обнаружил, что сердце Да Вана бьется иначе, чем у людей, и пришлось тому признаваться кто он такой и принять свой истинный облик. Тогда врач обнаружил, что под чешую дракона на пояснице заползла сколопендра, которая и причиняла ему сильную боль. Удалив сколопендру, целитель смазал мазью поврежденную чешую, и боль прошла. В знак благодарности царь драконов обещал ниспосылать людям хорошую погоду и благополучие. С тех пор появилась традиция исполнения танца дракона. Невероятной магической силой обладала жемчужина китайского дракона, которой он играет всю свою жизнь. В этой жемчужине заключены молнии, она дарует фантастическое долголетие драконов и приносит удачу. Если ее отобрать – дракон становится совершенно бессильным. Впрочем, если лишить дракона возможности соприкасаться с водой, они тоже становились гораздо слабее, и часто это позволяло «приучить» дракона и держать его на положении комнатной собачки. Еще драконы боялись множества разнообразных вещей - железа, пчелиного воска, сороконожек, тигров и даже выкрашенных в пять цветов шелковых нитей. Если говорить о других стихиях, подвластных дракону, то известно, что любой дракон Китая может летать, хотя крылья имеют единицы. Более того, они любят парить среди облаков, созерцая свысока землю или общаться со звездами. Жить же драконы любят не только рядом с водой, но и рядом с особыми земными жилами, в которых сосредотачивается магия земной стихии. Что же касается огня, то, разумеется, китайский дракон, как и его западные собратья – огнедышащий. Ну, вот, пожалуй, и все на сегодня. |
Когда-то давно я читала свои лекции в Хогвартсе Сириуса, но те времена давно прошли. Желающие пройти мой курс драконологии, представляющий собой курс мировой мифологии, могут обращаться на е-мэйл.
В кабинет. На следующий урок. Лекция по Китаю из моего курса Истории древних цивилизаций (ИДЦ) |
Мой виртуальный мир. |